Оформление самозанятости доступно для граждан, развивающих свой небольшой бизнес. Поэтому большое значение имеет не только освещение вопросов о том, как платить налог на профессиональный доход, но и как встать на учет в ФНС в качестве плательщика данного налога. В материале приведена пошаговая инструкция по оформлению самозанятости различными способами: через специальное приложение, единый портал госуслуг или в банке. Представлены документы, которые потребуются для оформления самозанятости.
Над статьей работали:
Автор: Волчкова Людмила; редактор: Шкембри Евгения
Содержание
- Какие документы нужны для самозанятости
- Как оформить самозанятость онлайн
- Как оформить самозанятость с телефона
- Как оформить самозанятость через «Госуслуги»
- Как оформить самозанятость через «Мой налог»
- Как оформить самозанятость через Сбербанк
Какие документы нужны для самозанятости
В России люди, которые имеют свое небольшое дело, в том числе оказывая услуги гражданам для их личных, домашних или других аналогичных нужд, могут оформить самозанятость. При этом исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми могут заниматься самозанятые, законом не установлен. Поэтому при применении данного спецрежима допустимо заниматься любыми видами деятельности, кроме напрямую запрещенных (ч. 2 ст. 4 Закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, письмо Минфина РФ от 12.04.2021 № 03-11-11/27016).
Гражданин может оформить самозанятость для работы репетитором, парикмахером, мастером маникюра, фотографом или для легализации доходов, которые приносит ему аренда. С этой целью нужно перейти на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД). Применять его могут как зарегистрированные в качестве ИП физлица, так и не имеющие этого статуса (пп. 6 п. 2 ст. 18 НК РФ, ч. 1, 6 ст. 2, ч. 1 ст. 6 Закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
Переход на данный режим позволяет с дохода от деятельности физического лица или использования имущества уплачивать вместо НДФЛ налог, ставка по которому значительно ниже. Для ИП это, как правило, еще дает возможность не платить НДС и обязательные страховые взносы за себя (ч. 8, 9, 11 ст. 2, ст. 10 Закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
Существенный плюс при применении НПД заключается в том, что не придется сдавать отчетность. О том, сколько платить средств по налогу, в этом случае подскажут налоговики, поскольку они самостоятельно производят данные расчеты. Самозанятые лишь передают им сведения о своих взаимодействиях с покупателями или заказчиками. Предоставлять такие данные можно с помощью мобильного приложения «Мой налог», уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченную кредитную компанию (ч. 6 ст. 3, ч. 1, 2 ст. 11, ст. 13, ч. 1 ст. 14 Закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
Чтобы оформить самозанятость, потребуются следующие документы:
- паспорт гражданина РФ;
- ИНН, который в большинстве случаев подгружается автоматически.
Нужно учитывать, что самозанятыми могут стать не только граждане России, для которых, применение НПД не зависит от наличия статуса налогового резидента. Также применять НПД могут и некоторые иностранцы — граждане стран ЕАЭС или Украины (ч. 3 ст. 5 Закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
Для иностранцев список необходимых документов будет несколько шире. Могут потребоваться:
- паспорт соответствующего государства;
- ИНН, полученный в России;
- разрешение на временное проживание или вид на жительство, чтобы подтвердить свое право на проживание в России.
Кроме того, для применения НПД нужно, чтобы были соблюдены установленные законом требования и ограничения. Так, режим подойдет только тем, у кого нет работников по трудовым договорам, а годовые доходы от деятельности или использования имущества не превышают 2,4 млн рублей (ч. 7 ст. 2, ч. 2 ст. 4 Закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
В Законе от 27.11.2018 № 422-ФЗ не установлен минимальный возраст физлица, при достижении которого допустимо зарегистрироваться в качестве самозанятого. При этом осуществлять деятельность, не требующую регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, при наличии письменного согласия родителей, несовершеннолетнему ребенку разрешено с 14 лет (п. 1 ст. 26 ГК РФ). В 16 лет несовершеннолетний уже может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 27 ГК РФ). То есть применять НПД допустимо уже при достижении 14 лет. Однако если осуществляемая деятельность требует регистрации в качестве ИП, стать самозанятым подросток сможет только после приобретения с письменного согласия родителей статуса ИП.
Некоторые дополнительные требования, касающиеся установки приложений или наличия учетной записи, будут зависеть от конкретного способа, выбранного для оформления перехода на рассматриваемый спецрежим.
Отметим, что самозанятость пока разрешено применять до 31.12.2028 включительно, однако этот срок могут продлить. В указанный период ставки налога не станут увеличивать, а предельную сумму дохода для расчета налога — уменьшать (ч. 2, 3 ст. 1 Закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, п. 8 ст. 1 НК РФ).
Как оформить самозанятость онлайн
Чтобы начать применение спецрежима, потребуется встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика НПД. Для этого нужно направить в налоговую соответствующее заявление (ч. 2 ст. 3, ч. 1 — 5.1 ст. 5 Закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, раздел II порядка, утвержденного Приказом ФНС РФ от 14.02.2022 № ЕД-7-20/106@). Сделать это можно через:
- личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте российской ФНС;
- мобильное приложение «Мой налог» или веб-версию приложения «Мой налог»;
- кредитные компании;
- единый портал госуслуг.
