Проект федерального закона, которым планируется внедрить обширные изменения в порядок налогообложения доходов организаций и ИП, в ходе пленарного заседания Госдумы 18 ноября 2025 года принят во втором чтении. В связи с этим у бизнеса возникает вопрос: какие же налоговые режимы после вступления нововведений в силу выгоднее станет применять индивидуальным предпринимателям. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Над статьей работали:
Автор: Лилия Новикова; редактор: Бурцева Алла
Содержание
Какие изменения ждут ИП в 2026 году
По состоянию на 18 ноября 2025 года проект закона № 1026190-8 принят во втором чтении. После первого заседания документ претерпел ряд изменений, которые смягчили ряд нововведений, предложенных в первоначальном варианте законопроекта.
Если обобщить все положения, касающиеся налогообложения деятельности предпринимателей, ожидалось, что:
• будет снижен предельный размер доходов ИП, применяющего упрощенную систему налогообложения, при превышении которого придется платить НДС;
• ставка налога на добавленную стоимость также будет повышена;
• будет сокращен перечень операций, которые не облагаются НДС;
• для плательщиков, применяющих патент, снизят предельный размер прибыли, позволяющий применять указанную систему налогообложения;
• перечень видов деятельности, при осуществлении которых законодательством допускается применение ПСН, будет сокращен;
• страховые взносы ИП, имеющего статус МСП, взимаемые сверх 1,5 размера МРОТ, будут уплачиваться по льготным тарифам, но при условии, что предприниматель осуществляет виды деятельности, установленные Правительством РФ. Кроме этого, будут установлены дополнительные условия применения пониженного тарифа.
Подробно обо всех изменениях расскажем ниже, а также рассмотрим, какие налоги не были затронуты рассматриваемым законопроектом и остались в неизменном виде.
ПСН для ИП
Напомним, что применять патентную систему могут предприниматели, численность сотрудников которых в совокупности за год не превысила 15 человек (ч. 5 ст. 346.43 НК РФ).
Помимо этого, применять патент можно только при осуществлении ограниченного круга видов деятельности. Например, это может быть (ч. 2 ст. 346.43 НК РФ):
• ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий по индивидуальному заказу населения;
• ремонт, чистка, окраска и пошив обуви;
• парикмахерские и косметические услуги;
• стирка, химическая чистка и крашение текстильных и меховых изделий;
• изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц и прочее.
В первой версии законопроекта предполагалось, что розничная торговля, осуществляемая через стационарные объекты, и грузоперевозки будут исключены из перечня видов деятельности, по которым допускается применение патентной системы налогообложения (пп. «а» п. 83 ст. 2 проекта федерального закона № 1026190-8).
Однако указанные нововведения в новой редакции проекта мы уже не видим. То есть по-прежнему ИП, занимающиеся рассматриваемыми видами деятельности, смогут применять ПСН.
Ставка налога составляет 6 процентов, и она остается неизменной (ч. 1 ст. 346.50 НК РФ).
В случае если количество используемых в предпринимательской деятельности объектов, указанных в патенте, уменьшится, предприниматель вправе будет подать заявление о получении нового патента в течение10 дней со дня изменения указанных параметров. Сумма налога по ранее выданному патенту при этом будет пересчитана (пп. «а» п. 107 ст. 2 проекта федерального закона № 1026190-8 в новой редакции).
Останется ли ИП на ПСН, также зависит и от размера его совокупного дохода за год. Было решено пересмотреть и его. При этом ранее законодатели хотели снизить его уровень с 60 млн до 10 млн рублей. Но после первого чтения условия смягчили и установили постепенный переход к уменьшению лимита. Так, предприниматель не будет считаться утратившим право на применение ПСН, если его совокупная прибыль за 2025 год или с начала 2026 года превысит 20 млн рублей. С 2027 года предельный размер составит уже 15 млн рублей, а в последующие годы — 10 млн рублей (пп «б» п. 107 ст. 2 проекта федерального закона № 1026190-8 в новой редакции).
Напомним, что после утраты права на применение патента налогоплательщики будут применять основную систему налогообложения (упрощенку или единый сельскохозяйственный налог, если они применяли указанные системы налогообложения параллельно с ПСН). При этом ИП придется пересчитать уплаченные ранее налоги в связи с применением патента в соответствии с новой системой, но без уплаты пени (пп. 6, 7 ст. 346.45 НК РФ).
Лица, применяющие патент, обязаны в общем порядке уплачивать страховые взносы за себя и за сотрудников.
