ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Поволжского округа от 25.12.2017 № Ф06-27477/2017

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2017 г. N Ф06-27477/2017

Дело N А65-12554/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.,
при участии представителей:
крестьянско-фермерского хозяйства «Урманче» — Семенова С.Ю. (доверенность от 12.07.2016),
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан — Печенкиной Л.В. (доверенность от 09.01.2017 N 1Д),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле — извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.08.2017 (судья Бредихина Н.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2017 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Пышкина Н.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А65-12554/2017
по исковому заявлению муниципального казенного учреждения «Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан», Высокогорский район, пос. ж/д ст. Высокая гора, к крестьянско-фермерскому хозяйству «Урманче» (ОГРН 304161635900125, ИНН 161602467934), Высокогорский район, с. Высокая Гора, о прекращении права пожизненного наследуемого владения, изъятии земельного участка и продаже с публичных торгов, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, Высокогорского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан, г. Казань, Палаты имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района, Республика Татарстан, Высокогорский район, пос. ж/д. ст. В.Гора,

установил:

Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (далее — Исполком Высокогорского района, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к крестьянско-фермерскому хозяйству «Урманче» (далее — КФХ «Урманче», ответчик) об изъятии земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 100 га с кадастровым номером 16:16:250401:13, прекращении права пожизненно наследуемого владения и продаже с публичных торгов данного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.09.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2017, в удовлетворении иска отказано.
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее — Управление Росреестра по РТ), не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель Управление Росреестра по РТ, явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Представитель КФХ «Урманче», явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления главы администрации Высокогорского района от 12.10.2001 N 733 КФХ «Урманче» предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок общей площадью 100 гектаров, в том числе пашни — 71,6 га, пастбище — 8,4 га, кустарников — 17,5 га, под водой — 1,0 га, под дорогами — 1,5 га, о чем выдан государственный акт N РТ-16-003276.
Кроме того, между администрацией Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (арендодатель) и КФХ «Урманче» (арендатор) заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 12.10.2001, по условиям которого ответчику в аренду сроком на 49 лет предоставлен земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 39 га в границах подсобного сельского хозяйства Высокогорского РАЙПО.
Управлением Росреестра по РТ по результатам рассмотрения материалов проверки соблюдения земельного законодательства на земельном участке по адресу РТ, Высокогорский район, в границах кадастрового квартала 16:16:250401, сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного производства, было установлено, что на земельном участке прорастают сорные растения, местами мелкие деревца, что свидетельствует о неиспользовании земельного участка и нарушает требования статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, о чем в отношении КФХ «Урманче» вынесено предписание от 03.10.2012 N 65 об устранении нарушений земельного законодательства в срок до 31.10.2012.
Для проверки выполнения предписания Управлением Росреестра по РТ была проведена повторная проверка спорного земельного участка, в ходе которой было установлено, что ответчиком не устранены нарушения, указанные в предписании от 03.10.2012 N 65, о чем был составлен акт проверки от 01.11.2012 N 160-2, а также в отношении КФХ «Урманче» составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Управлением Росреестра по РТ 08.11.2012 в отношении ответчика было вынесено предписание по делу N 65-2 об устранении нарушения земельного законодательства в срок до 19.11.2012, а также предупреждение о возможном прекращении права пожизненного наследуемого владения на земельный участок площадью 100 га. и на аренду земельного участка площадью 39 га.
Из указанного предупреждения следует, что постановлением Главного государственного инспектора по использованию и охране земель Высокогорского района Республики Татарстан от 08.11.2012 N 65-2 глава КФХ «Урманче» Дроздов Руслан Петрович был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управлением Росреестра по РТ 20.11.2012 была проведена проверка спорного земельного участка, в ходе которой было установлено, что нарушения земельного законодательства КФХ «Урманче» устранены не были, о чем был составлен акт N 160-3.
Управлением Росреестра по РТ по результатам рассмотрения материалов проверки соблюдения земельного законодательства на земельном участке сельскохозяйственного назначения по адресу РТ, Высокогорский район, было установлено, что указанный земельный участок для производства сельскохозяйственной продукции не используется, земельный участок зарос сорной травой и древесно-кустарниковой растительностью, что нарушает требования статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, о чем в отношении КФХ «Урманче» вынесено предписание от 11.09.2013 N 04-13-пр об устранении нарушений земельного законодательства в срок до 26.09.2013.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 1 по Высокогорскому судебному району Республики Татарстан от 29.11.2013 по делу N 5-548-13 глава КФХ «Урманче» Дроздов Р.П. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управлением Росреестра по РТ совместно с прокуратурой Высокогорского района РТ проведено обследование спорного земельного участка, в ходе которого было выявлено, что какие-либо работы на земельном участке не ведутся, земельный участок под организацию сельскохозяйственного производства не используется, на земельном участке произрастает сорная растительность, о чем был составлен акт от 24.07.2014 с приложением фототаблицы.
Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан (далее — Управление Россельхознадзора по Республике Татарстан) было проведено обследование, в том числе спорного земельного участка площадью 100 га., в ходе которого было установлено, что земельный участок зарос сорной растительностью и кустарниками, не обрабатывается, не используется для выращивания сельскохозяйственных культур, о чем был составлен акт административного обследования от 31.07.2015 N 6.
Управление Россельхознадзора по Республике Татарстан 10.09.2015 и 19.11.2015 повторно был обследован вышеуказанный земельный участок, в ходе чего были установлены аналогичные нарушения земельного законодательства, о чем составлены протоколы осмотра N 9/зем и 14/зем с приложением фотографий.
Постановлением Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан от 03.12.2015 N 237-08 глава КФХ «Урманче» Дроздов Р.П. привлечен к административной ответственности по статье 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан обследован земельный участок сельскохозяйственного назначения расположенный в границах Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан с кадастровым номером 16:16:250401:13, в ходе которого установлено, что земельный участок сельскохозяйственного назначения не используется, а именно: произрастают единичные деревья березы (высотой от 1,5 м до 3 м), зарос иными растениями пижма, бодяк, пырей ползучий, осот, полынь, (высотой более 70 см), а также сухостой прошлого вегетационного периода, что указывает на неиспользование участка более 2 лет, о чем составлен акт обследования земельного участка от 04.08.2016 N 1.
Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан совместно с Управлением Росреестра по РТ проведены осмотры в 2016, 2017 годах земельного участка в границах Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан с кадастровым номером 16:16:250401:13, в ходе которых установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения на 2016 растет сорная растительность, и частично кустарники, на 2017 земельный участок зарос сорной растительностью прошлого вегетационного периода, и частично идет возобновление древесно-кустарниковой растительности, сельскохозяйственное производство не ведется, о чем составлены акты от 13.06.2016 N 3, от 07.06.2017 N 1.
Исполком Высокогорского района, полагая, что КФХ «Урманче» в период с 2012 по 2017 года ненадлежащим образом использует земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 100 га, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходили из того, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не представлено относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что КФХ «Урманче» в течение трех и более лет подряд не использовал спорный земельный участок по целевому назначению, тогда как ответчиком в материалы дела представлены договоры на организацию и обеспечение транспортного обслуживания от 01.05.2013, от 01.05.2014, от 01.05.2015, согласно которым КФХ «Урманче» в период с 01 мая по 01 сентября заказывал транспортные услуги по обработке и вспашке земельного участка площадью 100 га., акты выполненных работ, а также товарно-транспортные накладные на поставку сена в адрес общества с ограниченной ответственностью «Высокогорский мясокомбинат», в связи с чем пришли к выводу об отсутствии оснований для изъятия спорного земельного участка, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
При этом суды указали, что ответчик в 2012, 2014, 2016, 2017 годах к административной ответственности не привлекался, что свидетельствует об отсутствии виновных действий по неиспользованию спорного земельного участка по целевому назначению в указанные периоды.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
Пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения также регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ), которым предусмотрено, что одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков (подпункт 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ).
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ (пункт 3 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ предусмотрено, что принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде.
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи нарушений после назначения административного наказания (пункт 5 статьи 6 Федерального закона N 101-ФЗ).
Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации установлены Правительством Российской Федерации в постановлении от 23.04.2012 N 369.
Согласно указанному постановлению неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
Как указывалось выше, уполномоченными государственными органами осуществлялся государственный мониторинг за использованием спорного земельного участка в соответствии с его целевым назначением с 2012 по 2017 годы, о чем были представлены соответствующие акты, из которых следует, что земельный участок не используется по целевому назначению, зарос сорной травой и кустарниками, возделывание сельскохозяйственных культур не осуществляется и ответчику выдавались предписания об устранении нарушений земельного законодательства.
При этом в 2012, 2013 и 2015 годах глава КФХ «Урманче» Дроздов Р.П. привлекался к административной ответственности за указанные нарушения.
Суды пришли к выводу о том, что из указанных документов нельзя сделать однозначный вывод о не использовании ответчиком спорного земельного участка по целевому назначению в течение трех лет подряд и не устранении выявленных нарушение в разумный срок, а также указали на то, что в 2012, 2014, 2016 и 2017 годах КФХ «Урманче» не привлекалось к административной ответственности за нарушение земельного законодательства, что свидетельствует об отсутствии виновных действий по неиспользованию спорного земельного участка по целевому назначению.
Между тем из буквального толкования пункта 6 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ следует, что принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его правообладателя по основаниям, предусмотренным статьей 6 Закона, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 3 и 4 данной статьи обстоятельств ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.
