Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 16.06.2016 № 5-АПГ16-27

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июня 2016 г. N 5-АПГ16-27

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Барулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества «18-й таксомоторный парк» о признании не действующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»
по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского городского суда от 26 января 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя акционерного общества «18-й таксомоторный парк» по доверенности и ордеру адвоката Багрянцева П.Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Правительства Москвы Федотова П.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Правительство Москвы постановлением от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП (далее — постановление Правительства Москвы N 700-ПП) утвердило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее — Перечень), на 2015 год в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 «О налоге на имущество организаций» (далее — Закон города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64).
Постановление Правительства Москвы N 700-ПП опубликовано 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и 2 декабря 2014 г. в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы», N 67.
В пункт 3608 Перечня включено здание с кадастровым номером 77:05:0004003:1156, расположенное по адресу: г. Москва, 1-й Нагатинский пр., д. 15 (далее — здание, объект недвижимости), принадлежащее на праве собственности акционерному обществу «18-й таксомоторный парк» (далее — АО «18-й таксомоторный парк», Общество).
Общество обратилось в суд с уточненным административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим пункт 3608 Перечня со дня его принятия, мотивируя тем, что здание не обладает указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данного здания в Перечень неправомерно возлагает на Общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 26 января 2016 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить судебный акт, как принятый с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение.
Относительно апелляционной жалобы Правительство Москвы и прокуратура города Москвы представили возражения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела жалобу в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
На территории города Москвы налог на имущество организаций введен в действие Законом города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, и законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.
Пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены в том числе отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса) и основания отнесения к ним отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) содержатся в пунктах 3, 4 статьи 378.2 НК РФ.
Упомянутыми положениями статьи 378.2 НК РФ одним из оснований отнесения отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) является его фактическое использование в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания соответственно.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в указанных целях признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) — для административно-делового центра и не менее 20% его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания — для торгового центра (комплекса).
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) может быть одновременно признано административно-деловым центром и торговым центром (комплексом).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее — Порядок). Согласно пункту 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее — Госинспекция).
Признавая правомерным включение здания с кадастровым номером 77:05:0004003:1156 в Перечень, суд первой инстанции принял во внимание акты обследования Госинспекции от 25 августа 2014 г. и от 25 мая 2015 г., согласно которым более 20% общей площади указанного здания фактически используется как в целях делового, коммерческого назначения, так и в целях размещения объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда ошибочным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции установлено, что Общество является таксомоторным парком, насчитывающим около 200 автотранспортных средств. Уставом АО «18-й таксомоторный парк» к основным видам деятельности среди прочих отнесены оказание транспортных, экспедиционных услуг; прокат, техническое обслуживание и ремонт автомобилей; сдача в аренду автотранспортных средств, иного технического оборудования и нежилых помещений, предоставление гаражно-стояночных и складских услуг; продажа автотранспортных средств и запчастей; оказание информационных, торгово-посреднических, представительских услуг предприятиям и организациям всех форм собственности, иностранным фирмам и частным лицам.
В актах обследования Госинспекции от 25 августа 2014 г. и от 25 мая 2015 г. указано, что более 20% общей площади здания фактически используются одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Так, из повторного акта обследования от 25 мая 2015 г. следует, что общая площадь помещений, используемых одновременно в указанных целях, составляет 41,4%, из которых 27,5% (6 974,2 кв. м) используется для размещения объектов бытового обслуживания, 7,2% — для размещения торговых объектов, 1,5% — для размещения объектов общественного питания, 5,2% — офисные помещения.
В ходе судебного разбирательства представитель Правительства Москвы пояснил, что нежилые помещения площадью 6 974,2 кв. м используются для ремонта, технического обслуживания и мойки автотранспортных средств, что является оказанием бытовых услуг.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с частью 1 статьи 19 названного федерального закона запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
Абзацем седьмым части 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в том числе, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Из приведенных нормативных положений следует, что Общество обязано осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
В структуре АО «18-й таксомоторный парк» имеется автомойка на двадцать постов для 20 автомобилей.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 этой статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Доказательств того, что Обществом спорные нежилые помещения используются для оказания услуг по обслуживанию транспортных средств, не принадлежащих АО «18-й таксомоторный парк», административным ответчиком не представлено.
Глава 30 НК РФ не содержит определение понятия «объект бытового обслуживания», однако в силу части 1 статьи 11 НК РФ, по смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых или личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. К отношениям по договору бытового подряда применяются в том числе законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.
Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, понятие объекта бытового обслуживания используется для целей статьи 378.2 НК РФ с учетом указанных выше отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания, в частности выполнение работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.
Анализируя приведенные положения, принимая во внимание специфику деятельности предприятия, а также фактические обстоятельства дела, Судебная коллегия полагает, что поскольку нежилые помещения площадью 6 974,2 кв. м используются для технологического цикла по обслуживанию, хранению и эксплуатации автотранспортных средств таксомоторного парка, доказательства того, что спорные нежилые помещения используются для оказания бытовых услуг потребителям (населению), в материалах дела отсутствуют, то оснований для отнесения указанных помещений к объектам, фактически используемых в целях размещения объектов бытового обслуживания, не имелось.
Таким образом, общая площадь помещений, используемых для размещения офисов, торговых объектов общественного питания и бытового обслуживания (без учета указанных выше помещений площадью 6 974,2 кв. м), не превышает 20% общей площади здания, поэтому принадлежащее обществу здание не отвечает признакам административно-делового центра и торгового центра (комплекса) по смыслу пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64.
Следовательно, включение в пункт 3608 Перечня объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:05:0004003:1156 общей площадью 25 299,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, 1-й Нагатинский пр., д. 15, противоречит требованиям пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64.
Таким образом, суд первой инстанции неправильно применил норму закона и сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, что является основанием для отмены решения суда в силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Московского городского суда от 26 января 2016 г. отменить.
Административное исковое заявление акционерного общества «18-й таксомоторный парк» удовлетворить.
Признать не действующим с момента принятия постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в части включения в пункт 3608 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год объекта недвижимого имущества — здания с кадастровым номером 77:05:0004003:1156 общей площадью 25 299,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, 1-й Нагатинский пр., д. 15.

——————————————————————