Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Исполнение самозанятым закона «О защите прав потребителей»

Отношения между клиентами и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) урегулированы законом о защите прав потребителей. Статус самозанятого появился намного позже этого закона. Поэтому необходимы корректировки его положений и разъяснения официальных лиц в части распространения его положений на плательщиков НПД. О том, как нормы закона о защите потребительских прав распространяются на плательщиков НПД, расскажем в статье. 

Над статьей работали:
редактор: Чапис Елена

Содержание:

  1. Должен ли быть уголок потребителя у самозанятого?
  2. Как самозанятому оформить уголок потребителя в 2024 году?
  3. Обязан ли самозанятый принимать претензии покупателей?
  4. Проверяют ли самозанятых на предмет соблюдения закона о правах потребителей?

Должен ли быть уголок потребителя у самозанятого?

Такое понятие, как «уголок потребителя», в существующем Законе от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (закон № 2300-1) отсутствует.

В Федеральном законе от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (закон № 422-ФЗ) также отсутствуют указания, что лица, уплачивающие НПД, должны оформлять уголок потребителя.

Под исполнителем в целях закона № 2300-1 понимается любая организация или ИП, которые выполняют работы или оказывают услуги потребителю – физлицу по возмездному договору.

Понятия «изготовитель» и «продавец» также распространяются на организации и ИП.

С точки зрения этих правил плательщики НПД не подпадают под действие закона № 2300-1. При этом они не обязаны регистрироваться в качестве ИП, чтобы получить право применять этот льготный налоговый режим для физлиц.

Исходя из смысла подпунктов 2, 4 статьи 23 ГК РФ, в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без госрегистрации в качестве ИП (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17)

Гражданин, который занимается предпринимательством без образования юрлица в нарушение требований, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. К таким сделкам судами применяется законодательство о защите прав потребителей.

Самозанятые ведут деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли.

В связи с этим суды признают, что на правоотношения плательщиков НПД и их клиентов положения закона № 2300-1 распространяются (определения Первого кассационного суда общей юрисдикции от 28.09.2023 № 88-28786/2023, Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.07.2023 № 88-11393/2023).

Обратившись в суд, потребитель вправе ссылаться на нарушения самозанятым гражданином требований закона о защите прав потребителей и иных НПА сферы защиты прав потребителей.

В связи с тем, что правоотношения, возникающие из договоров, где одной из сторон является потребитель, а другой самозанятый гражданин, регулируются законодательством о защите потребителей, чиновники Роспотребнадзора рекомендуют плательщикам НПД иметь информационный стенд, именуемый уголком потребителя (письмо от 28.12.2022 № 09-22204-2022-40).

В случае возникновения спора между гражданином-потребителем и исполнителем (изготовителем, продавцом) право на обращение в суд физлицу принадлежит независимо от того, есть ли у ответчика госрегистрация в качестве ИП.

Как самозанятому оформить уголок потребителя в 2024 году?

Уголок потребителя — это специальное место, где должна быть размещена важная информация, которая подтвердит, что продавец имеет право продавать, а исполнитель может на законных основаниях оказывать ту или иную услугу. Он должен располагаться в удобном и доступном для потребителей месте, а оформлен может быть в виде информационного стенда или специальной папки с правовой информацией.

В уголке потребителя размещается следующая информация, документы и оборудование:

1. Информация о продавце (исполнителе):
а) фирменное наименование, местонахождение (адрес) и режим работы продавца (исполнителя), а также уполномоченной организации или уполномоченного ИП;
б) информация о виде деятельности продавца (исполнителя), если она подлежит лицензированию или исполнитель имеет госаккредитацию;
в) номер лицензии, срок ее действия, информация об органе, выдавшем лицензию, если осуществляемый продавцом (исполнителем) вид деятельности подлежит лицензированию;
г) номер свидетельства о госаккредитации, срок его действия, информация об органе, выдавшем свидетельство, если исполнитель имеет государственную аккредитацию;