Основной единый тариф взносов за сотрудников составляет 30 процентов. Взносы на травматизм варьируются от 0,2 до 8,5 процента (ст. 1 Федерального закона от 26.10.2024 № 352-ФЗ, информация СФР «Установление страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя»).
Страховые взносы за себя ИП уплачивает в фиксированном размере, если сумма дохода не превышает 300 тыс. рублей. Так, в 2025 году предприниматели должны заплатить 53 658 рублей, а в 2026 году эта сумма составит уже 57 390 рублей (п. 1 ч. 1.2 ст. 430 НК РФ).
Рассчитывается сумма взносов пропорционально количеству месяцев в календарном году, отработанных предпринимателем с начала его регистрации. То есть если регистрация ИП произошла, например, в июне 2025 года, то он должен заплатить 26 829 рублей (ч. 3 ст. 430 НК РФ).
Если совокупная прибыль ИП превысит указанный предел, то помимо фиксированной суммы ему придется заплатить также 1 процент от суммы превышения, но не более установленного предельного значения. Так, в 2025 году максимальная сумма взносов с суммы дохода сверх 300 тыс. рублей не может быть больше 300 888 рублей, а в 2026-м — больше 321 818 рублей (п. 2 ч. 1.2 ст. 430 НК РФ).
Важно, что предприниматели, не имеющие сотрудников и приостановившие ведение своей деятельности из-за прохождения военной службы, вправе не платить взносы за тот период, когда деятельность не осуществлялась (п. 2 ч. 1 ст. 419, ч. 7 ст. 430 НК РФ).
Как мы видим, применение патентной системы налогообложения может оказаться невыгодной тем предпринимателям, потенциальный доход которых может превысить установленные ограничения.
УСН для ИП
Ставка налога для лиц, применяющих УСН, составляет (ч. 1, 2 ст. 346.20 НК РФ):
• 6 процентов — если в качестве объекта налогообложения были выбраны доходы;
• 15 процентов — если объектом являются доходы уменьшенные на величину расходов.
При этом региональные власти вправе установить более низкие значения ставок. Так, например, для московских предпринимателей, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, предусмотрена ставка в размере 10 процентов, если при этом они осуществляют следующие виды деятельности (ч. 1 ст. 1 Закона г. Москвы от 07.10.2009 № 41):
• являются обрабатывающими производствами;
• управление эксплуатацией жилого и (или) нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе;
• научные исследования и разработки;
• уход с обеспечением проживания и предоставление социальных услуг без обеспечения проживания;
• в области спорта;
• растениеводство, животноводство и предоставление соответствующих услуг в этих областях.
В первом варианте законопроекта было предусмотрено, что лимит УСН, который позволял бы не уплачивать налог на добавленную стоимость, должен составить не более 10 млн рублей, что существенно ниже действующего на сегодняшний день предельного уровня дохода (60 млн рублей) (пп. 1, 5 ст.145 НК РФ, п. 1 ст. 2 проекта федерального закона № 1026190-8).
Теперь же законотворческим органом было принято решение пересмотреть указанное положение и смягчить переход к снижению уровня прибыли с точки зрения обязанности исчисления НДС для ИП. Так, новая редакция законопроекта устанавливает, что размер совокупного дохода за 2025 год не должен превысить 20 млн рублей, за 2026 год – 15 млн рублей, а с 2027 и в последующие годы лимит прибыли будет снижен уже до планируемых изначально 10 млн рублей (пп. «а», «в» п. 1 ст. 2 проекта федерального закона № 1026190-8 в новой редакции).
Также было добавлено положение, которое устанавливает новый объект налогообложения для УСН – операции по передаче объектов недвижимого имущества, которые изымаются для государственных и муниципальных нужд и за которые налогоплательщику предоставляются суммы возмещения (пп. «в» п. 2 ст. 2 проекта федерального закона № 1026190-8 в новой редакции).
Не будут облагаться НДС услуги операторов инвестиционных платформ, осуществляющих деятельность по организации привлечения инвестиций, а именно:
• привлекающих инвестиции на основании договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании;
• предоставляющих возможность приобрести или принять для учета утилитарные цифровые права при их обращении лицам, не являющимся инвесторами, и лицами, привлекающими инвестиции;
• осуществляющих с использованием номинальных счетов, открытых указанным операторам, расчеты, связанных с осуществлением утилитарных цифровых прав;
• идентифицирующих пользователей инвестиционных платформ по поручению иных операторов инвестиционных платформ, операторов информационных систем, а также операторов обмена цифровых финансовых активов.
