Продажа просроченных продуктов грозит штрафом до 600 тыс. рублей с конфискацией

Роспотребнадзор подготовил обзор судебной практики и на его основе разъяснил, по каким статьям КоАП РФ следует квалифицировать различные виды правонарушений. Наибольшее внимание уделено разграничению составов правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 14.43 КоАП РФ.

По части 1 ст. 14.43 КоАП РФ наказывается нарушение санитарных правил СП 2.3.6.1066-01, устанавливающих обязательные требования к хранению и реализации пищевых продуктов.

Например, реализация пищевой продукции с истекшим сроком годности или несоблюдение температурного режима хранения пищевой продукции в холодильном оборудовании.

Это подтверждено, в частности, в Определении ВАС РФ от 25.01.2013 № ВАС-18450/12: суды признали, что за данные нарушения Роспотребнадзор правомерно наложил на компанию как на продавца продуктов питания населению штраф в размере 100 тыс. рублей. Имеется достаточно много судебных актов, отражающих аналогичную позицию.

Однако если реализация пищевых продуктов с истекшими сроками годности создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, то такое нарушение также может караться по ч. 2 ст. 14.43 кодекса. Вместе с тем, учитывая строгость данной санкции для юрлиц – штраф от 300 до 600 тыс. рублей с конфискацией, в каждом конкретном случае органы Роспотребнадзора должны доказывать и обосновывать факт возникновения такой угрозы.

По части 2 ст. 14.43 КоАП РФ также карается нарушение санитарно-эпидемиологических требований к личной гигиене персонала и производственному контролю работником (продавцом, сотрудником склада, пекарем, поваром, кондитером и подобные профессии), который непосредственно участвует в процессе производства, хранения или реализации продукции. Например, допуск работников к выполнению таких работ без прохождения обязательного медосмотра либо отсутствие условий для соблюдения ими правил личной гигиены.

Это подтверждено в Постановлении Одиннадцатого ААС от 14.08.2012 № А55-14787/2012: общество было оштрафовано на 300 тыс. рублей, в частности, за допуск к работе в цех молочной продукции сотрудников, не прошедших медосмотр.

А вот нарушение работодателем порядка прохождения медосмотров работниками, напрямую не связанными с производством и оборотом продукции (бухгалтером, секретарем, юристом и т.п.), образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.

В связи с изложенным Роспотребнадзор подчеркивает, что проверяющие должны отделять одни нарушения от других и не записывать абсолютно все выявленные ими нарушения в один протокол. В противном случае в последующем при рассмотрении дела в суде должностные лица не могут пояснить (а суду будет трудно разобраться), к какому именно процессу, связанному с продукцией, относятся выявленные ими нарушения.

ПИСЬМО Роспотребнадзора от 29.04.2013 № 01/5020-13-32
«О судебной практике по делам об административных правонарушениях за 2012 год – первый квартал 2013 года»

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

 

Примечание редакции:

Роспотребнадзор подготовил обзор судебной практики и на его основе разъяснил, по каким статьям КоАП РФ следует квалифицировать различные виды правонарушений. Наибольшее внимание уделено разграничению составов правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
По части 1 ст. 14.43 КоАП РФ наказывается нарушение санитарных правил СП 2.3.6.1066-01, устанавливающих обязательные требования к хранению и реализации пищевых продуктов.

Например, реализация пищевой продукции с истекшим сроком годности или несоблюдение температурного режима хранения пищевой продукции в холодильном оборудовании.

Это подтверждено, в частности, в Определении ВАС РФ от 25.01.2013 № ВАС-18450/12: суды признали, что за данные нарушения Роспотребнадзор правомерно наложил на компанию как на продавца продуктов питания населению штраф в размере 100 тыс. рублей. Имеется достаточно много судебных актов, отражающих аналогичную позицию.

Однако если реализация пищевых продуктов с истекшими сроками годности создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, то такое нарушение также может караться по ч. 2 ст. 14.43 кодекса. Вместе с тем, учитывая строгость данной санкции для юрлиц – штраф от 300 до 600 тыс. рублей с конфискацией, в каждом конкретном случае органы Роспотребнадзора должны доказывать и обосновывать факт возникновения такой угрозы.

По части 2 ст. 14.43 КоАП РФ также карается нарушение санитарно-эпидемиологических требований к личной гигиене персонала и производственному контролю работником (продавцом, сотрудником склада, пекарем, поваром, кондитером и подобные профессии), который непосредственно участвует в процессе производства, хранения или реализации продукции. Например, допуск работников к выполнению таких работ без прохождения обязательного медосмотра либо отсутствие условий для соблюдения ими правил личной гигиены.

Это подтверждено в Постановлении Одиннадцатого ААС от 14.08.2012 № А55-14787/2012: общество было оштрафовано на 300 тыс. рублей, в частности, за допуск к работе в цех молочной продукции сотрудников, не прошедших медосмотр.

А вот нарушение работодателем порядка прохождения медосмотров работниками, напрямую не связанными с производством и оборотом продукции (бухгалтером, секретарем, юристом и т.п.), образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
В связи с изложенным Роспотребнадзор подчеркивает, что проверяющие должны отделять одни нарушения от других и не записывать абсолютно все выявленные ими нарушения в один протокол. В противном случае в последующем при рассмотрении дела в суде должностные лица не могут пояснить (а суду будет трудно разобраться), к какому именно процессу, связанному с продукцией, относятся выявленные ими нарушения.