2. НПА в сфере защиты потребительских прав — закон № 2300-1, правила, в соответствии с которыми осуществляется продажа товаров или оказание услуг, в частности, правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи (ст. 3 закона № 2300-1, п. 11 правил розничной купли-продажи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463);

3. Прочее (пункт 4 правил розничной купли-продажи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463, п. 3 правил бытового обслуживания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1514):
а) книга отзывов (жалоб) и предложений;
б) средства измерений для проверки покупателем цены и измерения приобретенного товара, цена которого определяется исходя из единицы измерения (веса (массы нетто), длины и пр.);
г) информация об органах госвласти, уполномоченных осуществлять контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности, в том числе о территориальном Роспотребнадзоре;
д) информация, предусмотренная правилами для определенного вида деятельности (например, перечень оказываемых услуг и условия их оказания, прейскуранты цен на оказываемые услуги, образцы типовых договоров, сведения о лицах, оказывающих услугу, их квалификации и сертификации (при оказании платных медицинских услуг), перечень льгот, предусмотренных для определенных категорий граждан, сведения об организации, уполномоченной принимать претензии потребителей и т.д.);
е) иная информация в зависимости от сферы деятельности продавца (исполнителя).

Обязан ли самозанятый принимать претензии покупателей?

Закон № 2300-1 предусматривает гарантии для клиента, который получил некачественный товар, ненадлежащую услугу или неудовлетворительный результат выполненной работы.

К примеру, обнаружив недостатки товара, покупатель может по своему выбору потребовать:
а) замены товара на аналогичный или другого бренда (с соответствующим перерасчетом цены продажи);
б) соразмерного снижения стоимости покупки;
в) незамедлительного и безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
г) отказаться от покупки и потребовать возврата цены, уплаченной за товар.

По закону срок удовлетворения продавцом требований составляет 10 дней со дня предъявления соответствующего требования (ст. 22 закона № 2300-1).

Если требования потребителя не будут исполнены в добровольном порядке, то впоследствии, при обращении в суд, клиент сможет потребовать уплаты штрафа в размере 50 процентов от присужденной ему суммы и неустойки за каждый день просрочки удовлетворения его претензии (п. 6 ст. 13 закона № 2300-1).

При этом, в соответствии с пунктом 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 в случае удовлетворении судом требований клиента в связи с нарушением его потребительских прав, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным ИП, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

Однако сложности, которые возникают с рассмотрением указанных претензий самозанятым, опять-таки связаны с их статусом. На эту правовую неопределенность и указывают плательщики НПД в судах, отказываясь добровольно удовлетворять требования клиентов.

Тем не менее суды признают, что закон о защите потребительских прав в этой ситуации применим (определения Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 15.03.2023 по делу № 88-1817/2023, Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18.10.2023 № 88-19913/2023).

Согласно абзацам 1 и 2 пункта 1 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе вести бизнес без образования юрлица с момента регистрации в качестве ИП. Исключение — случаи, когда ведение отдельных видов предпринимательской разрешено без получения статуса ИП.

В соответствии с частью 6 статьи 2 закона № 422-ФЗ физлица вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются НПД, без госрегистрации в качестве ИП, за исключением деятельности, ведение которой требует обязательной регистрации.

Следовательно, эти положения свидетельствуют о наличии у физлиц права заниматься определенными видами предпринимательской деятельности без оформления статуса ИП.

При этом факт отсутствия у ответчика регистрации в качестве ИП и избрание налогового режима самозанятого не может служить основанием для снижения объема его ответственности перед гражданином-потребителем. Поэтому суды защищают потребителя как более слабую и зависимую сторону в гражданско-правовых отношениях с организациями и ИП.

Отметим еще один нюанс, который связан с предъявлением претензий самозанятым — для соблюдения досудебного порядка урегулирования споров. Законом № 2300-1 обязательный досудебный порядок урегулирования споров не предусмотрен.

