Введение торгового сбора не противоречит Конституции РФ

Группа депутатов попробовала оспорить конституционность Закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ, включившего в НК РФ положения о торговом сборе (ТС), а также столичного Закона от 17.12.2014 № 62, установившего его на территории Москвы.

По их мнению, с введением ТС были нарушены гарантии единого экономического пространства РФ и принципы конкуренции:

— сбор платится только в Москве, это ставит в неравное положение столичных предпринимателей по сравнению с теми представителями бизнеса, кто ведет торговлю на других территориях страны;

— московские тарифы ТС для отдельных видов объектов торговли чрезмерны для плательщиков, правила их определения не позволяют субъектам МСП конкурировать с крупными торговыми сетями.

Суд не согласился с такими выводами депутатов и отказался удовлетворить их требование.

Фемида разъяснила, что закон № 382-ФЗ лишь предусматривает в городах федерального значения введение ТС как их право, а не обязанность. Указанный закон был одобрен Советом Федерации, призванным представлять и защищать интересы субъектов РФ.

Судом установлено, что ТС распространяется на розничную торговлю, которая ориентирована на местных потребителей и условия осуществления которой, как правило, прямо зависят от места осуществления. Поэтому нет оснований рассматривать ТС как препятствие для свободного движения товаров на территории РФ. Более того, столичный Закон «О торговом сборе» выстраивает связь между размером сбора и местом осуществления торговли, дифференцируя ставки в зависимости от территории, на которой находится торговый объект.

Фемида отметила, что законодатель увязал взимание ТС с другими режимами налогообложения, предусмотрев освобождение от его уплаты для ИП, применяющих ПСН, и налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения для сельхозпроизводителей. Также для облегчения финансовой нагрузки на бизнес предусмотрено уменьшение иных налогов на сумму уплаченного ТС.

В силу же вытекающего из Конституции РФ принципа налогового федерализма региональные и местные отличия в системах налогообложения не могут рассматриваться как нарушение принципа равенства.
В результате, КС посчитал дальнейшее рассмотрение запроса депутатов нецелесообразным.

Определение Конституционного Суда РФ от 11.10.2016 № 2152-О
«По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и Закона города Москвы «О торговом сборе»

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

Официальный интернет-портал правовой информации, 27.10.2016