Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Как работать с компаниями, которые используют труд самозанятых

Над статьей работали:

Налоговые органы при проверках интересуются крупными сделками организаций с контрагентами, у которых нет достаточного количества персонала в штате, особенно если обязательства по договору выполняют только самозанятые. В нашей статье вы узнаете, как избежать налоговых споров при работе с компаниями, которые используют труд самозанятых.

Какие налоговые риски возможны при работе с контрагентом без штата

Инспекторы тщательно проверяют крупные сделки организации с компаниями, у которых основную работу по договорам выполняют самозанятые, а штатных сотрудников недостаточно для исполнения своих обязательств.

Проверяющие могут признать действия по заключению договора с сомнительным контрагентом недобросовестными и направленными на минимизацию налогов, особенно если организация не интересовалась или не знала о фактических исполнителях.

В таком случае налоговые органы могут отказать в расходах и вычетах по сделке.

Что инспекторы проверяют в договорах с контрагентами, у которых недостаточный штат

Налоговые органы в рамках проверки оценивают результаты сделки организации с контрагентом, у которого трудятся самозанятые, сразу по нескольким критериям. Основные признаки, на которые обращают внимание проверяющие, следующие.
• Организация не проверила и не проанализировала сведения о коммерческой осмотрительности, размещенные в свободном доступе и на официальном сайте ФНС. В частности, не рассматривалась и не подвергалась оценке информация о среднесписочной численности сотрудников исполнителя за прошлый год.
• До заключения сделки организация не предпринимала действий по получению от исполнителя нужной информации о коммерческой осмотрительности. В частности, организация не запрашивала документы, которые подтвердили бы наличие у контрагента достаточного количества квалифицированных кадров в штате.
• Сделка с контрагентом заключена в обход и (или) с нарушением установленной в организации процедуры согласования. Например, без проведения тендера был заключен  договор, в тендерной документации отсутствовали необходимые документы и (или) данные содержали неточности.
• В договоре с исполнителем привлечение подрядчиков для исполнения обязательств перед организацией не предусмотрено. При этом обязательство по сделке исполнено третьим лицом, которое не было согласовано организацией согласно документации по сделке.
• Гражданин, который фактически выполнял работу или оказывал услугу, ранее работал в организации. Но затем зарегистрировался в качестве самозанятого и теперь занят у контрагента, который поставляет организации товары, выполняет для нее работы или оказывает услуги. При этом самозанятым руководит организация.
• Компания не защищала свои права в случае некачественного исполнения обязательств со стороны контрагента. Например, не оспаривала стоимость выполненных работ и оказанных услуг и (или) не штрафовала контрагента за выполнение обязательств по договору не в полном объеме.
• Реальность операции вызывает сомнение. Например, самозанятый, который не был согласован с организацией для исполнения обязательства по договору, оказал от имени контрагента услугу или выполнил какую-либо работу. При этом документы по оказанию данной услуги оформлены от имени контрагента.
• У контрагента и организации есть общие руководители, учредители и (или) руководящий персонал. В этом случае инспекторы могут заподозрить организацию в создании схемы по аутсорсингу персонала для экономии на налогах, расходах по оформлению документов и стоимости труда работников.

В случае, если выявленные признаки будут говорить о минимизации налогов, инспекторы могут провести налоговую реконструкцию, снять расходы и вычеты по сделке.

Информация основана на письме ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@.

Как избежать налоговых споров при работе с контрагентами, у которых маленький штат

Исключить споры с налоговыми органами по поводу работы с контрагентами, которые используют труд самозанятых, можно. Для этого на каждом этапе работы необходимо применять следующие принципы.

Организация и проведение тендера. В ходе поиска и привлечения потенциальных контрагентов необходимо провести тендер и предварительную проверку потенциальных контрагентов с целью соблюдения коммерческой осмотрительности. При этом важно соблюдать главное правило — чем меньше контрагент и крупнее сделка, тем тщательнее проверка.

