Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.03.2020 N Ф01-9412/2020 по делу N А28-2137/2019

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2020 г. по делу N А28-2137/2019

23 марта 2020 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 19.03.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Шуплецова М.Г., доверенность от 27.12.2019,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу третьего лица —
индивидуального предпринимателя Мамаева Романа Сергеевича
на решение Арбитражного суда Кировской области от 01.08.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.11.2019
по делу N А28-2137/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вятская теплосетевая
компания» (ОГРН: 1164350055440, ИНН: 4345437832)
о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы
по городу Кирову от 23.11.2018 N 16746 и 16747,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, —
индивидуальный предприниматель Мамаев Роман Сергеевич
(ОГРНИП: 312434531200015, ИНН: 434540191702),
и

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Вятская теплосетевая компания» (далее — Общество, ООО «ВТСК») обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее — Инспекция, налоговый орган) от 23.11.2018 N 16746, 16747 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Мамаев Роман Сергеевич (далее — ИП Мамаев Р.С.).
Решением суда от 01.08.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.11.2019 решение Арбитражного суда Кировской области оставлено без изменения.
ИП Мамаев Р.С. не согласился с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и удовлетворить заявленные требования.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Федеральном законе от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» статья 67.1 отсутствует.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По мнению ИП Мамаева Р.С., Общество не является плательщиком страховых взносов и страхователем по соответствующим видам обязательного страхования, поскольку не осуществляет выплаты физическим лицам, подлежащим страхованию. ИП Мамаев Р.С. указывает на то, что не состоял в трудовых отношениях с ООО «ВТСК», а оказывал услуги по управлению организацией в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 67.1 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в рамках гражданско-правовых отношений (договор на оказание услуг) и самостоятельно уплачивал страховые взносы как индивидуальный предприниматель. Заявитель жалобы также полагает, что с Общества излишне взыскана государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 3000 рублей.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и представитель налогового органа в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
ИП Мамаев Р.С. заявил ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы представителя в судебное заседание не направило, в отзыве на кассационную жалобу указало на обоснованность доводов ИП Мамаева Р.С.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данных лиц.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, в связи с непредставлением ООО «ВТСК» расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2018 года Инспекция на основании статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) вынесла решения от 23.11.2018 N 16746, 16747 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области от 21.01.2019 решения налогового органа оставлены без изменения.
ООО «ВТСК» не согласилось с решениями Инспекции от 23.11.2018 N 16746, 16747 и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 101 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционного Суда Российской Федерации», статьями 13, 110, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 76, 80, 333.21, 419, 420, 431 Кодекса, статьями 16, 17 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон N 165-ФЗ), статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ), статьей 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ), статьей 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 326-ФЗ), Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования», Приказом Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме», пунктом 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», суд пришел к выводу о законности решений Инспекции.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами Арбитражного суда Кировской области и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
На основании пункта 3.2 статьи 76 Кодекса решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента (плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств также принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления указанным налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам), в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такого расчета.
Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 Кодекса (пункт 1 статьи 80 Кодекса).
На основании пункта 3 статьи 80 Кодекса налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса плательщиками страховых взносов (далее в главе 34 Кодекса — плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 2 статьи 423 Кодекса отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пункт 7 статьи 431 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона N 165-ФЗ страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
В пункте 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлено, что страхователи обязаны встать на учет и сняться с учета у страховщика в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (подпункт 1); вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику и (или) налоговому органу в установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме (подпункт 4).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица.
Регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика: работодателей — организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (лиц, приравненных к ним в целях настоящего Федерального закона) и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (подпункт 1 пункта 1 статьи 11 Закона N 167-ФЗ).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе: организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Регистрация страхователей осуществляется в территориальных органах страховщика страхователей — юридических лиц в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления в территориальный орган страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (подпункт 1 пункта 1 статьи 2.3 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии частью 1 статьи 11 Закона N 326-ФЗ страхователями для работающих граждан, указанных в пунктах 1 — 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, являются: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
На основании пункта 1 части 2 статьи 17 Закон N 326-ФЗ страхователь обязан регистрироваться и сниматься с регистрационного учета в целях обязательного медицинского страхования.
Лица, указанные в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, признаются страхователями с момента их постановки на учет в налоговых органах в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Информация о постановке таких лиц на учет в налоговых органах передается в территориальные фонды в порядке, установленном соглашением об информационном обмене между органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и Федеральным фондом (часть 4 статьи 17 Закона N 326-ФЗ).
Суды установили и материалам дела не противоречит, что ООО «ВТСК» зарегистрировано в качестве страхователя в государственном учреждении — Кировское региональное отделение Фонда социального страхования с 11.03.2016, в территориальном органе Пенсионного фонда с 08.11.2016, что заявитель кассационной жалобы не оспаривает.
Таким образом, при наличии статуса страхователя по обязательному пенсионному страхованию и социальному страхованию Общество в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 419, пункта 7 статьи 431 Кодекса, подпункта 4 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ обязано представлять расчеты по страховым взносам.
Правовые основания для освобождения страхователей от представления отчетности (расчетов по страховым взносам) в связи с неосуществлением в отчетный период каких-либо выплат в пользу физических лиц отсутствуют.
Общество не представило расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2018 года в срок, предусмотренный пунктом 7 статьи 431 Кодекса.
С учетом изложенного суды обоснованно признали соответствующими закону решения Инспекции о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что он не состоял в трудовых отношениях с ООО «ВТСК», отклоняется судом кассационной инстанции, как не свидетельствующий о наличии оснований для отмены принятых судебных актов.
Ссылка ИП Мамаева Р.С. на излишнее взыскание с Общества государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции правомерно признана несостоятельной судом апелляционной инстанции, поскольку согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 22 постановления от 11.07.2014 N 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», если в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединено несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ уплачивается государственная пошлина за каждое самостоятельное требование.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 01.08.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.11.2019 по делу N А28-2137/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мамаева Романа Сергеевича — без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на индивидуального предпринимателя Мамаева Романа Сергеевича.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Ю.В.НОВИКОВ

Судьи
О.Е.БЕРДНИКОВ
Т.В.ШУТИКОВА
——————————————————————

Задать вопрос

















*Для организаций Москвы и МО