Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Цену госконтракта иногда можно увеличить более чем на 20 процентов

Верховный Суд РФ изучил вопросы, поступившие из судов, и подготовленные ими обобщения судебной практики, которые связаны с применением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В итоге был сформирован перечень правовых позиций, состоящий из 43 пунктов с примерами.

Предваряя этот список, ВС РФ отметил, что для правильного разрешения данной категории споров большое значение имеет определение соотношения между положениями Закона № 44-ФЗ и ГК РФ. Поскольку законодательство о контрактной системе основывается на положениях ГК РФ, при разрешении споров нужно руководствоваться нормами Закона № 44-ФЗ, толкуемыми во взаимосвязи с положениями Кодекса, а при отсутствии специальных норм – непосредственно нормами ГК РФ.

В числе правовых позиций Верховным Судом РФ выработаны, например, следующие семь.

ТАБЛИЦА: «7 из 43: правовые позиции ВС РФ по госзакупкам»

Позиция

Пример

По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки

Медучреждение (заказчик) установило требование о поставке лекарственного препарата в определенной упаковке – во флаконе или ином эквиваленте, позволяющем обеспечить герметичность упаковки после вскрытия.

Это обусловлено спецификой назначения и способа его применения: вскрытая ампула не позволит сохранить препарат в герметичном состоянии в течение необходимого времени применения и он будет непригоден к использованию. Поэтому закупка препарата в ампулах приведет к неоправданному расходу лекарственных средств.

Флакон же после вскрытия позволяет использовать и хранить лекарственное средство в течение необходимого периода времени

 

Включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе

Заказчик включил в аукционную документацию требования к закупаемому товару (лекарственная форма, дозировка, форма выпуска), которые не относятся к фармакологическим свойствам лекарственного препарата, никак не связаны с терапевтической эффективностью и не обусловлены спецификой назначения и применения закупаемого препарата, но прямо свидетельствуют о единственном производителе данного лекарственного средства.

Кроме того, документально не подтверждено, что любой из участников аукциона имел возможность приобретать лекарственные средства этого производителя в целях поставки их для нужд заказчика

 

При проведении закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг

 

Заказчик объединил в один лот технологически и функционально связанные товары: компьютеры и программное обеспечение, без которого невозможно использование компьютерной техники.

Обратный пример: в один лот включены подготовка проектно-сметной документации и выполнение строительно-монтажных работ. Результатом такого объединения является необоснованное ограничение количества участников конкурса ввиду того, что проектные и строительные работы представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы

При наличии законодательного запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок участник аукциона должен представить документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке товара

В составе второй части заявки общества в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, представлена декларация за собственной подписью: в документе указано, что поставляемый товар произведен в РФ.

Подобный документ не является допустимым доказательством, если в отношении продукции действовал запрет, установленный Постановлением Правительства РФ № 1224 (продукция для нужд обороны страны и безопасности государства). В таком случае необходимо представить, например, сертификат о происхождении товара, выдаваемый в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 по форме СТ-1

Стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом

В процессе строительства была выявлена невозможность его завершения в срок, в связи с чем сторонами контракта было подписано дополнительное соглашение о переносе срока ввода объекта в эксплуатацию.

В соответствии с п. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и ст. 95 данного закона.

Временная невозможность исполнения обязательств исполнителем среди этих случаев не упомянута

При несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по контракту продлеваются на период просрочки заказчика

Автомобильная дорога с мостом через реку к установленному в договоре сроку не построены по причине допущенной самим заказчиком просрочки передачи строительной площадки в состоянии, пригодном для осуществления подрядчиком работ.

Задержка была вызвана несвоевременным выполнением контрагентом заказчика работ по переносу газопровода, нахождение которого в зоне строительства препятствовало выполнению работ. При этом подрядчик неоднократно письмами уведомлял заказчика о необходимости скорейшего выполнения работ по выносу сетей газоснабжения с территории застройки для соблюдения сроков строительства. Однако данные работы были завершены с существенной просрочкой, что и повлекло перенос сроков выполнения работ подрядчиком

При таких обстоятельствах заказчиком фактически не исполнена предусмотренная законом и договором обязанность по своевременному предоставлению земельного участка в состоянии, соответствующем условиям договора и обеспечивающем своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок (ст. 747 ГК РФ). Поэтому срок выполнения работ продлевается на период просрочки заказчика

Стороны контракта по общему правилу не вправе заключать дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение цены контракта более чем на 10 процентов.

Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10 процентов, является ничтожным, если иное не следует из закона

 

В процессе исполнения контракта была выявлена необходимость закупки дополнительных единиц товара, в связи с чем по предложению заказчика было заключено дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение цены контракта более чем на 20 процентов.

Поставка была произведена в новом согласованном объеме, однако заказчик отказался от оплаты стоимости дополнительного оборудования, так как условие допсоглашения является ничтожным, как противоречащее закону.

Обратный пример: подрядчик выполнил дополнительные работы, необходимые для обеспечения годности и прочности результата работ. Доказательств того, что подрядчиком фактически выполнены самостоятельные по отношению к заключенному контракту работы, нет. При этом отсутствовали основания полагать, что выполнение работ в сложившейся ситуации иным лицом было бы возможно без увеличения их стоимости.

В этом случае играет роль специфика отношений, складывающихся в сфере строительства, которая уже в силу своего существа создает возможность выявления в ходе исполнения обязательства дополнительных работ и в связи с этим обуславливает приоритетную необходимость применения норм ст. 743 ГК РФ наряду с положениями Закона о контрактной системе.

Так, в силу п. 3, 5 ст. 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику и обосновать необходимость немедленных действий в интересах заказчика.

При согласии заказчика подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам.

При этом, с учетом ст. 8, ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе, увеличение объема работ по контракту, в том числе когда оно превышает 10 процентов от цены или объема, допустимо исключительно в случае, когда их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы.

К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, также могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть учтены в техдокументации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.

По смыслу приведенных норм, если заказчик согласовал действия по проведению дополнительных работ, необходимых для завершения технологического цикла и обеспечения годности и прочности их результата, последующий отказ в оплате дополнительных работ создавал бы возможности для извлечения им преимуществ из своего недобросовестного поведения, что противоречит п. 4 ст. 1 ГК РФ

«ОБЗОР судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"