Мужчина обратился в трудовую инспекцию с претензией к организации по вопросу выплаты зарплаты и попросил выдать предписание своему работодателю. Инспекторы рассмотрели спор, но выдать предписание отказались, рекомендовав решить трудовой спор в судебном порядке.
Тогда гражданин подал иск в суд, но не на работодателя, а на трудовую инспекцию. Он потребовал обязать ГИС выдать предписание, но проиграл. Суд посчитал отказ в выдаче предписания обоснованным, а рекомендацию обратиться в суд — правильной.
Мужчина посчитал, что отсутствие четких критериев очевидности нарушения трудового законодательства позволяет сотрудникам ГИС в случае неспособности или нежелания инспектора при проведении проверки установить все аспекты нарушения считать его неочевидным и сделать вывод о наличии между работником и работодателем индивидуального трудового спора. По мнению гражданина, норма, установленная ч. 2 ст. 357 ТК РФ в таком виде, нарушает его конституционные права на досудебную защиту.
Однако КС РФ отказал в рассмотрении жалобы по следующим основаниям:
• Трудовой кодекс позволяет инспекторам ГИС выдавать работодателям предписания об устранении очевидных нарушений. Такие полномочия направлены на обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав граждан.
• Вместе с тем правильно оценить фактические обстоятельства спора и разрешить его по существу может только суд. На это и направлена норма, установленная ч. 2 ст. 357 ТК РФ и учитывающая разграничение полномочий органов государственной власти и универсальность судебной защиты.
• Отсутствие четких критериев оценочного понятия «очевидные нарушения» не свидетельствует о неопределенности нормы. Ввиду разнообразия фактических обстоятельств споров установить исчерпывающий перечень критериев в законе невозможно.
Использование оценочного понятия имеет цель эффективно применять норму к неограниченному числу конкретных ситуаций.
Вы можете оставить первый комментарий