Споры компаний с налоговиками о начислении налогов в результате использования схем дробления случаются все чаще. ИФНС пользуются отсутствием законодательно установленной базы и опираются на собственные представления о том, что считать дроблением, пытаясь доначислять налоги при каждом удобном случае. Однако в последнее время наметилась тенденция к исправлению ситуации: власти возьмут ее под контроль и урегулируют на законодательном уровне. О том, чего стоит ждать предпринимателям, изложено в статье.
Над статьей работали:
Автор: Чистякова Людмила; редактор: Чапис Елена
Содержание:
- Дробление бизнеса: законная оптимизация или налоговое преступление
- Налоговая амнистия: послание президента — 2024
- Как будет проходить амнистия дробления
- Что делать компаниям сейчас
Дробление бизнеса: законная оптимизация или налоговое преступление
В деле о применении схем дробления важна правильная квалификация совершенных предпринимателями операций. Сама по себе оптимизация производственных процессов законом не запрещена.
Возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой не служит основанием для признания налоговой выгоды необоснованной, если эта налоговая экономия была получена при осуществлении реальных хозяйственных операций.
Участники предпринимательской деятельности (в том числе взаимозависимые лица) вправе принимать различные решения о развитии своего бизнеса и направлениях такого генезиса.
Арбитры отмечают, что налоговики не вправе решать за бизнесменов, каким именно образом им структурировать производственные процессы или распоряжаться активами.
Суды выработали подходы, которые на практике помогают бизнесменам избавиться от излишних претензий инспекторов.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 № 15570/12 определен ряд критериев, по которым должно осуществляться отграничение законной оптимизации бизнеса от дробления в целях получения необоснованной налоговой выгоды. В их число входит:
а) самостоятельность ведения деятельности компаниями;
б) включение различных видов деятельности в единый производственный процесс;
в) направленность различных видов деятельности на достижение общего экономического результата;
г) реальная хозяйственная и экономическая самостоятельность каждого из предпринимателей, включенных в общую цепочку.
Суды отмечают, что выявление фактов взаимозависимости налогоплательщика и его контрагентов, подконтрольности нескольких контрагентов одному лицу не может являться основанием для консолидации их доходов и, соответственно, не свидетельствует о наличии достаточных оснований для вывода о создании схемы искусственного разделения, если каждый из налогоплательщиков самостоятельно ведет свой бизнес и платит налоги, к нему относящиеся (постановления Арбитражных судов Поволжского округа от 16.11.2023 № Ф06-10083/2023, Северо-Западного округа от 16.02.2023 № Ф07-79/2023).
Под дроблением бизнеса понимается факт снижения налогоплательщиками своих налоговых обязательств путем создания искусственной ситуации, при которой видимость действий нескольких лиц прикрывает фактическую деятельность одного налогоплательщика.
Основанием для признания налоговой выгоды необоснованной является выявление экономии, полученной в результате злоупотреблений со стороны главного «схемотехника».
Суть схем разделения всегда сводится к перераспределению выручки так, чтобы основная сумма приходилась на предпринимателей, которые применяют УСН или ПСН. Поскольку именно использование таких режимов позволяет уплачивать налоги по более низким ставкам.
В этом случае бизнес перераспределяется между несколькими юрлицами, каждое из которых призвано помочь организатору соблюдать критерии, установленные для работы на УСН, — прежде всего лимитов по доходам.
В итоге, применив метод дробления, компания получает налоговую выгоду в виде разницы между суммой налогов по общей системе налогообложения, которую пришлось бы заплатить, если не использовалось бы разделение, и платежами по спецрежимам.
Налоговики анализируют следующие обстоятельства:
- происходит ли распределение доходов от реализации товаров (работ, услуг) между несколькими лицами, которыми прикрывалась фактическая деятельность одной компании;
- организованы ли формальные взаимоотношения лица, применяющего ОСН, с зависимыми лицами, находящимися на специальном налоговом режиме, с целью вывода из-под налогообложения доходов, полученных от производства или реализации товаров (работ, услуг).
То есть предпринимателям нужно избегать совершения действий, которые направлены не столько на разделение бизнеса, сколько на получение в результате такой схемы необоснованной налоговой выгоды путем уменьшения соответствующей налоговой обязанности или уклонения от ее исполнения.
В случае признания действий предпринимателей неправомерными налоговики консолидируют общие доходы участников схемы и исчисляют налоги по общей системе налогообложения ее организатору.
Совокупность обстоятельств, свидетельствующих о применении незаконной оптимизации бизнеса, включает такие признаки, как:
- все юрлица или ИП, участвующие в цепочке, становятся выгодоприобретателями;
- все взаимосвязанные лица ведут бизнес в аналогичной сфере деятельности;
- показатели деятельности (численность персонала, занимаемая площадь, размер получаемого дохода) близки к установленным лимитам, при достижении которых утрачивается право на применение спецрежима;
- госрегистрация юрлиц произошла непосредственно перед организацией схемы;
- взаимосвязанные лица осуществляют затраты друг за друга;
- взаимозависимость лиц носит прямой или косвенный характер. Она основана, к примеру, на родственных связях, служебном контроле, участии в органах управления;
- у подконтрольных лиц нет собственных основных и оборотных средств, кадровых ресурсов;
- происходит формальное перераспределение обязанностей персонала без изменения должностных полномочий;
- используются одни и те же бренды, вывески, сайты, склады, офисы, банки, ККТ, т.п.;
- бухучет и кадровое делопроизводство взаимозависимых лиц осуществляют одни и те же лица;
- представление интересов по взаимоотношениям с госорганами и иными контрагентами осуществляется одними и теми же лицами;
- используется единая схема логистики;
- единственным поставщиком или покупателем для одного участника цепочки может являться другой ее участник, либо поставщики и покупатели у всех взаимозависимых лиц являются общими;
- данные бухучета организатора с учетом вновь созданных юрлиц указывают на снижение рентабельности производства и прибыли;
- распределение между участниками цепочки поставщиков и покупателей происходит исходя из применяемой ими системы налогообложения.