Между тем претензионный порядок установлен в некоторых специальных законах, регулирующих отношения с потребителями в отдельных сферах — к примеру, в законодательстве о перевозках. При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по перевозке пассажира, багажа автомобильным, внутренним водным транспортом претензия обязательна (п. 1 ст. 797 ГК РФ, п. 1 ст. 39 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта).

Договорное условие о соблюдении досудебного порядка урегулирования потребительского спора, если такой порядок не установлен законом, является ничтожным в силу п. 1 ст. 16 закона № 2300-1 и п. 2 ст. 168 ГК РФ.

Следовательно, самозанятый обязан рассмотреть досудебную претензию в установленных по закону случаях. В остальных случаях досудебный порядок урегулирования спора и, соответственно, подача досудебной претензии является правом потребителя.

При этом суды отмечают, что законом № 2300-1 обязательный досудебный претензионный порядок урегулирования споров между потребителем и продавцом товара не предусмотрен. Поэтому они не признают данный факт юридически значимым обстоятельством при взыскании с плательщика НПД средств за некачественный товар, работу или услугу (Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18.10.2023 № 88-19913/2023).

Проверяют ли самозанятых на предмет соблюдения закона о правах потребителей?

Роспотребнадзор отмечает участившиеся случаи обращения граждан:
а) о некачественном оказании услуг — бытовых, риелторских, юридических;
б) нарушении сроков изготовления и доставки мебели;
в) недоведении информации или доведение неполной и недостоверной информации о товаре или продавце (отсутствие вывески), установленной действующим законодательством;
г) незаключении договоров на оказание услуг в письменном виде без указания потребителям всей необходимой информации, в том числе о стоимости услуг, сроках их исполнения, о перечне услуг и т.д., где осуществляли продажу или оказывали эти услуги граждане, зарегистрированные как самозанятые.

Так, например, потребитель пожаловался на салон красоты, где отсутствовала какая-либо информация об исполнителе услуг (вывеска). Исполнителем услуг в данном случае являлось физическое лицо — самозанятый.

Также в одном из обращении граждан потребитель указывал на нарушение его прав, выраженное в незаключении договора на оказание услуг по ремонту стиральной машины в письменном виде с указанием установленной действующим законодательством информации, в том числе о стоимости услуг. При этом после оказания услуги исполнитель (самозанятый) выставил счет на оплату по цене, гораздо выше изначально названной стоимости заказанной услуги.

Кроме того, поступали обращения, где между потребителем и исполнителе услуг (самозанятым) был заключен договор на изготовление и доставку мебели (кухонного гарнитура) с 50-процентной предоплатой от стоимости договора.

Потребитель свои обязательства исполнил в полном объеме, однако исполнителем услуг обязательства по изготовлению и доставке гарнитура не были исполнены. Денежные средства также не были возвращены.

В Роспотребнадзоре отмечают, что по закону № 2300-1 под продавцом (исполнителем) понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также ИП, осуществляющие свою деятельность на потребительском рынке.

Правоотношения же двух физлиц указанным законом не регулируются и не относятся к установленной сфере деятельности Роспотребнадзора как уполномоченного органа госвласти в сфере контроля (надзора) защиты потребительских прав.

Поэтому жаловаться на самозанятых в Роспотребнадзор не нужно. Если самозанятые нарушают права своих клиентов, потерпевшие могут сразу обращаться в суд.

Вместе с тем принять решение о применении к отношениям двух физических лиц по аналогии положений законодательства о защите потребительских прав может только суд в рамках соответствующего гражданского дела. Поскольку защита нарушенных имущественных прав граждан осуществляется судом согласно ст. 11 ГК РФ.

Если в ходе судебного разбирательства суд признает продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг самозанятыми подпадающими под действия закона № 2300-1, в таком случае Роспотребнадзор может принять участие в деле для дачи своего заключения по нему (п. 8 ст. 40 закона № 2300-1).

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь