Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.10.2016 N Ф03-4630/2016

Документ предоставлен КонсультантПлюс

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 октября 2016 г. N Ф03-4630/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2016 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: И.М. Луговой

Судей: Г.В. Котиковой, И.А. Мильчиной

при участии:

от заявителя: Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному Федеральному округу — Дрокина Т.В., представитель по доверенности от 17.05.2016 N 17/5-20; Полоник Л.А., представитель по доверенности от 25.12.2015 N 17/5-5;

от Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края — Леонова Н.В., представитель по доверенности от 18.04.2016 N 1-11-2666;

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае — Судакова Н.В., представитель по доверенности от 28.10.2015 N 12 юр/94/10330.1;

от Краевого государственного унитарного предприятия «Хабаровские авиалинии» — представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края

на решение от 17.05.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016

по делу N А73-18789/2015 Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Никитина Т.Н., в апелляционном суде судьи: Сапрыкина Е.И., Балинская И.А., Харьковская Е.Г.

по заявлению Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному Федеральному округу (ОГРН 1022701132321, ИНН 2722011510, место нахождения: 680038, г. Хабаровск, ул. Джамбула, 13)

к Министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (ОГРН 1152721001542, ИНН 2721215327, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Запарина, 76)

третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, Краевое государственное унитарное предприятие «Хабаровские авиалинии»

о признании незаконными отказов

Управление на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (далее — управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными отказов Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (далее — министерство), изложенных в письмах от 05.10.2015 N 1-11-6214 и от 26.06.2015 N 1-11-2474, о передаче в федеральную собственность нежилых помещений, фактически занимаемых сотрудниками управления, и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.

К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее — Росимущество), Краевое государственное унитарное предприятие «Хабаровские авиалинии» (далее — КГУП «Хабаровские авиалинии»).

Решением суда от 17.05.2016 в удовлетворении требования о признании недействительным отказа от 26.06.2015 отказано в связи с пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ; отказ от 05.10.2015 N 1-11-6214 признан незаконным, в связи с чем, по правилам статьи 201 АПК РФ в целях восстановления нарушенных прав управления, суд обязал министерство передать в федеральную собственность нежилые помещения NN 35, 36, 37 фактически занимаемые сотрудниками управления, расположенные на первом этаже служебно-пассажирского здания аэровокзала по адресу: Хабаровский край, город Советская Гавань, на 18-м км автодороги Советская Гавань — Монгохто в сторону юго-запада на 12 км

Решение суда в оспоренной министерством части — о признании незаконным отказа от 05.10.2015 N 1-11-6214, оставлено без изменений апелляционной коллегией Шестого арбитражного апелляционного суда.

Судебные акты мотивированы тем, что спорные помещения в силу требований действующего законодательства подлежат безусловной передаче в федеральную собственность.

Законность судебных актов проверяется по кассационной жалобе министерства, полагающего выводы судов относительно обстоятельств дела применительно к действующему законодательству ошибочными, связи с чем, предлагающего судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований заявителю отказать.

Министерство в кассационной жалобе и его представитель в судебном заседании суда округа указывают, что судами не учтена необходимость получения волеизъявления субъекта Российской Федерации на отчуждение объекта недвижимости; не принято во внимание отсутствие регистрации спорных помещений в качестве самостоятельных объектов недвижимости и то, что все здание внесено в реестр краевого государственного имущества и закреплено на праве хозяйственного ведения за КГУП «Хабаровские авиалинии». Кроме того, министерство полагает, что с заявлением в арбитражный суд обратилось ненадлежащее лицо.

Управление отзыв по делу не представило, его представители в судебном заседании суда округа доводы жалобы отклонили, полагая судебные акты законными и обоснованными.

Росимущество в отзыве и его представитель в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержали судебные акты, просили в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

КГУП «Хабаровские авиалинии» отзыв не представило, явку представителя не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Суд округа, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы по указанным в ней доводам.

Как установлено судами из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.05.2011 серия 27-АВ 537702 служебно-пассажирское здание — аэровокзал, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 1146 кв. м, адрес объекта: Хабаровский край, город Советская Гавань, на 18-м км автодороги Советская Гавань — Монгохто в сторону юго-запада на 12 км, является собственностью Хабаровского края.

Здание закреплено на праве хозяйственного ведения за КГУП «Хабаровские авиалинии», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.07.2011 N 27-АВ 519511.

Также судами установлено, что помещения N N 35, 36, 37, расположенные на первом этаже аэровокзала в течение длительного периода времени находятся в фактическом пользовании сотрудников Совгаванского линейного пункта полиции Ванинского линейного отдела МВД России на транспорте.

Управление в период с апреля 2013 года по июнь 2015 года неоднократно обращалось в министерство с просьбой рассмотреть вопрос о передаче в федеральную собственность нежилых помещений, где фактически располагаются сотрудники указанного линейного отдела.

В ответ на обращения управления министерство письмами от 26.06.2015 N 1-11-2474 и от 05.10.2015 N 1-11-6214 в передаче помещений заявителю отказало.

Полагая отказы в передаче обозначенных выше помещений незаконными, управление обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который требования заявителя удовлетворил в части, обязав восстановить его права в установленном порядке.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Суды обеих инстанций в оспариваемой части, как считает суд округа, правомерно исходили из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон N 3-ФЗ), полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В силу части 2 статьи 48 Закона используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество — в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Частью 9 статьи 54 Закона N 3-ФЗ предусмотрено, что используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате названного разграничения полномочий.

Таким образом, как верно указали суды, обязанность по передаче используемого полицией имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность установлена Законом о полиции и должна быть реализована с соблюдением порядка, определенного Законом N 122-ФЗ.

В этой связи выводы судов о том, что используемое управлением имущество подлежит передаче министерством в федеральную собственность в порядке, установленном действующим законодательством, являются правильными.

При этом суды верно отметили, что непринятие министерством соответствующего действующему законодательству решения о передаче спорного имущества нарушает права и законные интересы управления по законному распоряжению данным имуществом как собственника в силу закона.

При установленном, отказ министерства о передаче в федеральную собственность спорных помещений, формализованный в письме от 05.10.2015 N 1-11-6214 обоснованно признан судами незаконным, как не соответствующий действующему законодательству.

Доводы подателя кассационной жалобы об ошибочности выводов судов, поскольку спорные помещения не являются отдельными объектами недвижимости, а также о том, что заявитель является ненадлежащим истцом, были рассмотрены судом первой инстанции и им была дана надлежащая правовая оценка, в том числе со ссылкой на позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.12.2013 N 10278/13. Оснований для переоценки выводов суда в данной части у суда округа не имеется.

Так как все обстоятельства дела установлены судами в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов, не установлено, у суда округа отсутствуют законные основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.

Руководствуясь статьями 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 17.05.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 по делу N А73-18789/2015 Арбитражного суда Хабаровского края в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья

И.М.ЛУГОВАЯ

Судьи

Г.В.КОТИКОВА

И.А.МИЛЬЧИНА

——————————————————————

 

Задать вопрос

Please leave this field empty.

Please leave this field empty.Please leave this field empty.