Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АС Уральского округа от 06.06.2019 № Ф09-3007/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2019 г. N Ф09-3007/19

Дело N А50-29761/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Поротниковой Е.А., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения — Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — фонд) на решение Арбитражного суда Пермского края от 29.11.2018 по делу N А50-29761/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Акционерное общество «Вагонная ремонтная компания — 3» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к фонду о взыскании процентов в сумме 406 060 руб. 45 коп. в связи с излишним взысканием страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.11.2018 (судья Самаркин В.В.) заявленные требования общества удовлетворены, на фонд возложена обязанность начислить и выплатить обществу проценты в сумме 406 060 руб. 45 коп. в связи с излишним взысканием страховых взносов.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 (судьи Васильева Е.В., Борзенкова И.В., Васева Е.Е.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Фонд в кассационной жалобе приводит довод о необоснованности квалификации излишне уплаченных страховых взносов как излишне взысканных страховых взносов; акты органов контроля за уплатой страховых взносов не обладают теми признаками принудительности, которые присущи актам налоговых органов, следовательно, к ним не применимы позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 27.12.2005 N 503-О, позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 24.04.2012 N 16551/11; полагает, что при возврате страхователю переплаты страховых взносов, которая возникла вследствие доначисления страховых взносов по результатам выездной проверки, следует применять нормы ст. 26.12 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ) о зачете или возврате излишне уплаченных страховых взносов.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 09.08.2017 по делу N А50-12031/2017, обществу по итогам выездной налоговой проверки за 2013 — 2015 гг. решением от 26.01.2017 N 72 доначислены, в числе прочего, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 5 592 898 руб. 15 коп.
Материалами настоящего дела подтверждается и фондом не оспаривается, что на основании указанного решения фонд выставил в адрес общества требование от 20.02.2017 N 58, которым предъявлена к уплате, в том числе, недоимка по страховым взносам в указанной выше сумме, со сроком исполнения требования — в течение 10 календарных дней со дня его получения.
На основании платежного ордера от 23.03.2017 N 705 с расчетного счета общества списаны денежные средства в сумме 1 551 916 руб. 64 коп., а на основании платежного ордера от 24.03.2017 N 705 — денежные средства в сумме 4 040 981 руб. 51 коп. (итого — 5 592 898 руб. 15 коп.).
Считая доначисление страховых взносов незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения фонда от 26.01.2017 N 72, которое признано судом недействительным в том числе в части предъявления обществу к уплате обществу страховых взносов, доначисленных в связи с выводами о применении страхователем тарифа страховых взносов, не соответствующего основному виду деятельности. На фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Общество 13.11.2017 обратилось в фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 5 589 962 руб. 61 коп., по результатам рассмотрения которого, на основании решения фонда от 13.11.2017 N 418 страховые взносы в сумме 5 574 193 руб. 57 коп. возвращены на расчетный счет общества.
Поскольку проценты на излишне уплаченные (взысканные) взносы в сумме 5 574 193 руб. 57 коп. фондом не выплачены, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из того, что уплата обществом страховых взносов на основании решения фонда, вынесенного по результатам проверки и впоследствии признанного недействительным решением суда, является основанием для признания уплаченных денежных сумм излишне взысканными.
В соответствии с п. 1 — 2 ст. 26.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с юридического лица или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 26.6 и 26.7 данного закона, за исключением случаев, указанных в п. 3 названной статьи.
Согласно п. 1 ст. 26.6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах страхователя. Взыскание страховых взносов производится по решению территориального органа страховщика путем направления в банк, в котором открыты счета страхователя, поручения территориального органа страховщика на списание и перечисление в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов страхователя (п. 2). До принятия решения о взыскании территориальный орган страховщика направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (п. 3). Решение о взыскании принимается территориальным органом страховщика после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей (п. 5).
В силу п. 1 ст. 26.13 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату страхователю в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается территориальным органом страховщика в течение десяти дней со дня получения заявления страхователя, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов (п. 3 ст. 26.13). В случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, территориальный орган страховщика принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном п. 9 настоящей статьи, процентов на эту сумму (п. 7 ст. 26.13).
Согласно п. 9 ст. 26.13 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления страхователя о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, при этом процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата страхователю сумм излишне взысканных страховых взносов.
Исходя из положений ст. 26.6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.12.2005 N 503-О в отношении аналогичных норм НК РФ, требование фонда об уплате страховых взносов является мерой государственного принуждения, которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения (обращение взыскания на денежные средства и иное имущество страхователя).
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 29.03.2005 N 13592/04, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение требования не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора. Взыскание налога — длящийся процесс, на первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму, на втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 24.04.2012 N 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст. 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) зависит от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно, было ли оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки. При этом способ исполнения указанной обязанности: самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию — правового значения не имеет. Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно — без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.
Установление положениями НК РФ различных правил при определении начального момента начисления процентов в отношении излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов (с момента взыскания или с момента просрочки исполнения заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм) обусловлено именно оценкой основания, в силу которого исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, было произведено.
Начисление процентов в случае возврата публичных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является компенсацией причиненного страхователю ущерба, дополнительной гарантией защиты прав, направленных на реализацию положений ст. 52 и 53 Конституции Российской Федерации (с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.12.2005 N 503-О).
Как установлено судами и фондом не оспаривается, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 5 592 898 руб. 15 коп. списаны со счета общества 23 — 24 марта 2017 года в бюджет фонда на основании решения фонда от 26.01.2017 N 72 и его требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 20.02.2017 N 58.
Впоследствии решением арбитражного суда доначисление страховых взносов в части 5 574 193 руб. 57 коп. признаны незаконными, в связи с чем фондом названная сумма возвращена в адрес общества платежными поручениями от 21 — 22 ноября 2017 года.
Таким образом, требования общества о взыскании процентов в сумме 406 060 руб. 45 коп., начисленных в период с 25.03.2017 по 21.11.2017 на сумму в 2 435 972 руб. 84 коп. и в период с 25.03.2017 по 22.11.2017 на сумму в 3 138 220 руб. 73 коп., правомерно удовлетворены судами на основании п. 9 ст. 26.13 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
Довод фонда об отсутствии оснований для начисления процентов вследствие того, что взносы являются излишне уплаченными, а не излишне взысканными, был предметом рассмотрения судами обеих инстанций и правомерно отклонен, поскольку страхователь (общество) не по собственной инициативе и не самостоятельно исчислил взносы, а перечислил их на основании решения фонда, при неисполнении которого взносы подлежали принудительному взысканию.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 29.11.2018 по делу N А50-29761/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения — Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации — без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.КРАВЦОВА

Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
О.Л.ГАВРИЛЕНКО