Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.10.2016 N Ф03-4630/2016

Документ предоставлен КонсультантПлюс

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 октября 2016 г. N Ф03-4630/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2016 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: И.М. Луговой

Судей: Г.В. Котиковой, И.А. Мильчиной

при участии:

от заявителя: Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному Федеральному округу — Дрокина Т.В., представитель по доверенности от 17.05.2016 N 17/5-20; Полоник Л.А., представитель по доверенности от 25.12.2015 N 17/5-5;

от Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края — Леонова Н.В., представитель по доверенности от 18.04.2016 N 1-11-2666;

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае — Судакова Н.В., представитель по доверенности от 28.10.2015 N 12 юр/94/10330.1;

от Краевого государственного унитарного предприятия «Хабаровские авиалинии» — представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края

на решение от 17.05.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016

по делу N А73-18789/2015 Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Никитина Т.Н., в апелляционном суде судьи: Сапрыкина Е.И., Балинская И.А., Харьковская Е.Г.

по заявлению Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному Федеральному округу (ОГРН 1022701132321, ИНН 2722011510, место нахождения: 680038, г. Хабаровск, ул. Джамбула, 13)

к Министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (ОГРН 1152721001542, ИНН 2721215327, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Запарина, 76)

третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, Краевое государственное унитарное предприятие «Хабаровские авиалинии»

о признании незаконными отказов

Управление на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (далее — управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными отказов Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (далее — министерство), изложенных в письмах от 05.10.2015 N 1-11-6214 и от 26.06.2015 N 1-11-2474, о передаче в федеральную собственность нежилых помещений, фактически занимаемых сотрудниками управления, и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.

К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее — Росимущество), Краевое государственное унитарное предприятие «Хабаровские авиалинии» (далее — КГУП «Хабаровские авиалинии»).

Решением суда от 17.05.2016 в удовлетворении требования о признании недействительным отказа от 26.06.2015 отказано в связи с пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ; отказ от 05.10.2015 N 1-11-6214 признан незаконным, в связи с чем, по правилам статьи 201 АПК РФ в целях восстановления нарушенных прав управления, суд обязал министерство передать в федеральную собственность нежилые помещения NN 35, 36, 37 фактически занимаемые сотрудниками управления, расположенные на первом этаже служебно-пассажирского здания аэровокзала по адресу: Хабаровский край, город Советская Гавань, на 18-м км автодороги Советская Гавань — Монгохто в сторону юго-запада на 12 км

Решение суда в оспоренной министерством части — о признании незаконным отказа от 05.10.2015 N 1-11-6214, оставлено без изменений апелляционной коллегией Шестого арбитражного апелляционного суда.

Судебные акты мотивированы тем, что спорные помещения в силу требований действующего законодательства подлежат безусловной передаче в федеральную собственность.

Законность судебных актов проверяется по кассационной жалобе министерства, полагающего выводы судов относительно обстоятельств дела применительно к действующему законодательству ошибочными, связи с чем, предлагающего судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований заявителю отказать.

Министерство в кассационной жалобе и его представитель в судебном заседании суда округа указывают, что судами не учтена необходимость получения волеизъявления субъекта Российской Федерации на отчуждение объекта недвижимости; не принято во внимание отсутствие регистрации спорных помещений в качестве самостоятельных объектов недвижимости и то, что все здание внесено в реестр краевого государственного имущества и закреплено на праве хозяйственного ведения за КГУП «Хабаровские авиалинии». Кроме того, министерство полагает, что с заявлением в арбитражный суд обратилось ненадлежащее лицо.

Управление отзыв по делу не представило, его представители в судебном заседании суда округа доводы жалобы отклонили, полагая судебные акты законными и обоснованными.

Росимущество в отзыве и его представитель в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержали судебные акты, просили в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

КГУП «Хабаровские авиалинии» отзыв не представило, явку представителя не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Суд округа, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы по указанным в ней доводам.

Как установлено судами из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.05.2011 серия 27-АВ 537702 служебно-пассажирское здание — аэровокзал, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 1146 кв. м, адрес объекта: Хабаровский край, город Советская Гавань, на 18-м км автодороги Советская Гавань — Монгохто в сторону юго-запада на 12 км, является собственностью Хабаровского края.

Здание закреплено на праве хозяйственного ведения за КГУП «Хабаровские авиалинии», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.07.2011 N 27-АВ 519511.

Также судами установлено, что помещения N N 35, 36, 37, расположенные на первом этаже аэровокзала в течение длительного периода времени находятся в фактическом пользовании сотрудников Совгаванского линейного пункта полиции Ванинского линейного отдела МВД России на транспорте.

Управление в период с апреля 2013 года по июнь 2015 года неоднократно обращалось в министерство с просьбой рассмотреть вопрос о передаче в федеральную собственность нежилых помещений, где фактически располагаются сотрудники указанного линейного отдела.

В ответ на обращения управления министерство письмами от 26.06.2015 N 1-11-2474 и от 05.10.2015 N 1-11-6214 в передаче помещений заявителю отказало.

Полагая отказы в передаче обозначенных выше помещений незаконными, управление обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который требования заявителя удовлетворил в части, обязав восстановить его права в установленном порядке.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Суды обеих инстанций в оспариваемой части, как считает суд округа, правомерно исходили из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон N 3-ФЗ), полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В силу части 2 статьи 48 Закона используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество — в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Частью 9 статьи 54 Закона N 3-ФЗ предусмотрено, что используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате названного разграничения полномочий.

Таким образом, как верно указали суды, обязанность по передаче используемого полицией имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность установлена Законом о полиции и должна быть реализована с соблюдением порядка, определенного Законом N 122-ФЗ.

В этой связи выводы судов о том, что используемое управлением имущество подлежит передаче министерством в федеральную собственность в порядке, установленном действующим законодательством, являются правильными.

При этом суды верно отметили, что непринятие министерством соответствующего действующему законодательству решения о передаче спорного имущества нарушает права и законные интересы управления по законному распоряжению данным имуществом как собственника в силу закона.

При установленном, отказ министерства о передаче в федеральную собственность спорных помещений, формализованный в письме от 05.10.2015 N 1-11-6214 обоснованно признан судами незаконным, как не соответствующий действующему законодательству.

Доводы подателя кассационной жалобы об ошибочности выводов судов, поскольку спорные помещения не являются отдельными объектами недвижимости, а также о том, что заявитель является ненадлежащим истцом, были рассмотрены судом первой инстанции и им была дана надлежащая правовая оценка, в том числе со ссылкой на позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.12.2013 N 10278/13. Оснований для переоценки выводов суда в данной части у суда округа не имеется.

Так как все обстоятельства дела установлены судами в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов, не установлено, у суда округа отсутствуют законные основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.

Руководствуясь статьями 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 17.05.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 по делу N А73-18789/2015 Арбитражного суда Хабаровского края в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья

И.М.ЛУГОВАЯ

Судьи

Г.В.КОТИКОВА

И.А.МИЛЬЧИНА

——————————————————————