Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Возмещение убытков в двойном размере получат не все правообладатели товарных знаков

Конституционный Суд рассмотрел ситуацию, когда нарушены права обладателя товарного знака и он подает в суд на организацию с требованием компенсации за несоблюдение его исключительных прав . После присуждения компенсации другой правообладатель сходного товарного знака подает в суд на эту же организацию с теми же требованиями. Причем часто правообладатели этих сходных товарных знаков являются взаимозависимыми лицами. В этом случае возможно злоупотребление правом с целью незаконного обогащения.
ГК РФ устанавливает возможность требования правообладателем за нарушение его прав вместо возмещения убытков выплаты компенсации, в том числе в двойном размере стоимости контрафакта.

Размещенное на товаре обозначение может быть сходно с несколькими товарными знаками. В этом случае нарушены права их правообладателей. Все они могут претендовать на возмещение своих убытков в двойном размере от стоимости контрафакта.

В такой ситуации с виновника может быть взыскана компенсация в двойном размере от стоимости одного и того же товара столько раз, на сколько сходных знаков права были нарушены. Это справедливо и для ситуации, когда взыскание о таком возмещении по тому же основанию подает аффилированное лицо.

КС РФ признал, что соответствующие статьи ГК РФ не соответствуют Конституции РФ в той степени, в какой они не позволяют уменьшить сумму компенсации или совсем отказать в ее взыскании в подобных случаях.

Если суд установит отсутствие разумных экономических оснований для предоставления обладателем права другим лицам согласия на регистрацию сходных товарных знаков, а также использование предоставления прав только в качестве способа обогащения, во взыскании с нарушителя компенсации может быть отказано. То же относится к третьему лицу, которое может оказывать влияние на обладателя права в форме контроля.

В то же время КС РФ не исключает взыскания с виновника понесенных в результате таких действий убытков каждого правообладателя, если их можно достоверно посчитать.

Примечание редакции:

Законом не определен момент возникновения исключительного права на товарный знак. Можно предположить, что такое право возникает с момента его регистрации. При этом оно действует ретроспективно, то есть распространяет свое действие на период с момента подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака, а если он регистрируется по выделенной заявке — с даты подачи первоначальной заявки. Такой вывод можно сделать на основании п. 1 ст. 1232, п. 1 ст. 1484, п. 1 ст. 1491 ГК РФ. Эта позиция встречается и в судебной практике (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 15.08.2018 № С01-577/2018).

В некоторых случаях право на защиту может возникнуть раньше. Например, если лицо, которое долгое время добросовестно использует обозначение для своей продукции, при попытке зарегистрировать его в качестве товарного знака узнает, что конкурент уже зарегистрировал за собой данный товарный знак.

В таком случае, если судом будет установлено, что правообладатель злоупотребил правом при приобретении товарного знака, то его действия будут признаны недобросовестной конкуренцией. Это является основанием для оспаривания и признания регистрации товарного знака недействительной.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь