Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПИСЬМО ФНС РФ от 10.12.2019 № ЕД-4-20/25384@

Вопрос: О применении ККТ при осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 10 декабря 2019 г. N ЕД-4-20/25384@

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение от 19.11.2019, благодарит за внимание к реформе контрольно-кассовой техники и сообщает, что ФНС России не обладает правом законодательной инициативы.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1173 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Вместе с тем считаем возможным отметить, что целями Федерального закона N 54-ФЗ является обеспечение интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.
Согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Положениями статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ определен термин «расчеты», под которым понимается, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов.
Обращается внимание, что в соответствии с пунктом 5.1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователь при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети Интернет) вправе не выдавать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и в случае непредоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты, а также вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных) вне корпуса автоматического устройства для расчетов при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа.
При этом автоматическое устройство для расчетов — это устройство для осуществления расчета с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 5.8 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ.
Согласно пункту 5.8 Федерального закона N 54-ФЗ в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство Российской Федерации предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 данной статьи, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).
Кроме того, пунктом 5.9 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте обязанность по направлению покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пунктах 2, 3, 5.7 и 5.8 данной статьи, может быть исполнена пользователем путем предоставления покупателю (клиенту) указанных документов (билетов) и талонов на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети Интернет, кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета.
Таким образом, нормами Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрены специальные условия применения контрольно-кассовой в целях снижения издержек организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа транспортом (в том числе при реализации билетов водителями и кондукторами), предлагается применять одну единицу контрольно-кассовой техники, с помощью которой возможно осуществление фискализации расчетов на всех принадлежащих им транспортных средствах, используемых для перевозки пассажиров, что позволяет фискализовать расчеты без значимых затрат.
Кроме того, предусмотрена возможность отказа от печати кассового чека на бумажном носителе. Так, пользователь контрольно-кассовой техники сможет исполнить обязанность по предоставлению кассового чека путем отражения QR-кода на валидаторе или напечатать QR-код на проездном билете, и пассажир, в случае необходимости, сможет самостоятельно считать с помощью, например, своего смартфона такой QR-код и получить кассовый чек, что не приведет к увеличению времени обслуживания пассажиров.
Учитывая изложенное, в настоящее время уже идет законодательный процесс, направленный на совершенствование и упрощение фискализации расчетов в сфере транспорта.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ
10.12.2019

——————————————————————