Данная норма права не содержит указания на то, что лицо, совершившее административное правонарушение в области земельного законодательства, должно привлекаться к административной ответственности на протяжения трех и более лет за ненадлежащее использование земельного участка.
В данном случае как, следует из материалов дела, после привлечения ответчика к административной ответственности и выдаче предписания об устранении нарушений земельного законодательства государственные органы осуществляли мониторинг спорного земельного участка, о чем составлялись акты обследования спорного земельного участка за период с 2012 по 2017 года, которыми установлено, что земельный участок для сельскохозяйственной деятельности не используется.
В подтверждение надлежащего использования земельного участка КФХ «Урманче» представлены договоры об организации и обеспечении транспортного обслуживания от 01.05.2013, 01.05.2014, 01.05.2015, акты выполненных работ и платежные квитанции об оплате за оказанные услуги, а также товарные накладные на поставку сена в адрес общества с ограниченной ответственностью «Высокогорский мясокомбинат» и квитанции об оплате.
При этом судами не принято во внимание, что в состав спорного земельного участка общей площадью 100 га входят, в том числе пашни площадью 71,6 га, которые предназначены для возделывания сельскохозяйственных культур и подлежат систематической обработке, а также пастбища площадью 8,4 га, которые предназначены для выпаса скота.
Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что КФХ «Урманче» осуществляло возделывание сельскохозяйственных культур на спорном земельном участке, а также, что у ответчика имеется скот и пастбища площадью 8,4 га. в спорный период времени использовались для выпаса скота.
На основании пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в частности, гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ).
Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти — Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ до настоящего времени не утвержден.
В то же время данное обстоятельство не освобождает лицо, которому предоставлен земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, от обязанности доказать факт надлежащего использования такого участка.
Как указывалось выше, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 утвержден Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Согласно утвержденному Перечню неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков, в том числе: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на пастбищах не производится выпас скота; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка.
В соответствии с Приказом Росстата от 29.08.2014 N 540 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой» предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, обязаны ежегодно не позднее 11 июля предоставлять в территориальный орган Росстата в субъекте Российской Федерации Форму N 1-фермер «Сведения об итогах сева под урожай».
Статистическая отчетность по утвержденным Росстатом формам 4-СХ, 29-СХ, отражающая информацию о площадях, засеянных определенной культурой, дифференцирующая культуры на яровые, озимые, технические, кормовые, овощные, помимо посевных площадей, отображающая количество собранного урожая, а также акты расходов семян и использования удобрений, акты обследования и др., в материалы дела не представлены, судами от КФХ «Урманче» и уполномоченных органов не истребованы, оценка им не дана.
Доказательств предоставления в спорный период указанной формы ответчиком в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств, предоставления в органы местного самоуправления информации о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств по установленной форме для получения субсидий на поддержку и развитие сельского хозяйства, документы подтверждающие приобретение сельскохозяйственных культур для посадки, сбор и продажу сельскохозяйственных культур, расходы на подготовку к посеву и сбору урожая и др., наличие скота.
Как указывалось выше, уполномоченными государственными органами осуществлялся государственный мониторинг за использованием спорного земельного участка в соответствии с его целевым назначением с 2012 по 2017 годы, о чем были представлены соответствующие акты, из которых следует, что земельный участок не используется по целевому назначению, зарос сорной травой и кустарниками, возделывание сельскохозяйственных культур не осуществляется, ответчику выдавались предписания об устранении нарушений земельного законодательства, а также в 2012, 2013 и 2015 годах глава КФХ «Урманче» Дроздов Р.П. привлекался к административной ответственности за указанные нарушения.
Таким образом, именно ответчик должен представить доказательства, опровергающие доводы истца о ненадлежащем использовании спорного земельного участка по его целевому назначению.
При таких обстоятельствах, вывод судов первой и апелляционной инстанций о недоказанности неиспользования земельного участка по целевому назначению в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора такого факта является преждевременным, основанном на неполном исследовании доказательств, и неправильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.08.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2017 подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, в том числе установить использование либо неиспользование КФХ «Урманче» в период с 2012 по 2017 года спорного земельного участка в полном объеме, в том числе с учетом того, что в состав данного земельного участка входят пашни площадью 71,6 га, пастбища площадью 8,4 га, а также факт устранения нарушений земельного законодательства после назначения административного наказания, и с учетом установленных обстоятельств, принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.08.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2017 по делу N А65-12554/2017 отменить.
Данное дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.

Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ

Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
В.А.КАРПОВА

——————————————————————

Задать вопрос

















*Для организаций Москвы и МО