Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Как поменять СНИЛС при смене фамилии

Над статьей работали:

Многие знают, что СНИЛС — важный документ, который содержит уникальный номер. Он нужен для пенсионных отчислений и получения ряда госуслуг. Поэтому возникает резонный вопрос: нужно ли менять данные в этом документе, в частности, при смене фамилии? О том, нужна ли замена и в каком порядке она происходит, мы расскажем далее.

Меняется ли СНИЛС при смене фамилии

Несмотря на то что мы редко пользуемся данным документом, в некоторых случаях без него не обойтись. В частности, мы предоставляем его работодателю при поступлении на работу, также без него невозможно получить различные виды государственных услуг. Кроме того, по счету, указанному в этом документе, осуществляется перечисление взносов в страховую и накопительную часть пенсии.

Поэтому важность этих цифр не стоит недооценивать. Более того, их присвоение происходит сразу после получения свидетельства о рождении ребенка. Связано это с тем, что субсидии и льготы от государства человек может начать получать с любого возраста. Поэтому указанные цифры важны для всех. В частности, для детей, как достигших так и не достигших возраста 14 лет, взрослой работающей и неработающей части населения, а также пенсионерам, которые получают пенсию и при этом могут трудоустраиваться.

Данные цифры нужны, как правило, в следующих случаях:

— для оформления пенсии;

— получения медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию;

— записи ребенка в детский сад;

— оформления лекарственных средств;

— получения пособий;

— отдыха в лечебно-профилактических учреждениях (санаториях);

— оформления материнского капитала;

— проезда в общественном транспорте;

— заключения трудового или гражданско-правового договора;

— в иных предусмотренных законом случаях.

Однако изначально нужно разобраться с определениями, чтобы не было путаницы. Дословно аббревиатура расшифровывается как страховой номер индивидуального лицевого счета. Он нужен для обработки данных о физическом лице в системе персонифицированного учета. При этом под СНИЛС нередко понимают карточку (страховое свидетельство). И это не совсем правильно.

Страховое свидетельство (зеленая карточка) — это лишь документ, который является подтверждением того, что вы зарегистрированы в пенсионной системе. В этом свидетельстве указывается индивидуальный номер, который находится над Ф.И.О. Он состоит из 11 цифр, которые и есть СНИЛС.

Поэтому, отвечая на вопрос, нужно ли менять именно документ, можно сказать следующее.

С первого апреля 2019 года при смене фамилии менять полученное до этого свидетельство не нужно. Та карточка, которая у вас есть, продолжит свое действие. При этом такое понятие, как страховое свидетельство, перестанет действовать, его заменит другой документ (уведомление). Если у вас есть страховое свидетельство, оно будет равно этому уведомлению. Также если вы, к примеру, потеряете карточку, ее не нужно восстанавливать. Вам не обязательно ее хранить и получать.

Вместе с тем вам необходимо будет обратиться с заявлением, которое подается для того, чтобы внести изменения в общую часть лицевого счета. Обновляются при этом только анкетные данные. То есть эти изменения не меняют индивидуальный номер, он остается прежним, с ним ничего делать не нужно. Если у вас заключен трудовой договор или ГПД, то передайте информацию об изменениях вашему работодателю. В таком случае он самолично передаст сведения в Социальный фонд России (СФР). Работодатель обязан передать информацию в учреждение не позднее трех рабочих дней со дня ее получения. К данному заявлению мы еще вернемся чуть позже.

Помимо физического лица, в своевременном внесении достоверных сведений заинтересован также работодатель. Ведь его отчетность, в которой указаны Ф.И.О. сотрудников, должна совпадать с данными из СФР. Если информация представляется через работодателя, ее правильность должна быть заверена личной подписью сотрудника.

Кроме того, у вас есть возможность подать еще одно заявление. Оно направляется в случае, если вам нужно получить документ, подтверждающий вашу регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Возможность направления такого заявления — это ваше право, а не обязанность. Этот документ получают все вместо страхового свидетельства. То есть зеленые карточки больше не выдают в принципе. А те, что уже выдали, как говорилось ранее, продолжают действовать, но не подлежат замене. Об этом заявлении и подтверждающем документе мы также поговорим далее.

Действующим законодательством не предусмотрена какая-либо ответственность за то, что вы не внесли изменения о фамилии или если у вас вовсе не было СНИЛС. Однако в таком случае могут быть различные трудности. Например, вы не сможете взять кредит в банке, официально устроиться на работу, получить льготы и многое другое.