При этом указанное освобождение не будет распространяться на деятельность по оказанию консультационных услуг и услуг по предоставлению прав на использование программ для ЭВМ (п. 5 ст. 2 проекта федерального закона № 1026190-8 в новой редакции).
Ранее планировалось исключить из списка не облагаемых НДС следующие услуги:
• реализацию исключительных прав на программы для ЭВМ и баз данных, включенные в единый реестр российских программ или единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения,
• реализацию прав на использование таких программ и баз данных, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе посредством сети «Интернет».
Но новая редакция законопроекта уже не затрагивает этот вопрос и лица, осуществляющие указанную деятельность, будут по-прежнему вправе не уплачивать НДС.
И новая, и старая редакция проекта федерального закона устанавливают, что с нового года станут облагаемыми НДС (пп. «б» п. 5 ст. 2 проекта федерального закона 3 1026190-8 в новой редакции):
• операции по обслуживанию банковских карт;
• услуги, связанные с обслуживанием банковских карт;
• операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и предоставлению участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами.
Общеустановленная ставка НДС вырастет до 22 процентов (сегодня она составляет 20 процентов) (пп. «в» п. 8 ст. 2 проекта федерального закона № 1026190-8 в новой редакции).
Льготными ставками смогут воспользоваться ИП, совокупный доход которых превысит установленные пределы (о них мы писали выше), но будет менее (ч. 8 ст.164 НК РФ):
• 250 млн рублей – в этом случае ставка налога на добавленную стоимость составит 5 процентов;
• 450 млн рублей – тогда льготная ставка будет установлена в размере 7 процентов.
Указанные положения останутся неизменными, но теперь будут распространяться и на тех предпринимателей, которые заключили концессионные соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения или водоотведения, отдельных объектов таких систем, расположенных на территориях населенных пунктов с населением менее 100 тыс. человек на дату заключения концессионного соглашения (пп. «д» п. 8 ст. 2 проекта федерального закона № 1026190-8 в новой редакции).
Кроме этого, теперь налогоплательщикам-упрощенцам, которые впервые перешли на уплату НДС по льготным ставкам, будет разрешено отказаться от их применения по истечении первых четырех кварталов. Напомним, что до настоящего времени любой предприниматель или организация может совершить отказ только по прошествии 12 кварталов (ст. 163, ч. 9 ст. 164 НК РФ, пп. «е» п. 8 ст. 2 проекта федерального закона № 1026190-8 в новой редакции).
При применении льготных ставок «ввозной» НДС нельзя принять к вычету (пп. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 171, п. 8 ч. 2 ст. 170 НК РФ).
Отказаться от освобождения от уплаты НДС, если соблюдены все необходимые условия, при этом нельзя (письма Минфина РФ от 19.11.2024 № 03-07-11/114489, от 07.10.2024 № 03-07-11/96800, от 02.10.2024 № 03-07-11/95245).
Поэтому, если ИП хочет платить НДС, чтобы впоследствии принимать его к вычету, лучше отказаться от применения УСН в пользу ОСНО.
Также упрощенцы должны уплачивать страховые взносы за сотрудников и за себя.
При этом для субъектов малого и среднего предпринимательства установлены пониженные тарифы в размере 15 процентов с суммы, превышающей 1,5 МРОТ (п. 17 ч. 1 ст. 427 НК РФ). Но с 2026 года планируется, что указанной льготой смогут воспользоваться исключительно те МСП, которые занимаются только определенными видами деятельности, а именно (п. 140 ст. 2 проекта федерального закона № 1026190-8 в новой редакции, ч.13.1, 31.2 ст. 427 НК РФ):
• обрабатывающим производством (Распоряжение Правительства РФ от 11.12.2024 № 3689-р);
• один из видов экономической деятельности Общероссийского классификатора видов экономической деятельности по перечню, утверждаемому Правительством РФ.