Если налоговики подозревают, что в действиях определенной группы субъектов имеются признаки упомянутого распределения средств, имущества и персонала, начинается полный и объективный анализ деятельности всех предполагаемых участников на предмет наличия в них признаков получения необоснованной налоговой выгоды.
Налоговая амнистия: послание президента — 2024
ФНС соглашается, что на практике существует множество способов налоговой оптимизации. В связи с этим до недавнего времени представители ведомства отмечали, что в НК невозможно перечислить все признаки, свидетельствующие о фактах злоупотребления, по которым можно было бы установить, что является «дроблением бизнеса» (письмо ФНС РФ 09.11.2023 № 03-02-07/107221).
Однако ситуация изменилась после того, как эту проблему озвучил Президент РФ в послании Федеральному собранию.
Проблема состоит в том, что государство само подталкивает бизнес к разделению. Бизнесу невыгодно набирать обороты, так как налоговые платежи при переходе с упрощенного на общий налоговый режим возрастают. В связи с этим кабмину до июля 2024 года было поручено разработать:
- критерии амнистии для небольших компаний, которые при росте бизнеса были вынуждены использовать налоговую оптимизацию;
- механизм «плавного увеличения налоговой нагрузки» для компаний, которые переходят с упрощенки на общий порядок налогообложения.
В результате, был принят Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ. Он внес ряд масштабных изменений в НК РФ, за что получил название «налоговая реформа». Теперь, начиная с 2025 года «упрощенцы», которые получили доход до 60 млн руб не уплачивают НДС, от 60 до 250 млн уплачивают 5% НДС, а свыше 250 и до 450 млн ставка составит 7%.
Как будет проходить амнистия дробления
Глава государства анонсировал амнистию для компаний, которые в качестве методов оптимизации использовали схему искусственного разделения.
Налоговая амнистия доступна лицам, которые использовали специальный налоговый режим и применяли дробление бизнеса. Амнистия освобождает налогоплательщиков от бюджетных платежей, которые возникли по результатам налоговых проверок за 2022-2024 годы.
Речь идет об освобождении от уплаты доначисленных налогов, пеней, штрафов. Тут стоит оговорится, иногда доначисления и штрафные санкции за 2024 год под амнистию не подпадают, разберем ситуацию:
Компания отказывается от использования «спецрежимного дробления» за 2025-2026 годы только после назначения выездной налоговой проверки за эти периоды. Для этого необходимо подать уточненные налоговые декларации за прошедшие периоды 2025 и 2026 годов. Чтобы воспользоваться амнистией, нужно отказаться от дробления (и подтвердить этот отказ) до того, как будет принято окончательное решение по налоговой проверке за 2025-2026 годы, но в этом случае 2024 год не попадает под амнистирирование.
Что делать компаниям сейчас
Цель амнистии — помочь компаниям перейти к работе в белую. Наказывать ретроспективно за допущенные нарушения не будут. Никаких штрафов и санкций быть не должно. Предпринимателям, отказавшимся от схем, спишут налоги за предыдущее время.
Это означает, что теоретически компании смогут избежать ответственности за совершение таких деяний, как:
- непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ);
- неуплата или неполна уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ);
- уклонение организации от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ);
- уклонение ИП от уплаты налогов (ст. 198 УК РФ).
Чтобы получить налоговую амнистию, налогоплательщики могут предпринять следующие действия:
- Добровольно отказаться от дробления бизнеса, объединив показатели по группе лиц и выбрав соответствующий налоговый режим. Если выполняются определенные условия, то амнистия применяется к налогоплательщикам согласно ч. 2, 9 ст. 6 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ.
- Отказаться от дробления бизнеса иным способом, например, изменив структуру компании. Если налоговый орган проведет выездные проверки за 2025-2026 годы и не выявит дробления, либо если проверки не будут назначены на этот период, налогоплательщик подпадает под амнистию по ч. 5 или ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ.
- Начать процедуру ликвидации компании. Если ранее по результатам проверок за 2022-2024 годы установили дробление бизнеса, то при внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации, амнистия применяется в соответствии с ч. 12 ст. 6 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ.
Амнистия не предоставляется, если налогоплательщик продолжает деятельность, и налоговые проверки за 2025-2026 годы выявляют использование дробления. В этом случае ранее приостановленное решение по проверке за 2022-2024 годы вступает в силу согласно ч. 7 ст. 6 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ. Таким образом, налогоплательщик обязан оплатить все суммы доначислений, пени и штрафы, указанные в решении. Если он не уплатит их самостоятельно, инспекция взыщет эти суммы.
Вы можете оставить первый комментарий