В рамках проверки необходимо провести анализ основной общедоступной информации о контрагенте из открытых источников и платных сервисов. Также нужно запросить и проверить документы о ресурсах и деловой репутации, которые предоставил сам контрагент. Особое внимание потребуется уделить достаточности подходящих сотрудников в штате.

В случае недостатка штатного персонала, необходимо попросить контрагента объяснить причины низкой численности сотрудников в штате и уточнить, как будущий партнер планирует исполнять свои обязательства. В частности, требуется уточнить планирует ли контрагент привлекать к выполнению работы самозанятых.

Особое внимание необходимо уделить контрагентам, у которых только один штатный сотрудник – директор, при этом контрагент планирует оказывать организации трудоемкие услуги или выполнять трудозатраты работы. Например, такие работы как ремонт, уборка и подобные.

Если контрагент планирует привлекать к работе самозанятых, необходимо убедиться в отсутствии в перечне исполнителей бывших сотрудников, которые уволились из организации менее двух лет назад. В случае, если потенциальный контрагент планирует привлекать таких работников, нужно исключить их вклад в исполнении обязательств по будущей сделке.

На основании представленной информации потребуется оценить риск неисполнения обязательств со стороны контрагента и экономически обосновать выбор партнера, с которым планируется заключение сделки. В частности, необходимо убедиться в отсутствии судебных споров и наличии экономического смысла заключения сделки с выбранным партнером.

При проведении тендеров руководствуются документами организации.

Договорная работа. При заключении сделки с контрагентом, который использует в работе труд самозанятых, в договоре потребуется прописать дополнительные пункты, которые помогут снизить риск налоговых споров. В частности, в условиях сделки необходимо прописать следующие существенные моменты:
• Исполнитель обязуется выполнить все взятые на себя обязательства по договору должным образом. За нарушение взятых на себя обязательств, контрагент обязуется устранить недостатки, а также выплатить неустойку или штраф. Размер санкций должен соответствовать выявленным недостаткам;
• Исполнитель вправе привлекать подрядчиков для исполнения своих обязательств перед организацией. В случае привлечения подрядчиков, требуется получить согласие со стороны организации. При этом контрагент также обязан ежемесячно сообщать, кто именно, на каком основании и в каком объеме выполнял работы, оказывал услуги;
• Исполнитель обязуется представлять организации все необходимые документы по сделке. При этом документы оформлены правильно, в соответствии с действующими законами РФ. В случае, если объем документов недостаточен или же документация составлена с недочетами, контрагент обязуется дооформить документы;
• Исполнитель заверяет организацию, что должным образом ведет налоговый и бухгалтерский учет, а также своевременно уплачивает в бюджет все обязательные платежи. В случае налоговых споров по сделке, контрагент обязан компенсировать организации все налоговые убытки.

В случае, если данные условия контрагент в ходе выполнения своих обязанностей по сделке не выполняет, необходимо сообщить об этом партнеру. Если урегулировать конфликт невозможно, провести дополнительный тендер с целью поиска нового партнера и при необходимости обратиться с исковым заявлением в суд за защитой своих прав.

Документальное оформление результатов сделки. Контрагент обязан представить закрывающие документы по сделке – акты, накладные, счета-фактуры. Полученную документацию, необходимо проверить на присутствие обязательных реквизитов, суммовых показателей и оригиналов подписей ответственных лиц.

В случае, если контрагент привлекает подрядчиков — самозанятых, необходимо ежемесячно согласовывать список исполнителей. Также потребуется документация, которая подтвердит объем выполненных каждым исполнителем работ. При исполнении работ и оказании услуг в подразделениях, на документах должны быть отметки о выполнении работ.

При выявлении неточных и (или) недостоверных данных, необходимо сообщить об этом контрагенту с целью исправить недочеты и сделать перерасчет. При нарушении условий сделки, требуется выписать контрагенту предусмотренный договором штраф или неустойку.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь