Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

КОНСУЛЬТАЦИЯ cлужбы правового консалтинга компании РУНА, от 06.06.2016

Вопрос.
Приняли на работу иностранца с патентом. В ФМС, в течение 3-х дней, отправили уведомление с описью вложения, но без уведомления о вручении. Может ли быть штраф за то, что отправили письмо без уведомления о вручении, но с описью вложения?

Ответ.
П. 6 Приказа ФМС России от 28.06.2010 N 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» содержит четкое требование о необходимости уведомления о вручении при отправке документов почтой. Это дает формальный повод ФМС квалифицировать такую подачу уведомления как осуществленную с нарушением утвержденного порядка. А ответственность, предусмотренная ст. 18.15 КоАП, применима и за нарушение порядка или формы уведомления. Исключить возможность применения штрафных санкций в данной ситуации нельзя, несмотря на то, что фактически обязанность уведомить ФМС была исполнена.

Однако при этом очевидно, что степень вреда и отсутствие умысла не могут соответствовать размеру штрафных санкций за подобные правонарушения, установленные ст. 18.15 КоАП. Поэтому в случае наложения штрафа имеет смысл оспорить как минимум его размер, в том числе и в судебном порядке. Суд вправе учесть наличие смягчающих обстоятельств и уменьшить размер штрафа или вовсе его отменить (например, Решение Ставропольского краевого суда от 05.02.2016 по делу N 7-183/2016).

Подборка материалов по вопросу:

ст. 13, Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» {КонсультантПлюс}

8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
После получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
________________________________________
Приказ ФМС России от 28.06.2010 N 147 (ред. от 12.03.2015) «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации»

6. Уведомление может быть подано на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru).
________________________________________
ст. 18.15, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) {КонсультантПлюс}

3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, —
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
________________________________________
Вопрос: …ООО уведомило территориальный орган ФМС России о заключении трудового договора с иностранцем в установленный срок, но форма уведомления оказалась недействующей. Выявив это, ООО отправило повторное уведомление (действующей формы) 02.06.2015 с сопроводительным письмом, где просило первое уведомление считать ошибочным (недействительным). Время отправления уведомления — 22 часа. Фонд занятости населения и налоговый орган по данному факту уведомлены не были. Будет ли ООО привлечено к административной ответственности? Трудовой договор заключен и вступает в силу 29.05.2015. Уведомления были отправлены через отделение связи с описью вложения и уведомлением о вручении. (Консультация эксперта, 2015) {КонсультантПлюс}

Вопрос: ООО уведомило территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о заключении трудового договора с иностранным гражданином в сроки, предусмотренные Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», однако форма уведомления (Приложение N 19 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147) оказалась недействующей.
Выявив данное нарушение, общество отправило в ФМС России повторное уведомление (действующей формы) 02.06.2015 с сопроводительным письмом, в котором просило первое уведомление считать ошибочным (недействительным). Время отправления уведомления — 22 часа.
Однако фонд занятости населения и налоговый орган по данному факту уведомлены не были.
Будет ли организация привлечена к административной ответственности в данной ситуации?
Трудовой договор заключен и вступает в законную силу с иностранным работником 29.05.2015.
Уведомления были отправлены через отделение связи (Почту России) с описью вложения и уведомлением о вручении.

Ответ: В ситуации когда ООО уведомило территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о заключении трудового договора с иностранным гражданином в сроки, предусмотренные Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ), но по причине отправления недействующей формы отправило в ФМС России повторное уведомление (действующей формы) 02.06.2015 в 22 часа, поскольку повторное уведомление направлено в миграционную службу до 24 часов последнего дня срока (02.06.2015), срок не считается пропущенным.
Что касается уведомления службы занятости и налогового органа о заключении (расторжении) трудового договора, то этого делать не нужно. За организацию это сделает ФМС России.
Соответственно, организация не будет привлечена к ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обоснование: В соответствии с п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ (ред. от 13.07.2015) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
На бумажном носителе уведомление может быть представлено непосредственно в территориальный орган ФМС России или направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении. Данные выводы следуют из положений абз. 2 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 6 Порядка представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства (Приложение N 21 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147).
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
В настоящее время применяются формы и Порядок представления уведомлений, установленные Приказом ФМС России N 147 с учетом изменений, внесенных Приказом ФМС России от 12.03.2015 N 149. Начало действия изменений — 25.05.2015.
В соответствии с абз. 5 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа:
— на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
— на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
— на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В силу п. 1 ст. 194 Гражданского кодекса РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.
Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок (п. 2 ст. 194 ГК РФ).
Подведем итог вышесказанного.
Максимальный срок отправления уведомления в ФМС России — 02.06.2015 (рабочие дни 29.05.2015, 01.06.2015, 02.06.2015).
Поскольку повторное уведомление направлено в миграционную службу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.
Что касается уведомления службы занятости и налогового органа о заключении (расторжении) трудового договора, то этого делать не нужно. За организацию это сделает ФМС России.
Соответственно, организация не будет привлечена к ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

И.Е.Иванова
Консалтинговая группа «Аюдар»
10.11.2015
________________________________________

Статья: Памятка к уведомлению ФМС о найме и увольнении безвизовых мигрантов (Суховская М.Г.) («Главная книга», 2015, N 11) {КонсультантПлюс}

Что грозит, если не уведомить ФМС…

…а также уведомить с опозданием, не по утвержденной форме либо с нарушением установленного Порядка (например, послать уведомление простым письмом)? А грозит весьма нешуточный штраф, причем за каждое неподанное или «неправильное» уведомление:
— для организаций (предпринимателей) — от 400 000 до 800 000 руб.;
— для руководителей — от 35 000 до 50 000 руб.;
— для обычных граждан — от 2000 до 5000 руб.
Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей максимальный штраф за это нарушение составляет соответственно 1 000 000, 70 000 и 7000 руб..

Напомним, что работодателей мигрантов могут оштрафовать за нарушение «уведомительной» обязанности в течение 1 года со дня, следующего за последним днем срока, отведенного для отсылки информации.
________________________________________
Решение Ставропольского краевого суда от 05.02.2016 по делу N 7-183/2016 {КонсультантПлюс}

Как следует из материалов дела, согласно протоколу об административном правонарушении индивидуальный предприниматель Д.А.С. направил в адрес УФМС России по Ставропольскому краю уведомление о заключении трудового договора и гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гр. Е.Р.Г. , с нарушением формы подачи уведомления, установленной в соответствии с требованиями п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Приказа ФМС России от 28 июня 2010 года N 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности территории Российской Федерации».
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении , и проведении административного расследования от 22 октября 2015 года (л.д. 67), протоколом об административном правонарушении от 20 ноября 2015 года (л.д. 7), приказом о приеме работника на работу (л.д. 46), трудовым договором (л.д. 44) и другими доказательствами по делу, которым была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КРФоАП.
Постановление о привлечении указанного лица к административной ответственности вынесено судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КРФоАП для данной категории дел.
Вместе с тем, исходя из конкретных обстоятельств дела, полагаю возможным признать совершенное индивидуальным предпринимателем Д.А.С. правонарушение малозначительным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ), в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.
Следовательно, вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» N от 24 марта 2005 года малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Из материалов дела усматривается, что административное правонарушение, совершенное Д.А.С. по своему характеру и степени общественной опасности не создало угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам общества, государства или гражданам. Правонарушение им совершено впервые, вину признал в полном объеме, нарушения устранены, умысла на совершение правонарушения не имел.
На основании изложенного, нахожу решение судьи подлежащим отмене, а производство по делу прекращению ввиду малозначительности совершенного индивидуальным предпринимателем Д.А.С. деяния.
________________________________________

Также рекомендуем Вам ознакомиться с материалами из СПС КонсультантПлюс по данной теме:

Решение Ставропольского краевого суда от 29.07.2015 по делу N 7а-693/2015 {КонсультантПлюс}

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.05.2016 N Ф03-2278/2016 по делу N А59-4537/2015 {КонсультантПлюс}