Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Как разблокировать счет

Над статьей работали:

Блокировка счета – вынужденная мера, которую предпринимают налоговики для взыскания налоговых долгов фирмы. Чтобы принять такое решение, у инспекции должны быть соответствующие основания. После того как предприниматель устранит допущенное нарушение, он сможет вновь проводить операции по счету без ограничений. Чтобы ускорить этот процесс, в помощь бизнесу ФНС создала специальный сервис.

Причины блокировки счета

Налоговая вправе прибегнуть к заморозке счета только в случаях, перечисленных в законе.

Чем грозит блокировка счета, зависит от причин, которые допустил нарушитель. Их несколько:

– не уплачены налоги, штрафы или пени. В этом случае заблокируют сумму, равную налоговому долгу бизнесмена. Остальными деньгами он сможет воспользоваться;

– не представлена вовремя налоговая отчетность. Операции по счету заморозят, если юрлицо опоздает со сдачей отчетности более чем на 20 рабочих дней. Налоговики примут решение о блокировке, если не получат декларацию, РСВ или форму 6-НДФЛ. За опоздание с подачей иных документов налоговики приостановление расчетных операцией не применяют;

– предприниматель не подключился к ЭДО либо не послал в ИФНС электронную квитанцию о приеме документов. Обязанность подключения к ЭДО возникает, если компания обязана отчитываться только в электронном виде. В этом случае в течение 10 дней нужно настроить ЭДО с инспекцией и отчитаться о получении документов. Квитанцию необходимо присылать в течение 6 дней. Если налоговая ее не получит, через 10 дней заблокирует счет полностью.

– в качестве меры, обеспечивающей решение ИФНС о взыскании налогового долга, принятого по итогам проверки. Если после проверки налоговикам покажется, что взыскать недоимку с предпринимателя сложно или у него есть намерение вывести свои активы, налоговики вправе заблокировать счет.

Могут быть и такие случаи, когда предприниматель сдал налоговую отчетность в срок, но счет все равно заморозили. Такое возможно, если:

– документы подписало неуполномоченные лицо. Например, бухгалтер, которому не оформили доверенность;

– декларацию или расчет подписал проблемный директор – если он дисквалифицирован по делу об административном нарушении, сведения о нем в ЕГРЮЛ признаны недостоверными или руководитель числится умершим;

– на дату, которая указана в отчетности, в ЕГРЮЛ внесена запись, что компания прекратила работу;

– есть ошибки в расчетах по страховым взносам;

– показатели в декларации по НДС не соответствуют контрольным соотношениям, установленным налоговиками.

В перечисленных случаях ФНС признает отчетность непредставленной и сообщает об этом предпринимателю, который должен правильно оформить документы и сдать их заново.

Через какое время разблокируют счет

Действия налоговой инспекции по разблокировке счета зависят прежде всего от предпринимателя.

Разблокировать счет можно, устранив допущенное нарушение:

  1. Если операции приостановлены из-за нехватки денег на счете, его необходимо пополнить. На заблокированный счет деньги перечислять можно. После этого потребуется представить в ИФНС подтверждающие платежки и выписки из банка. Не позднее следующего рабочего дня налоговики должны возобновить операции по счету. Чтобы операции по счету возобновили быстрее, документы рекомендуется подавать через ЛК.
  2. Представить отчетность, если счет заморозили вследствие не сданной в срок декларации или расчета. Инспекция отменит блокировку не позднее следующего рабочего дня после того, как сдадут отчетность или направят подтверждающие ее сдачу документы;
  3. Отправить в ИФНС квитанцию о приеме требования касательно представления документов, пояснений или уведомления о вызове в ИФНС. Блокировку должны отменить не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

– днем передачи квитанции о приеме документов, направленных ИФНС;

– днем представления документов или пояснений, истребованных ИФНС, – при получении требования о представлении документов (пояснений);

– днем явки представителя предпринимателя в ИФНС – при направлении уведомления о вызове в инспекцию.

  1. Организовать ЭДО с инспекцией и представить ей документы, подтверждающие возможность получать информацию в электронной форме по ТКС. Например, копию договора с оператором ЭДО. Счет должны разблокировать не позднее следующего рабочего дня после того, как ИФНС получит подтверждение, что предприниматель может получать от налоговиков информацию по ТКС в электронной форме.

Особые сроки разблокировки расчетных операций установлены для случая, когда у предпринимателя есть несколько счетов в разных банках и общая сумма денег на них превышает недоимку, отраженную в решении налоговиков.

Когда общая сумма денег, находящихся на заблокированных счетах, превышает указанную в решении сумму, компания может подать в ИФНС заявление об отмене приостановления операций по счетам. Оно послужит также основанием для отмены блокировки. В заявлении указываются реквизиты счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога.

