ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Московского округа от 24.06.2013 № А40-159085/12-153-1641

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2013 г. по делу N А40-159085/12-153-1641

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Ворониной Е.Ю., Долгашевой В.А.
при участии:
от заявителя Лихолит А.М., дов. от 15.02.2013 N 143/13/д
рассмотрев 19 июня 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «МЕТРО Кэш энд Керри» — заявителя
на решение от 23 января 2013 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кастальской М.Н.,
на постановление от 11 апреля 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Якутовым Э.В., Каменецким Д.В., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-159085/12-153-1641
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «МЕТРО Кэш энд Керри» (ОГРН 1027700272148) о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (ОГРН 1027301176902) о привлечении к административной ответственности,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «МЕТРО Кэш энд Керри» (далее — ООО «МЕТРО Кэш энд Керри», общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее — УФАС России по Ульяновской области, административный орган) от 09.11.2012 N 311 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
Решением названного арбитражного суда от 23.01.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013, в удовлетворении заявленного по делу требования отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалось на то, что размещенная в буклетах информация не является рекламой, поскольку адресована определенному кругу лиц. Также указало на то, что общество не имело намерения привлекать внимание лиц, не являющихся клиентами МЕТРО.
В отзыве на жалобу административный орган возражал против ее удовлетворения, считая обжалованные акты судов двух инстанций соответствующими законодательству и представленным в дело доказательствам.
В судебном заседании представитель общества поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. УФАС России по Ульяновской области считается извещенным о рассмотрении жалобы, поскольку информация о принятии ее к производству суда кассационной инстанции 29.05.2013 размещена на официальном сайте в сети интернет.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
Как установлено судами двух инстанций, в период с октября 2011 года по март 2012 года в торговом центре «METRO», расположенном по адресу г. Ульяновск, ул. Урицкого, д. 100Д, распространялись буклеты «METRO-ПОЛИЯ Сезон второй» с информацией о проведении акции «METRO-ПОЛИЯ». Согласно условиям этой акции за собранные в торговом центре «METRO» в период с 20.10.2011 по 25.03.2012 наклейки «METRO-ПОЛИСЫ» (одна наклейка за каждые 500 рублей оплаченных покупок) можно было приобрести акционный товар (столовые наборы Zwilling Nova) со скидкой, размер которой зависит от количества собранных наклеек. Правила акции опубликованы на официальном сайте ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» www.metro-cc.ru, в рекламном журнале «METRO. Дело в доверии» N 04 (08).
12.04.2012 в УФАС России по Ульяновской области поступило обращение клиента общества, указывающее на то, что в начале марта 2012 года ему было отказано в приобретении столовых наборов Zwilling Nova на условиях, изложенных в буклете «METRO-ПОЛИЯ Сезон второй». Отказ мотивирован отсутствием в торговом центре указанного товара, при том, что в соответствии с размещенной в буклете информацией акционный товар должен находиться в свободном доступе в торговом зале.
Решением УФАС по Ульяновской области от 11.09.2012 по делу N 8719/05-2012 реклама акции «METRO-ПОЛИЯ», распространенная в виде буклетов «METRO-ПОЛИЯ Сезон второй» в торговом центре «METRO» по адресу г. Ульяновск, ул. Урицкого, д. 100Д, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 3 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).
По факту нарушения законодательства о рекламе 26.10.2012 УФАС России по Ульяновской области составило протокол об административном правонарушении N 481, на основании которого 09.11.2012 вынесло постановление N 311 о привлечении ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Общество не согласилось с назначенным административным наказанием и оспорило указанное выше постановление от 09.11.2012 N 311 в судебном порядке.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Закона о рекламе в качестве рекламы признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частями 3, 7 статьи 5 указанного Закона, несет рекламодатель.
Рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункты 5, 7 статьи 3 Закона о рекламе).
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ административным правонарушением, влекущим применение административного наказания, признается нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций установили, что в рассматриваемом буклете не указано на ограниченное количество акционного товара; отсутствует информация о том, что не получившие акционный товар лица могут получить его, оформив заявку в торговом центре «МЕТРО» либо на официальном сайте ООО «МЕТРО Кэш энд Керри».
Суды обсудили ссылку общества на то, что размещенная в буклетах информация не является рекламой, поскольку адресована определенному кругу лиц — имеющим карточку клиента юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим договор поставки и приобретающим товары исключительно для целей последующей перепродажи и/или профессионального использования, и отклонили как неосновательную, поскольку из экземпляров буклета «METRO-ПОЛИЯ Сезон второй» не следует, что они адресованы каким-либо определенным лицам.
Оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что буклет «METRO-ПОЛИЯ Сезон второй» адресован неопределенному кругу лиц, направлен на привлечение внимания к объекту рекламирования (акции), формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, то есть отвечает всем признакам рекламы.
В связи с чем суды признали доказанным факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения.
Суды проверили порядок и срок давности назначения административного наказания и посчитали их соблюденными.
Доводы кассационной жалобы по существу представляют правовую позицию общества по делу, обсуждались судами двух инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Нормы права, регулирующие спорные правоотношения, применены судами двух инстанций правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов, не установлено.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу актов судов первой и апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 23 января 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2013 года по делу N А40-159085/12-153-1641 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «МЕТРО Кэш энд Керри» — без удовлетворения.

Председательствующий судья
И.В.ТУБОЛЕЦ

Судьи
Е.Ю.ВОРОНИНА
В.А.ДОЛГАШЕВА

——————————————————————

Задать вопрос

















*Для организаций Москвы и МО