ИП, занимающиеся обрабатывающими производствами, также вправе применять пониженный тариф страховых взносов, размер которого составляет 7,6 процента с суммы превышения 1,5 МРОТ (ч. 2.5 ст. 427 НК РФ, Распоряжение Правительства РФ от 11.12.2024 № 3689-р)
АУСН для ИП
Условия применения автоматизированной упрощенной системы налогообложения останутся прежними в новом году. Так, принять ее могут ИП (пп. 9, 19, 21, 23, 27 — 31, 34, 35, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ):
• которые не осуществляют следующие виды деятельности:
производство подакцизных товаров или добычу и реализацию полезных ископаемых (за исключением общераспространенных);
действуют в интересах других лиц на основании договоров комиссии, поручения, агентского соглашения;
совершение сделок с ценными бумагами и (или) производными финансовыми инструментами, а также оказание кредитных и иных финансовых услуг;
производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) оптовая (розничная) торговля ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов (кроме серебрянных);
майнинг цифровой валюты;
• имеющие совокупный доход за календарный год не более 60 млн рублей;
• средняя численность сотрудников которых не более 5 человек в год, и все они являются налоговыми резидентами РФ;
• не применяющие иные режимы налогообложения;
• не имеющие счетов, корпоративных электронных средств платежа для переводов соответствующих денежных средств в кредитной организации, не включенной в специальный реестр уполномоченных кредитных организаций (ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ);
• ИП не является для граждан источником выплаты следующих видов доходов:
в натуральной форме;
наличными;
в виде материальной выгоды;
облагаемых НДФЛ по ставке 35 процентов (п. 2 ст. 224 НК РФ);
выплаченных нерезидентам;
процентов по облигациям и ценным бумагам;
выплаченным учредителям доверительного управления ипотечным покрытием.
Напомним, что установлены следующие ставки налога (ст. 11 Федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ):
• 8 процентов, если объектом являются только доходы;
• 20 процентов — при выборе в качестве объекта доходов, уменьшенных на величину расходов.
НДС плательщики АУСН уплачивать не обязаны (ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ).
При этом страховые взносы за работников указанные налогоплательщики по единому тарифу не платят. Установлены лишь фиксированные платежи на травматизм. В 2026 году размер взносов составит 2 959 рублей в год. Отметим, что он не зависит от количества работников. При этом за себя предпринимателю взносы уплачивать не нужно (ч. 1.1 ст. 18 Федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ, ч. 4.1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
ОСНО для ИП
При применении спецрежимов доходы от предпринимательской деятельности облагаются налогом в рамках выбранной системы (ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ, ч. 3 ст. 346.11, ч. 10 ст. 346.43 НК РФ).
Те же предприниматели, которые решили применять основную систему налогообложения, являются плательщиками НДФЛ. Ставки налога останутся прежними, здесь изменений не предвидится. Напомним, что они являются прогрессивными и составляют от 13 до 22 процентов и зависят от размера дохода. Так, в минимальном размере налог будет удержан с тех, чей заработок не превысит 2,4 млн рублей. Максимальная ставка будет применена, если размер дохода будет свыше 50 млн рублей (ст. 225 НК РФ).
Помимо этого, предприниматель должен платить страховые взносы за себя и своих сотрудников, но может иметь любое количество штатных единиц.
Также он будет плательщиком НДС, но сможет беспрепятственно принять его к вычету (ст. 171 НК РФ).
НПД для ИП
Применять указанный режим налогообложения могут предприниматели, которые оформили самозанятость. Важным условием применения данного режима является отсутствие работников. Максимальный уровень дохода при этом не может превышать 2,4 млн рублей (пп. 4, 8 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
Если лицо превысит установленный лимит прибыли или перестанет соответствовать иным условиям, оно утрачивает право на применение НПД и должно уплачивать НДФЛ в общеустановленном прядке. Также оно может перейти на иной режим налогообложения (УСН, АУСН, ПСН) (ч. 15 ст. 5, ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
Налоговые ставки составляют (ст. 10 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ):
• 4 процента — оплата получена от физических лиц;
• 6 процентов — доход получен от организации или ИП.
Обязанность уплачивать НДС у плательщиков налога на профессиональных доход возникает только в случае проведения операций импорта и выполнения обязанности налогового агента (ч. 9 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
Для самозанятых ИП также предусмотрены изменения, которые должны вступить в силу с 2026 года. На сегодняшний день законопроект прошел только первое чтение. Так, указанные налогоплательщики смогут получать пособие по временной нетрудоспособности, но при условии, если будут на добровольной основе уплачивать взносы в ФСС (ст. 4 — 6 проекта федерального закона № 1036780-8).
Размер страхового возмещения будет зависеть от продолжительности стажа, периода уплаты и размера самих взносов. Предусмотрено два варианта (пояснительная записка к проекту федерального закона № 1036780-8):
• страховое возмещение в размере 35 тыс. рублей. Ежемесячное пособие в таком случае составит 1 344 рубля. Самозанятый сможет получить указанную сумму в случае болезни при условии, что страховой стаж лица составляет не менее 8 лет, а срок уплаты взносов — не менее 12 месяцев. Если же стаж составит менее 5 лет, можно будет получить только 21 тыс. рублей;
• страховое возмещение в размере 50 тыс. рублей. Размер взносов составит в этом случае уже 1 920 рублей ежемесячно.
Вы можете оставить первый комментарий