ПИСЬМО Минфина России от 24.12.2019 N 03-04-06/101012

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 24 декабря 2019 г. N 03-04-06/101012

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письма от 21.11.2019 и от 01.08.2019 по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов работников, выполняющих трудовые обязанности за пределами Российской Федерации, в виде компенсации стоимости аренды жилья на территории иностранного государства, коммунальных расходов, проезда работника и членов его семьи в связи с переездом работника к месту выполнения трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации и сообщает, что в соответствии с Регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняем следующее.
Подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс) заработная плата (оплата труда работника) — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса гарантии — это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Компенсации — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
В этой связи компенсации в смысле статьи 164 Трудового кодекса не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей.
Указанные выплаты в качестве мер социальной поддержки работников организации относятся к доходам от источников в Российской Федерации.
Вместе с тем в случае если выплаты в возмещение расходов на аренду жилого помещения и оплату коммунальных услуг, проезд работника и членов его семьи в связи с переездом работника к месту выполнения трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации являются составной частью оплаты труда, предусмотрены трудовыми договорами и принятой в организации системой оплаты труда, то такие выплаты работникам, выполняющим трудовые обязанности за пределами Российской Федерации, по мнению Департамента, относятся к доходам от источников за пределами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 226 Кодекса российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.
Указанные лица признаются для целей главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса налоговыми агентами.
Таким образом, российская организация, от которой сотрудники получают доходы, подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц, признается налоговым агентом в отношении указанных доходов и обязана исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов, в частности, статьей 226 Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 226 Кодекса совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен пунктом 7 статьи 226 Кодекса.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
24.12.2019
——————————————————————

Задать вопрос

















*Для организаций Москвы и МО