ПИСЬМО Минфина РФ от 11.02.2019 № 03-07-07/8029

Вопрос: Организация является плательщиком НДС, при этом осуществляет операции по предоставлению займа третьим лицам с последующим получением процентов по ним, освобожденных от НДС на основании пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Согласно п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 у налогоплательщиков не могут быть истребованы пояснения, документы (реестр документов) по операциям, не являющимся объектом налогообложения или освобождаемым от налогообложения на основании ст. 149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 20.02.2015 N Ф06-20097/2013 по делу N А55-5456/2014; Арбитражного суда Уральского округа от 17.02.2015 N Ф09-10024/14 по делу N А60-21098/2014; Письма ФНС России от 22.12.2016 N ЕД-4-15/24737; от 26.01.2017 N ЕД-4-15/1281@).
Являются ли операции займа и получение процентов по ним льготными в понимании п. 1 ст. 56 НК РФ и правомерно ли истребование пояснений и документов (реестра документов) в соответствии с п. 6 ст. 88 НК РФ по данным операциям?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 11 февраля 2019 г. N 03-07-07/8029

В связи с письмом об отнесении операций по реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), к налоговым льготам Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
В соответствии с пунктом 6 статьи 88 Кодекса при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика — индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.
Согласно пункту 7 статьи 88 Кодекса при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Пунктом 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» предусмотрено, что действие пункта 6 статьи 88 Кодекса распространяется на те из перечисленных в статье 149 Кодекса оснований освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы. У налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (пункт 2 статьи 146 Кодекса) или освобождаемым от налогообложения на основании статьи 149 Кодекса, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций.

Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ
11.02.2019

——————————————————————

Задать вопрос

















*Для организаций Москвы и МО