Штрафа за неуведомление о приеме на работу бывшего госслужащего не должно быть, если он не сообщил компании о своем прошлом месте работы

Прокуратура провела в компании проверку соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции. В ходе ревизии выяснилось, что организация взяла на должность юрисконсульта бывшего оперуполномоченным отдела уголовного розыска отдела полиции (уволившегося год назад). Однако в нарушение ч. 4 ст. 12 Закона «О противодействии коррупции» компания в 10-дневный срок не сообщила об этом бывшему работодателю данного сотрудника (в региональное Управление МВД РФ).

В связи с этим в отношении организации был составлен протокол ст. 19.29 КоАП РФ, а мировой судья назначил штраф в размере 100 тыс. рублей. Районный и региональный суд с этим согласились.

Верховный Суд отменил эти решения и признал штраф незаконным.

Высшие судьи указали, что в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ прокуратуре и судам следовало выяснить, есть ли вина компании в совершении вмененного ей правонарушения.

Согласно данному кодексу, юрлицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Действительно. Закон «О противодействии коррупции» обязывает работодателя при заключении трудового или гражданско-правового договора с гражданином, замещавшим определенные должности госслужбы, в течение двух лет после его увольнения, в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора его бывшему работодателю.

Вместе с тем, данной обязанности работодателя корреспондирует закрепленная в ч. 2 этой же статьи обязанность гражданина сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

В данном же случае новый сотрудник при трудоустройстве не сообщил о последнем месте своей службы, не предоставил трудовую книжку и не заполнял анкету.

Таким образом, организации не было известно о его прежнем месте работы. Следовательно, ее вины в нарушении изложенной нормы закона о противодействии коррупции и, соответственно, состава правонарушения по ст. 19.29 КоАП нет.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 19.04.2017 № 49-АД17-4

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

Примечание редакции:

за день до этого Верховный Суд вынес такое же решение по аналогичному делу РФ Постановление от 18.04.2017 № 82-АД17-6. Кроме того, позиция о том, что отсутствие у работодателя сведений о прежнем месте службы гражданина свидетельствует об отсутствии его вины и состава правонарушения была изложена в п. 6 Обзора судебной практики по ст. 19.29 КоАП РФ, утв. Президиумом ВС РФ 30.11.2016, а еще ранее – в Постановлении ВС РФ от 20.12.2013 № 31-АД13-4.
Кстати, на днях Роструд выпустил в помощь работодателям «Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией» (документ доступен в СПС «КонсультантПлюс»).
В этом документе в числе прочего указано, что госслужащий, не сообщивший новому работодателю о своем прежнем месте работы, несет за это ответственность – закон обязывает нового работодателя за это расторгнуть с ним трудовой (гражданско-правовой) договор.