Письмо ФНС России от 29.02.2016 N СД-3-3/808

Вопрос: О ведении налогового учета по налогу на прибыль в электронной форме.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 29 февраля 2016 г. N СД-3-3/808

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о предоставлении разъяснений по вопросам освобождения экономического субъекта от ведения бухгалтерского учета и оформления первичных документов и возможности использования для документального подтверждения расходов (доходов), учитываемых в целях налогообложения налогом на прибыль организаций, распечаток электронных документов бухгалтерского учета и сообщает следующее.
Обязанность ведения хозяйствующими субъектами бухгалтерского учета, круг лиц, на которых не распространяется такая обязанность, а также другие требования к ведению бухгалтерского учета установлены Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон 402-ФЗ).
Согласно положению о Министерстве Финансов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329) функции по нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляет Минфин России.
Таким образом, за разъяснениями вопроса об освобождении хозяйствующего субъекта от обязанности ведения бухгалтерского учета следует обращаться в Минфин России.
В соответствии с положениями статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 313 Кодекса налоговый учет, на основании которого налогоплательщики исчисляют налоговую базу по прибыли, представляет собой систему обобщения информации на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом.
Налогоплательщик вправе вести регистры налогового учета также в электронной форме и (или) на любых машинных носителях (статья 314 Кодекса).
При этом в соответствии со статьей 313 Кодекса данные налогового учета должны быть документально подтверждены, в частности, первичными учетными документами (включая справку бухгалтера).
Если налогоплательщик при ведении хозяйственной деятельности использует с контрагентами электронный документооборот, в частности формирует первичные документы в электронном виде с использованием программных продуктов, то следует учитывать следующее.
Согласно статье 9 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом форма первичного учетного документа должна содержать обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Закона 402-ФЗ.
К числу обязательных реквизитов первичного документа Закон N 402-ФЗ относит подпись (подписи) лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Первичный учетный документ, составленный в виде электронного документа, подписывается электронной подписью.
Если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа (часть 6 статьи 9 Закона N 402-ФЗ).
Статьей 93 Кодекса установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
В случае если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.
Согласно пункту 2 статьи 93 Кодекса в случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.С.САТИН
29.02.2016

Задать вопрос

Please leave this field empty.

Please leave this field empty.Please leave this field empty.