В 2025 году состоялось внесение большого количества изменений в налоговое законодательство, которые затронули в том числе и порядок проведения проверок в отношении деятельности налогоплательщиков.
В статье рассмотрим, какие новые полномочия появятся у налоговой в рамках проводимых контрольных мероприятий, а также как изменится порядок ее взаимодействия с проверяемыми лицами.
Над статьей работали:
Автор: Лилия Новикова; редактор: Чапис Елена
Содержание
Расширение полномочий налоговиков
С первого января 2026 года вступят в силу изменения в Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1, в соответствии с которыми будет расширен круг полномочий контролирующих органов в отношении организаций и предпринимателей.
Так, с нового года налоговики смогут проводить оценку (анализ) финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – организаций (ИП). Производить указанные мероприятия ФНС будет как по письменному запросу проверяемого, так и иного лица (ст. 1 Федерального закона от 23.07.2025 № 254-ФЗ).
В рамках контроля налоговые органы будут проводить исследование показателей:
• бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• налоговых деклараций (расчетов);
• иных сведений о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), имеющихся у ФНС.
Надзорные органы проинспектируют соответствие описанных выше показателей критерия, определенных в методике проведения указанного анализа, утвержденной ФНС.
Указанная методика в данный момент находится в стадии разработки и должна вступить в силу также с 1 января 2026 года (проект Приказа ФНС России «Об утверждении методики проведения анализа (оценки) сведений о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя), порядка направления запроса о проведении анализа (оценки) сведений о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) и порядка предоставления результатов проведенного анализа (оценки) таких сведений», ID проекта 02/08/10-25/00160814, далее (проект приказа ФНС России).
Рассматриваемый документ предусматривает два этапа проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности компании или ИП. В рамках каждого из них контролеры будут проверять соответствие налогоплательщиков установленным критериям. Их перечень разный для каждого из этапов, а также они отдельно определены в отношении компании и ИП.
Так, в рамках проведения первого этапа проверки компанию будут проверять на соответствие 14 показателям. Среди них такие, как (приложение № 1 к методике, утвержденной проектом приказа ФНС России):
• имеются ли существенные прямые расхождения по налогу на добавленную стоимость;
• факт привлечения (его отсутствие) к административной ответственности проверяемого лица за незаконное вознаграждение от имени компании (ст. 19.28 КоАП РФ);
• имеются ли сведения об организации в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
• есть ли недоимки, превышающие одновременно 1 процент от величины активов проверяемого и 3 тыс. рублей;
• факт ликвидации (ее отсутствие);
• отсутствие решения о предстоящем исключении лица из ЕГРЮЛ;
• вынесен ли в отношении компании судебный акт о введении процедуры наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства;
• достоверность сведений о юридическом лице;
• отсутствие фактов причастности к экстремистской деятельности или терроризму и прочее.
В отношении индивидуальных предпринимателей на первом этапе к сравнению утверждено 10 показателей. Например, это (приложение № 2 к методике, утвержденной проектом приказа ФНС России):
• наличие (отсутствие) существенных прямых расхождений по НДС;
• факт проведения процедуры банкротства в отношении лица;
• является ли ИП действующим;
• внесен ли предприниматель в реестр дисквалифицированных лиц;
• принимал ли ИП участие в экстремистской или террористической деятельности;
• был ли налогоплательщик признан иностранным агентом;
• иные показатели.
На втором этапе налоговики будут сравнивать большее количество показателей (для компании их установлено 39, а для ИП – 19).
Так, организацию проверят на соответствие, например, таким критериям (приложение № 1 к методике, утвержденной проектом приказа ФНС России):
• превышает ли среднемесячная заработная плата на одного работника средний ее уровень в разрезе региона, ОКВЭД и масштаба деятельности лица;
• налоговая нагрузка с финансового результата за календарный год, предшествующий году проведения анализа (оценки);
• коэффициент текущей ликвидности;
• рентабельность активов;
• отсутствие иностранных лиц в составе участников организации;
• отсутствие факта снижения стоимости основных средств;
• отсутствие факта снижения численности работников;
• факт (его отсутствие) привлечения налогоплательщика к административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;
• доля налоговых вычетов по НДС за 8 предшествующих году проведения анализа (оценки) налоговых периодов и прочее.
ИП проверят на соответствие показателям, среди которых (приложение № 2 к методике, утвержденной проектом приказа ФНС России»):
• численность сотрудников;
• продолжительность существования ИП;
• налоговая нагрузка с доходов за календарный год, предшествующий году проведения контрольного мероприятия (без учета НДФЛ, подлежащего уплате в качестве налогового агента);
• отсутствие задолженности по обязательным платежам перед бюджетом РФ, превышающей одновременно один процент от величины доходов и составляющей не менее 3 тыс. рублей, по состоянию на 1 января года, в котором производится контроль;
• отсутствие сведений о лице в реестре уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;
• отсутствие факта привлечения к административной ответственности за правонарушение в области применения ККТ;
• отсутствие в реестре работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости;
• соответствие фактической совокупной фискальной нагрузки за последний налоговый (отчетный) период нормативному значению и прочее.
Кроме этого, в отношении компании и ИП может быть представлена справочная информация, а именно:
• объем уплаченных налогов и сборов в бюджет города Москвы как с учетом НДФЛ, так и без его учета за год, предшествующий году проведения анализа;
• показатель фактической совокупной фискальной нагрузки за последний налоговый (отчетный) период;
• показатель нормативной совокупной фискальной нагрузки за последний налоговый (отчетный) период, уменьшенный на 20 процентов.
По результатам проведенного анализа лицу, запросившего его проведение, будет направлена выписка, содержащая заключение. Сформирована она будет в течение одного рабочего дня в личном кабинете налогоплательщика. В ней должна содержаться следующая информация (п. 2 приложения № 1, п. 3 приложения № 3 к проекту приказа ФНС России):
• наименование и ИНН проверяемого лица;
• дата формирования выписки;
• код проверки данных, отраженных в выписке;
• результаты анализа, с указанием:
по первому этапу оценки — критериев, которым лицо не соответствует (если такие имеются);
по второму этапу оценки — количества баллов по каждому отдельному критерию и общего количества баллов, присвоенных проверяемому. Их начисление производится следующим образом: если налогоплательщик соответствует критерию – 1 балл, если нет – 0 баллов;
справочная информация в случае, если ее предоставление предусмотрено в запросе лица.
Если налогоплательщик не согласен с выводами оценки, он вправе направить заявление о проведении корректировки, приложив документы в обоснование своей позиции. Скорректировать данные или направить отказ налоговики обязаны в течение 5 рабочих дней.
С помощью указанного заключения компания (ИП) сможет подтвердить свою благонадежность перед контрагентами.
Кроме этого, с 1 января 2026 года выемка документов и осмотр территорий, помещений могут быть проведены налоговиками и в рамках камеральной налоговой проверки, в качестве дополнительных мероприятий. Напомним, что в настоящее время это возможно лишь в случае выездного контроля. В связи с этим контролеры будут иметь право доступа на территорию и помещения проверяемого лица в рамках проведения дополнительных мероприятий при проведении камеральной проверки (п. 43, пп. «б» п. 47 ст. 1, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ).
Период проверки
Нововведения коснулись и периодов, которые вправе проверить налоговая во время выездной проверки. Так, в настоящее время в рамках указанного контроля могут быть исследованы результаты деятельности за 3 года, которые предшествовали году проведения проверки. С первого января 2026 года ФНС получит право проверять еще и периоды текущего года, которые завершились до момента принятия решения о проведении въездных контрольных мероприятий (п. 41 ст. 1, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ).
Электронное взаимодействие
Помимо прочего, с 1 сентября 2026 года вступят в силу изменения, которые касаются способов взаимодействия налогоплательщиков с налоговой в рамках проводимых ею проверок.
Так, было уточнено, что проверяемые лица смогут направить свои письменные возражения относительно фактов, внесенных в акт налоговой проверки (в акт о выявленных правонарушениях) следующими способами (п. 46, пп. «в» п. 47, пп. «а» п. 48 ст. 1 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ):
• представлены лично;
• по почте заказным письмом;
• в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
• через личный кабинет налогоплательщика;
• через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Кроме этого, с 1 сентября 2026 года станет возможно рассмотрение акта о выявленном налоговом правонарушении и материалов налоговой проверки посредством проведения видеоконференции (пп. «а» п. 47, пп. «б» п. 48 ст. 1, п. 8 ст. 25 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ).
С первого января 2026 года вызвать свидетеля в рамках проводимого налогового контроля можно будет, направив соответствующее уведомление следующими способами (п. 42 ст. 1 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ):
• лично под расписку;
• по почте заказным письмом;
• в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
• через личный кабинет налогоплательщика;
• в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Обеспечительные меры
Относительно применения обеспечительных мер было уточнено, что в случае наложения контролирующим органом запрета на отчуждение или передачу в залог транспортного средства собственник не сможет без разрешения налогового органа произвести с ним регистрационные действия. Указанное положение вступит в силу в сентябре следующего года (пп. «г» п. 47 ст. 1, п. 8 ст. 25 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ).
Нельзя будет совершить регистрационные действия и с автомобилем, который находится под арестом. Правило начет действовать уже в январе 2026 года (пп. «а» п. 33 ст. 1, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ).
Кроме этого, с 1 января 2026 года налоговики смогут в качестве обеспечения исполнения требования об уплате недоимки арестовывать недвижимое имущество, стоимость которого превышает размер задолженности, принадлежащее любой компании, если иное имущество у нее отсутствует. Напомним, что в настоящее время указанная мера применима только к иностранной организации, у которой нет постоянного представительства в РФ (ч. 5 ст. 77 НК РФ, пп. «б» п. 33 ст. 1 Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ).
Вы можете оставить первый комментарий