Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Продажа БАДов

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

Компания собирается организовать бизнес по продаже биологически активных добавок (БАДов). В нашей статье расскажем о требованиях, которые предъявляет закон к их обороту, о перечне документов, необходимых для реализации, а также можно ли продавать БАДы на маркетплейсах.
Содержание

  1. Правила продажи БАДов
  2. Документы для продажи БАДов
  3. Розничная продажа БАДов
  4. Продажа БАДов на маркетплейсах
  5. Лицензия на продажу БАДов

Правила продажи БАДов

Биологически активные добавки к пище (БАДы) — это композиции натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, предназначенных для приема с пищей или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона отдельными пищевыми или биологически активными веществами и их комплексами (МУК 2.3.2.721-98. 2.3.2).

Выделяются следующие виды БАДов:

Нутрицевтики — применяются для коррекции химического состава пищи человека. Это дополнительные источники нутриентов: белка, аминокислот, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон.

Парафармацевтики – применяются для профилактики, вспомогательной терапии и поддержки в физиологических границах функциональной активности органов и систем.

Эубиотики (пробиотики) – включают живые микроорганизмы и (или) их метаболиты. Оказывают нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры пищеварительного тракта.
БАД не являются лекарством (пп. 1, 2, 4 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»).

Законодательство относит БАДы к специализированным пищевым продуктам (ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции).

Специализированная пищевая продукция подлежит обязательной государственной регистрации. Государственную регистрацию осуществляет Роспотребнадзор по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Процедуру обязательной государственной регистрации БАДов не следует путать с процедурой добровольной сертификации.

Существуют разные виды стандартов, предъявляющих требования к качеству продукции. Производитель БАДов в дополнение к обязательной регистрации может выбрать один или несколько стандартов и представить свою продукцию для получения сертификата соответствия такому стандарту.

Наличие сертификатов усиливает интерес к продукту со стороны потребителей и способствует доверительному отношению к нему.

Так, известная компания – производитель биологически активных добавок в России «Эвалар» для подтверждения высокого качества своей продукции выбрала подтверждение ее соответствия международным стандартам качества GMP и имеет соответствующий сертификат. Фирма Vitaminum для привлечения потребителей к своему продукту выбрал сертификат «Халяль», подтверждающий безопасность и то, что при производстве не используются запрещенные в мусульманской религии ингредиенты или процедуры.

БАДы относится к группе товаров, подлежащих обязательной маркировке (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р). В рамках процедуры сведения о каждой добавке вносятся в национальную систему маркировки и прослеживания продукции («Честный знак»). На упаковку с товаром наносится специальный код Data Matrix, по которому можно узнать полное наименование, данные о производителе, дате, времени и месте выпуска. Маркировка позволяет отследить движение товара от производителя до конечного потребителя и предотвратить распространение фальсифицированной продукции.

Продавец должен иметь собственные программно-аппаратные средства для взаимодействия с системной маркировкой (в частности, сканер кодов Data Matrix).

Реализацию БАДов может осуществлять юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Поскольку БАД является маркируемым товаром, самозанятые граждане продавать добавки не могут.

И производители, и продавцы при продаже биологически активных добавок должны соблюдать требования ст. 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Реклама БАДов не должна:

• создавать впечатление, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
• содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшение их состояния в результате применения таких добавок;
• содержать благодарности физических лиц в связи с применением таких добавок;
• побуждать к отказу от здорового питания.

Производитель и продавец не должны ссылаться на проведение исследований, которые в обязательном порядке производятся в процессе государственной регистрации БАДов, в качества обоснования их преимущества.
Реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. Если реклама распространяется по радио, продолжительность такого предупреждения должна быть не менее трех секунд. Если она распространяется в кино и по телевидению, предупреждение должно длиться не менее пяти секунд.

Приведем ситуацию, когда фирма была признана виновной в нарушении законодательства о рекламе. Компания выпустила рекламу БАДов следующего содержания: «АРТНЕО — 1 капсула в день и ваши суставы здоровы artneo-collagen.ru Артнео с нативным коллагеном при спортивных нагрузках. Помогает вернуть подвижность суставов и свободу движения».

Контролирующий орган указал, что содержащаяся в рекламе информация должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

На наличие лечебных свойств допускается указывать только в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, изделий медицинского назначения и медтехники.

Учитывая, что объектом рекламирования в рассматриваемом случае является БАД, а не метод лечения, реклама не должна содержать указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни (Определение Алтайского краевого УФАС России от 18.01.2023 по делу № 022/05/5-33/2023).

Документы для продажи БАДов

С учетом приведенных правил приведем список документов, которые должны быть у продавца БАДов:

1. Свидетельство о постановке на учет ИП или юрлица в налоговом органе.
При регистрации юрлица и статуса индивидуального предпринимателя с намерением реализации БАДов в налоговом органе следует правильно выбрать код в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД). Действующий ОКВЭД утвержден Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.
При оптовой продаже БАД подходящий код по ОКВЭД 46.38.2.

Если БАД продается в розницу в специализированном магазине, следует выбрать код по ОКВЭД 47.29.39.
Если субъект предпринимательства регистрировался в налоговом органе ранее для целей осуществления иной деятельности, в ЕГРЮЛ или ЕГРИП требуется внести изменения.

2. Свидетельство о государственной регистрации БАД. Выдается Роспотребнадзором по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы образцов. Действует бессрочно, но может быть аннулировано по решению указанного органа.

Единая форма свидетельства утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 № 80.
В свидетельство, в частности, включают сведения о наименовании БАДа, изготовителе, а также информацию о проведенной экспертизе.

Сведения о выданных свидетельствах вносятся в единый реестр, это общедоступный информационный ресурс. Получить информацию из него можно на официальной странице сайта Роспотребнадзора в Интернете по адресу http://fp.crc.ru.

3. Сертификат соответствия, если производитель проходил добровольную сертификацию.

Розничная продажа БАДов

По договору розничной купли-продажи передается товар, который предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 492 ГК РФ).

Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, электронного или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ).
Порядок розничной купли-продажи установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463.

Розничная торговля пищевыми продуктами входит в перечень видов деятельности, о начале осуществления которых предприниматель или юридическое лицо должно уведомить Роспотребнадзор (Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584).

Розничная торговля БАДов может осуществляется через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины и киоски), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски), а также дистанционным способом. Помещение, в котором продается пищевая продукция, должно соответствовать требованиям санитарной и пожарной безопасности.

Розничная продажа БАДов осуществляется только в потребительской упаковке. Информация о БАДе должна быть на русском языке, полной и достоверной, обеспечивающей возможность правильного выбора товаров.

В рамках розничной продажи продавцу необходимо соблюдать Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – закон о ЗПП). Продавец, в частности, обязан своевременно предоставлять покупателю необходимые и достоверные сведения о товарах, обеспечивающие возможность правильного выбора.

В силу статьи 12 закона о ЗПП, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе в разумный срок отказаться от исполнения заключенного договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара.
Следует отметить, что БАДы относятся к пищевым продуктам, поэтому их возврат или обмен невозможен.

Продажа БАДов на маркетплейсах

Продажа на маркетплейсах является дистанционным способом продажи товара и  относится к продаже товара в розницу. Поэтому общие требования законодательства о реализации товара в розницу распространяются также и на продажу товаров через Интернет.

СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» не предусматривал возможность реализации БАДов дистанционно, но с 01.01.2021 документ утратил силу.
Положения, содержащие запрет продажи БАД через Интернет, в законодательстве отсутствуют. БАДы можно реализовывать с 01.01.2021 дистанционно, в том числе на маркетплейсах.

Торговые агрегаторы могут устанавливать для продавцов БАДов дополнительные требования. Wildberries дополнительно к свидетельству о регистрации БАДа требует подтверждение подлинности такого свидетельства.

Порядок дистанционной продажи содержится в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 и применим для БАДов, поскольку иное не предусмотрено указанным документом.

При онлайн-продаже товара продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на условиях, представленных продавцом.

Условия, на которых Wildberries, OZON и иные маркетплейсы осуществляют продажу товаров покупателям, можно найти в личном кабинете.

При продаже дистанционным способом на интернет-площадках покупатель знакомится с описанием товара посредством изучения характеристик и фотографий в карточке изделия. Продавец обязан предоставить потребителю полную и достоверную информацию, характеризующую предлагаемый товар.

Обязательства продавца по передаче возникают с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор. Подтверждение заключения договора со стороны продавца осуществляется посредством направления покупателю номера заказа.

Доставленный товар передается потребителю по указанному им адресу, а при отсутствии потребителя — любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа.

Договор розничной купли-продажи, заключенный удаленным способом, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в данном договоре (ст. 497 ГК РФ).

Продавец должен довести до потребителя информацию о форме и способах направления претензий. В случае если такая информация продавцом не представлена, потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом.

Лицензия на продажу БАДов

Лицензирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Биологически активные пищевые добавки не относятся к товарам, на производство и оборот которых требуется получение лицензии.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь