ПИСЬМО ФНС РФ от 02.06.2016 № ГД-4-8/9849

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 2 июня 2016 г. N ГД-4-8/9849

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
В СЛУЧАЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Федеральная налоговая служба в целях повышения эффективности подготовки и направления в правоохранительные органы материалов, содержащих сведения, позволяющие предполагать совершение налогоплательщиком преступления, предусмотренного ст. 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), рекомендует в данной работе учитывать следующее.
Состав преступления, предусмотренный статьей 199.2 УК РФ, выражается в сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в соответствии с действующим налоговым законодательством должно быть в установленном порядке произведено взыскание недоимки.
Субъектами данного преступления выступают:
1) собственник имущества;
2) руководитель организации — налогоплательщика (плательщика сбора), либо организации — налогового агента;
3) иное лицо, выполняющее управленческие функции в такой организации;
4) индивидуальный предприниматель или налоговый агент.
Квалифицирующим признаком преступления является сокрытие имущества или денежных средств в крупном размере, под которым понимается стоимость сокрытого имущества в сумме, необходимой для погашения задолженности, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей.
Субъективной стороной преступления, предусмотренного статьей 199.2 УК РФ, является прямой умысел с целью неуплаты (полной или частичной) налогов и сборов за счет денежных средств или имущества налогоплательщика.
Уголовная ответственность за совершение преступления по статье 199.2 УК РФ, в соответствии с пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2006 N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», может наступить после истечения срока, установленного в полученном требовании об уплате налога и (или) сбора.
Обстоятельствами, свидетельствующими о сокрытии денежных средств или имущества, могут быть:
— перечисление руководителем организации денежных средств кредиторам путем дачи финансовых поручений дебиторам произвести оплату, минуя расчетные счета в банке организации-налогоплательщика;
— использование наличных денежных средств, минуя расчетные счета, в отношении которых применена ст. 76 НК РФ, например через кассу предприятия;
— использование денежных средств с бюджетного счета, на которые возможно приобретение векселей с целью их дальнейшего использования для расчетов с контрагентами;
— открытие новых расчетных счетов;
— несдача денежной выручки в кассу;
— утаивание информации о денежных средствах или имуществе и документов, их удостоверяющих (в том числе бухгалтерских и иных учетных документов);
— несообщение или искажение информации о денежных средствах или имуществе в бухгалтерских документах;
— отчуждение имущества в порядке пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации «Основания прекращения права собственности».
— совершения с имуществом мнимых сделок.
Признаки, свидетельствующие о сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов могут быть следующие:
1) отсутствие деловой цели в осуществленной хозяйственной операции;
2) темп роста расходов по бухгалтерской отчетности превышает темп роста расходов по налоговой отчетности;
3) налогоплательщик заключает договоры, по которым денежные средства зачисляются на счета третьей компании;
4) хозяйственные операции по реализации товаров, работ или услуг осуществляются с существенной рассрочкой платежа, что приводит к образованию большого объема дебиторской задолженности;
5) заключение «формальных» («сомнительных») договоров с третьими лицами (к таким договорам могут быть отнесены договоры займа, договоры оказания услуг и т.д.);
6) в цепочке приобретения или реализации товаров, работ или услуг участвуют фирмы, у которых присутствуют признаки «фирм-однодневок»;
7) налогоплательщик препятствует осуществлению мероприятий налогового контроля.
Источниками информации, свидетельствующими о сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, в частности, могут быть:
— налоговые декларации;
— бухгалтерская отчетность;
— акты проверок исполнения законодательства о налогах и сборах;
— иные формы проведения налогового контроля;
— материалы проверок исполнения законодательства о налогах и сборах иных органов;
— заключение эксперта;
— выписки по банковским счетам налогоплательщиков;
— сведения из регистрирующих органов.
Расследование уголовного дела по статье 199.2 УК РФ в соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) производится следователями Следственного комитета Российской Федерации.
Порядок проверки сообщений и возбуждения уголовных дел по статье 199.2 УК РФ установлен статьями 144 — 145 УПК РФ.
В соответствии с указанными нормами следователь, получив заявление или сообщение о преступлении, в течение 3-х суток с момента поступления такого сообщения проводит доследственную проверку, в ходе которой он вправе производить процессуальные действия и собирать доказательства, необходимые для закрепления следов преступления.
Срок доследственной проверки может быть продлен руководителем следственного органа до 10 суток, а в исключительных случаях — до 30-ти суток.
По результатам проверки заявления или материала следователь в соответствии со статьей 145 УПК РФ выносит одно из следующих решений:
— о возбуждении уголовного дела;
— об отказе в возбуждении уголовного дела;
— о передаче материалов по подследственности для принятия процессуального решения.
С целью сбора доказательственной базы, подтверждающей наличие признаков состава преступления по статье 199.2 УК РФ, материалы также могут быть направлены налоговым органом в органы внутренних дел для проведения мероприятий оперативно-розыскной деятельности.
При этом следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.
Довести настоящее письмо до нижестоящих территориальных налоговых органов и обеспечить контроль за его исполнением.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.Ю.ГРИГОРЕНКО

——————————————————————