В постановке на учет в качестве самозанятого в установленных законом случаях могут отказать. К примеру, если человек состоит или обязан состоять на воинском учете, но без уважительной причины не явился по врученной повестке по истечении 20 календарных дней с момента, указанного в повестке (пп. «б» п. 4 ст. 7.1 Закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).
Налоговики известят гражданина о том, что постановка на учет состоялась или о том, что в этом было отказано, с помощью СМС-сообщения либо пуш-уведомления через приложение «Мой налог». Если же заявление о постановке на учет было представлено через единый портал госуслуг или кредитную компанию, то и уведомление о постановке на учет или отказе придет аналогичным образом. Справку об оформлении самозанятости можно будет сформировать в электронном виде через приложение «Мой налог». При этом датой постановки на учет в качестве плательщика НПД признается дата направления налоговикам соответствующего заявления (ч. 6 — 10 ст. 5 Закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, пп. 11, 14 Приказа ФНС РФ от 14.02.2022 № ЕД-7-20/106@).
Как оформить самозанятость с телефона
Чтобы зарегистрироваться в качестве плательщика НПД, достаточно иметь телефон с доступом в Интернет. Для этого можно использовать один из трех способов:
- Встать на учет через мобильное приложение «Мой налог». В данном случае потребуется скачать на телефон приложение из официального магазина (Google Play, App Store, RuStore, AppGallery). Затем нужно будет указать и подтвердить свой номер телефона через СМС. Следующим этапом станет выбор региона деятельности. Также необходимо будет отсканировать свой паспорт (вторую и третью страницы) и сделать собственную фотография (строго анфас, без головного убора и очков). В дальнейшем останется лишь подтвердить регистрацию в качестве самозанятого.
- Зарегистрироваться с помощью личного кабинета налогоплательщика. Для этого также потребуется установить на телефон мобильное приложение «Мой налог», но выбрать способ регистрации через личный кабинет налогоплательщика. Затем потребуется ввести ИНН, а также пароль от своего личного кабинета и подтвердить номер телефона. Следующим этапом станет выбор региона деятельности. Далее следует установить ПИН-код для входа.
- Зарегистрироваться через единый портал «Госуслуги». В этом случае начало будет таким же, как и в остальных из представленных ситуаций. Нужно установить на телефон мобильное приложение «Мой налог», но выбрать регистрацию через госуслуги. Затем следует ввести логин и пароль от единого портала госуслуг, а также подтвердить номер телефона. Следующим этапом станет выбор региона деятельности. Далее следует установить ПИН-код для входа.
Кроме того, с помощью телефона удобно пройти регистрацию в качестве самозанятого, воспользовавшись мобильным приложением банка.
Как оформить самозанятость через «Госуслуги»
Чтобы оформить самозанятость через единый портал госуслуг, необходимо иметь подтвержденную учетную запись. Войдя в нее, нужно перейти в раздел «Услуги», выбрать подраздел «Штрафы и налоги», а затем подраздел «Регистрация в качестве самозанятого». После этого следует проверить свои данные, которые ранее уже были внесены в систему: реквизиты своего паспорта, ИНН, номер телефона. Следующим этапом станет выбор региона деятельности. Наконец, останется лишь отправить сформированное заявление и ожидать решения налогового органа.
Как оформить самозанятость через «Мой налог»
Мобильное приложение «Мой налог» было создано, чтобы наладить взаимодействие между самозанятыми и налоговиками. С его помощью возможно:
- встать на учет в качестве самозанятого. Правда, здесь существуют ограничения для физлиц из других стран. Гражданам ЕАЭС эта функция доступна, только если у них есть ИНН и учетная запись в личном кабинете налогоплательщика;
- рассчитать и уплатить налог;
- держать под контролем доходы;
- сняться с учета.
Использование данного приложения регламентировано Приказом ФНС РФ от 14.02.2022 № ЕД-7-20/106@. Информацию об особенностях и возможностях приложения можно найти также на официальном сайте ФНС РФ по адресу https://npd.nalog.ru/app/.
Оформление самозанятости через приложение «Мой налог» — самый простой и быстрый способ. Для этого потребуется лишь установить это приложение и следовать дальнейшим указаниям.
Как оформить самозанятость через Сбербанк
Встать на учет в качестве плательщика НПД можно и через кредитную компанию. Для примера рассмотрим, как зарегистрировать самозанятость через приложение «СберБанк Онлайн».
Для этого потребуются следующие документы:
- паспорт;
- ИНН;
- карта Сбербанка для автоматической уплаты налогов. Ее можно заказать в процессе оформления.
Войдя в приложение «СберБанк Онлайн» в поиске нужно ввести фразу «Свое дело» или слово «Самозанятый», а затем нажать на кнопку «Подключить сервис». В дальнейшем потребуется указать контактный телефонный номер и определить регион работы. Следующий этап – выбор до пяти направлений видов деятельности. В конце потребуется привязать карту Сбербанка для уплаты налогов.
Вы можете оставить первый комментарий