Где поменять СНИЛС при смене фамилии

Как я уже говорил, свидетельство и номер не меняются. При этом порядок изменения общих данных о лице (в том числе фамилии) и порядок получения подтверждающего документа будут следующими.

1. Для того чтобы внести новые сведения в общую часть лицевого счета, вам нужно обратиться с заявлением по форме АДВ-2. Этим документом вносятся изменения в анкетные данные зарегистрированного лица. Номер же при этом остается прежним. Меняются только общие сведения о человеке, в этом случае фамилия. Изменение вносить нужно, так как данные паспорта лица должны совпадать с его личными данными, указанными в индивидуальном номере.

Документ заполняется зарегистрированным лицом печатными буквами и включает в себя следующие сведения:

— номер,

— Ф.И.О.,

— новые анкетные данные,

— пол,

— дату рождения,

— место рождения,

— гражданство,

— адрес регистрации,

— адрес фактического места жительства,

— телефоны,

— паспортные данные,

— ИНН.

2. Чтобы получить ваши актуальные сведения в системе персонифицированного учета, подайте заявление по форме АДВ-3.

В АДВ-3 заполняются примерно такие же сведения, что в АДВ-2, за исключением новых анкетных данных.

После подачи вы получите уведомление о регистрации в системе индивидуального учета. Называется данный документ АДИ-РЕГ. Теперь он используется вместо страхового свидетельства. Его форма утверждена приложением № 1 Приказа СФР от 23.06.2023 № 1199. В нем указывают примерно такие же сведения как в зеленой карточке, в частности:

— номер,

— Ф.И.О.,

— дату рождения,

— место рождения,

— пол,

— дату регистрации в системе учета,

— подпись сотрудника территориального органа СФР.

Получить АДИ-РЕГ физическое лицо может при первичной регистрации в системе или по заявлению. Документ служит подтверждением факта регистрации в системе и содержит все необходимые данные о лице, включая номер. Для его получения понадобится документ, удостоверяющий личность: российский или иностранный паспорт, разрешение на временное проживание, временное удостоверение личности или вид на жительство.

Уведомление при первичной регистрации возникает при:

— поступлении в СФР сведений о госрегистрации рождения ребенка;

— поступлении сведений от уполномоченных органов и МФЦ, в которые обращался гражданин за предоставлением государственной или муниципальной услуги;

— самостоятельной регистрации гражданина при обращении в СФР.

— поступлении информации от работодателя.

Если гражданин ранее уже был зарегистрирован в системе, у него уже должно быть соответствующее уведомление. Если лицо будет поступать на работу, оно должно такое уведомление предъявить. В случае, например, утраты такого документа гражданин сможет получить его повторно, направив заявление по форме АДВ-3. Ответ от ведомства может быть направлен способом, указанным в заявлении.

Относительно утраты свидетельства часто возникает вопрос: что в таком случае делать?

Можно сказать, что в такой ситуации ничего делать не нужно. Во всяком случае до того момента, пока вам не понадобится СНИЛС. Получать дубликат нет никакой необходимости, да и никто вам его не выдаст. Хранить свидетельство обязанности тоже нет. Ваш номер останется прежним даже при утрате свидетельства. Получить данные о нем вы сможете в любое время, обратившись в СФР в установленном порядке. После этого вам вышлют документ в электронном виде.

Работодатель также может получить АДИ-РЕГ на своего сотрудника. Полученное уведомление он должен отдать под подпись своему сотруднику. Это возможно, если у работника отсутствует индивидуальный лицевой счет (ИЛС). Под ИЛС понимается электронный документ, в котором находятся сведения о зарегистрированном лице. При приеме на работу у лица может отсутствовать необходимый документ, подтверждающий наличие ИЛС. Такое бывает, если трудоустройство у такого лица происходит впервые. В таком случае работодатель должен зарегистрировать данного сотрудника  в СФР. Для этого в территориальный орган подается анкета по форме АДВ-1.

АДВ-1 (анкета зарегистрированного лица). Подается такая анкета в случае, когда лицо вообще не было зарегистрировано в системе учета. Ее нужно подавать, когда необходимо получить страховой номер впервые. Делает это, как правило, работодатель. Если сотрудники трудятся удаленно, то подавать форму им нужно самостоятельно по месту жительства. К указанной бумаге также следует приложить опись.

Анкета по общему правилу представляется не позднее рабочего дня, следующего за днем приема человека на работу. После того как СФР получит анкету, он должен в течение 5 рабочих дней открыть ИЛС и оформить регистрацию.

Перечисленные документы (АДВ-1, АДВ-2, АДВ-3) нужно подавать в территориальный орган СФР. До 1 января 2023 года, орган назывался ПФР. Изменения связаны с тем, что с 1 января пенсионный фонд и фонд социального страхования объединились, образуя данную структуру.

Способы обращения:

— подача документа лично в СФР или через представителя;

— почтовым отправлением;

— через работодателя;

— через МФЦ;

— в электронном виде, в том числе с помощью госуслуг.

Формы указанных заявлений утверждены Постановлением Правления ПФ РФ от 31.10.2022 № 243п. В частности, это приложения № 2 и 3 данного постановления.

Кроме перечисленных документов, указанное постановление предусматривает также следующие формы:

— АДИ-8 (решение об отказе в регистрации);

— АДВ-6-1 (опись бумаг, передаваемых в фонд);

— СЗВ-К (сведения о трудовом стаже).

Кроме приложений, постановление утверждает новый регламент заполнения. Также закон предусматривает электронный формат.

Замена СНИЛС через госуслуги после смены фамилии

Направить АДВ-2 и АДВ-3 можно в форме электронного документа. Происходит это с помощью информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая Интернет. В частности, вы можете использовать портал госуслуг. Для этого вам понадобится личный кабинет на сайте СФР, в который можно войти с помощью учетной записи госуслуг.

По результатам вы получите уведомление в электронной форме. Оно должно прийти незамедлительно, без ожидания. Но если у вас появится необходимость получить его в бумажном виде, это тоже возможно. Оформляется в виде обычной бумажки в формате А4. Попробуйте обратиться для этого в МФЦ или СФР. Помимо этого, можно самостоятельно распечатать полученную электронную форму.

СНИЛС может вам понадобиться на портале госуслуг по разным причинам. Например, для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Также он нужен при исполнении государственных и муниципальных функций.

Смена СНИЛС в МФЦ при смене фамилии

Подать то или иное заявление возможно через многофункциональный центр (МФЦ). Но не любой центр его примет. Обращение можно подать только в тот МФЦ, с которым у территориального органа СФР есть соглашение о взаимодействии. Заключается такое соглашение согласно правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376. Кроме того, у центра должна быть возможность предоставлять соответствующую услугу.

Смена СНИЛС через ПФР при смене фамилии

Такой государственной структуры, как ПФР, больше не существует. Обращаться теперь следует в территориальный орган СФР. Адреса его служб можно найти на официальном сайте ведомства. Если вы хотите подать документы в бумажном виде, сделать это возможно, например, лично (через представителя) или по почте. Также заявка может быть отправлена в виде электронного документа. В определенных случаях будет необходима усиленная квалифицированная электронная подпись.

Какие-либо конкретные сроки направления заявления об изменении данных в СФР не установлены. АДВ-2 или АДВ-3 нужно представить в территориальный орган соответствующей структуры. Фонд рассмотрит заявление в течение 5 рабочих дней, после чего он примет то или иное решение. То есть орган может и отказать в выдаче уведомления о регистрации (изменении анкетных данных).

В зависимости от способа подачи вы получите от СФР уведомление в электронном или бумажном виде. Выдача документа в электронной форме происходит мгновенно.

Меняется ли номер СНИЛС после смены фамилии

Номер остается прежним. Он присваивается изначально один раз и больше не меняется на протяжении всей жизни, вне зависимости от обстоятельств. Поправки могут коснуться только анкетных данных лица, то есть они не затрагивают цифры. Номер и измененные данные можно проверить с помощью полученного уведомления АДИ-РЕГ. Напомню, что его вы можете получить в СФР или в МФЦ при личном обращении или через представителя. Также узнать данные можно в личном кабинете на официальном сайте СФР при наличии действующего аккаунта на госуслугах.

Данные цифры отображают уникальность страхователя. По своей сути это пожизненный личный счет гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. В нем содержится вся информация, которая касается пенсионных отчислений в Социальный фонд. По нему можно узнать сведения обо всех пенсионных отчислениях его владельца. Как правило, он должен присваиваться с рождения и не подлежит изменению при смене фамилии, в частности.

Эти цифры могут понадобиться работодателю, чтобы узнать доходы гражданина, который хочет устроиться к нему на работу. Или же данные о доходах такого лица могут заинтересовать банковские учреждения или микрофинансовые организации. Всю эту информацию они могут посмотреть благодаря СНИЛС.

Основными являются первые 9 уникальных цифр, однако они не несут в себе какой-либо скрытой информации. Оставшиеся две цифры являются определенным шифром. Благодаря им проверяется подлинность всего числа. С помощью определенных алгоритмов, связанных с шифрованием, можно выяснить, действителен ли номер или нет.


эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь