Организация представила в Соцфонд отчет ЕФС-1, но документ не прошел входной контроль и не был принят. Фонд направил организации уведомление о внесении исправлений в 5-дневный срок. Однако конкретные ошибки, которые нужно было устранить, не указал.
Учреждение исправило ошибки и снова направило отчет. Но документ вновь был отклонен, а организация получила новое уведомление о наличии неточностей без указания, что именно нужно исправить.
Успешно сдать отчетность организации удалось лишь с четвертого раза. Это произошло по истечении пятидневного срока после представления первого отчета.
Соцфонд счел это нарушением и выписал организации штраф исходя из общего количества застрахованных лиц, указанных в отчете. Поскольку учреждение штраф не оплатило, за взысканием фонд обратился в суд, но потерпел неудачу в трех инстанциях (Постановление АС СКО от 01.10.2025 № Ф08-5195/2025).
Свои решения арбитры обосновали следующим:
• Применяя санкции, госорганы должны руководствоваться следующими принципами: виновность и противоправные деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Для того чтобы привлечь к ответственности, госоргану необходимо в ходе проверки не только формально установить факт нарушения, но и обстоятельства его совершения, собрать подтверждающие документы и сведения, учесть доводы плательщика и результаты их проверки. Кроме того, в акте должны быть указаны конкретные нарушения со ссылкой на нормы права и меры ответственности за них.
• В уведомлениях фонда, акте проверки и решении конкретные нарушения указаны не были. Это не позволило учреждению своевременно исправить все ошибки и представить отчет в отведенный срок.
• Организация, по сути, самостоятельно выявила нарушения и исправила их. При этом все уточненные отчеты она направляла в 5-дневный срок с момента получения соответствующего уведомления.
• В акте проверки и решении фонд не указал, в отношении скольких застрахованных лиц были допущены ошибки, насколько они были существенными и как могли повлиять на учет персонифицированных сведений сотрудников организации.
• Привлекая учреждение к ответственности за представление недостоверных сведений в отношении застрахованных лиц, СФР не доказал, что выявленные в отчетности недостатки являются грубым нарушением и свидетельствуют о недостоверности.
• Закон не ограничивает страхователей в количестве исправлений отчетности по уведомлениям от Соцфонда без применения штрафных санкций.
Вы можете оставить первый комментарий