Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПИСЬМО Минфина РФ от 26.12.2017 № 03-12-13/86746

Вопрос: О предложениях по внесению изменений в законодательство РФ в части госрегистрации в связи с ликвидацией юрлица.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 26 декабря 2017 г. N 03-12-13/86746

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел заключение по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон N 129-ФЗ) и сообщает следующее.
В заключении отмечается, что в Федеральном законе N 129-ФЗ выявлены коррупциогенные факторы, дающие возможность необоснованного применения исключений из общих правил. Также в выводе заключения указывается, что статьи 21, 23 Федерального закона N 129-ФЗ и статьи 61 — 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в совокупности предоставляют регистрирующему органу возможность необоснованно применять необходимую норму при ликвидации юридических лиц.
Кроме того, предлагается устранить выявленные коррупциогенные факторы путем внесения изменений в пункт 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ.
Вместе с тем обращаем внимание, что действующим гражданским законодательством четко разграничиваются основания прекращения деятельности юридических лиц: ликвидация юридического лица по правилам ГК РФ, банкротство и административный порядок прекращения недействующего юридического лица. При этом отмечаем, что к каждому основанию прекращения деятельности юридических лиц законодательством предусмотрены определенные требования к процедурам. В основе данного разграничения лежит основной критерий — степень достаточности имущества и денежных средств для удовлетворения требований кредиторов и проведения всех установленных ликвидационных процедур.
Так, в соответствии с пунктом 6 статьи 62 ГК РФ действует правило о том, что при невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом N 129-ФЗ. То есть данное правило дополняет критерии недействующего юридического лица, указанные в статье 64.2 ГК РФ.
При этом указанное правило не предоставляет регистрирующему органу возможность применять данную норму в отношении юридических лиц при ликвидации избирательно.
Кроме того, предлагаемая в заключении редакция подпункта «б» пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ, предусматривающая отражение в ликвидационном балансе погашения задолженностей и исполнение обязанностей перед кредиторами, недостаточно обоснованна и представляется излишней. Также представляется неясным, как предлагаемый подход коррелируется с положениями подпункта «а» пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ, которыми уже предусмотрены способы подтверждения юридическим лицом завершения расчетов с его кредиторами и согласования вопросов ликвидации юридического лица с соответствующими государственными органами.
КонсультантПлюс: примечание.
Текст документа приведен в соответствии с оригиналом.
Учитывая, что в отношении перечисленных в пункте 1 статьи 65 ГК РФ юридических лиц действуют специальные законы, представляется неясной цель дополнения пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ подпунктом «д», устанавливающим для казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций представлять пояснительную записку, содержащую информацию о лицах, к которым переходят права и обязанности, если имеются неисполненные обязательства или кредиторская задолженность при предоставлении ликвидационного баланса.
На основании изложенного внесение изменений в Федеральный закон N 129-ФЗ считаем нецелесообразным.

Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ

26.12.2017

——————————————————————