Тогда в двухнедельный срок со дня поступления заявления ИФНС должна принять решение об отмене блокировки в части, которая превышает указанную в решении о приостановлении операций сумму.

Если счет заморожен в качестве обеспечительной меры, у предпринимателя есть следующие варианты действий:

– подать заявление в ИФНС о замене действующих обеспечительных мер на банковскую гарантию, залог или поручительство либо об их отмене. Решение о разблокировке налоговики вынесут в день принятия решения об отмене или замене обеспечительных мер. Отказ инспекции в замене обеспечительных мер можно обжаловать в вышестоящей налоговой, а затем в суде. Можно также обратиться в налоговую еще раз с новой просьбой о замене обеспечительных мер, устранив причины отказа. Например, предложить другое имущество для залога либо иного поручителя;

– уплатить налоги, страховые взносы, пени, штрафы, которые доначислены налоговой по итогам проверки. После их перечисления нужно представить в инспекцию копии платежек и выписку банка. Решение об отмене блокировки налоговики примут до конца следующего рабочего дня после получение документов;

– обжаловать решение о заморозке расчетных операций;

– обжаловать итоговое решение ИФНС по проверке.

Как подать заявление в налоговую

Заявление о разблокировке счета понадобится компании или ИП для того, чтобы:

– сообщить в инспекцию об ошибочном аресте счета;

– разблокировать отдельные счета – если совокупный объем денежных средств на них больше общей суммы налогового долга. Например, у фирмы есть счета в разных банках. В этом случае каждый из них получит от налоговиков решение о приостановлении операций. Тогда можно направить в ИФНС заявление об отмене ареста некоторых из счетов, на которых достаточно денег для исполнения решения контролеров;

– отменить или заменить обеспечительные меры – если счет предпринимателя заморозили по подозрению в выводе активов;

– сообщить об устранении нарушения.

Если операции приостановлены, но бизнесмен устранил причину блокировки, сообщать налоговикам об этом не нужно. Закон не требует обязательного представления заявления от предпринимателя. Однако сделать это можно, чтобы ускорить разблокировку счета.

Заявление можно составить в произвольной форме, указав в нем:

– название территориальной инспекции;

– название фирмы или Ф.И.О. ИП, адрес, ИНН, КПП (для компаний);

– дату и номер решения ИФНС об аресте счета;

– реквизиты замороженных счетов;

– причину ареста счета;

– просьбу отменить санкции;

– сведения об устранении нарушения;

– перечень подтверждающих документов.

Если компания или ИП обращаются в налоговую для разблокировки счета после списания денег с него по требованию налоговой, надо приложить к нему подтверждающие операцию документы. Это могут быть выписка по операциям на счете и платежное поручение, подтверждающее факт взыскания инспекцией платежа.

Если выписок не будет, инспекция запросит у банка информацию, который обязан ответить в электронном виде не позднее дня, следующего за днем получения такого запроса.

Быстрее всего обратиться в инспекцию с заявлением и подтверждающими документами через ЛК.

Чтобы подать заявление, в ЛК нужно найти страницу «Мои налоги».

В разделе «Общая задолженность» перейти по ссылке «Решения о приостановлении операций по счетам», где отражена таблица с аналогичным названием.

В списке таблицы нужно выделить запись с нужным решением и нажать на кнопку «Направить заявление об отмене приостановления операций по счетам», а в поле «Содержание» — ввести текст заявления.

В завершение потребуется прикрепить файл-вложение со сканами документов, подтверждающих погашение налогового долга, после чего воспользоваться кнопкой «Отправить».

Сервисы ФНС

ФНС создала специальный сервис «Оперативная помощь: разблокировка счета», который поможет оперативно решить проблему блокировки счета без личного общения с инспекторами. Этот способ разблокировки счета полезен и тем предпринимателем, у которых нет ЛК налогоплательщика.

Сервис поможет предпринимателю, который не знает:

– почему заморожены операции по его счетам и что сделать;

– почему нарушение было устранено, но блокировку не сняли;

– откуда взялась спорная сумма налогового долга;

– как оспорить действия налоговиков или прислать подтверждения того, что долг погашен.

Чтобы обратиться в ФНС, нужно заполнить предложенную форму, указав в ней следующие данные:

– ИНН;

– наименование фирмы или Ф.И.О. предпринимателя;

– БИК банка, в котором заморожен счет;

– выбрать из списка вопрос, который требует решения – «Долга нет, а счет заблокирован на сумму задолженности», «Долг погашен, а блокировка со счета не снята», «Не согласны с суммой долга, по которой есть блокировка», «Не знаю, за что заблокирован счет и как его разблокировать»;

– контактный номер телефона для обратной связи.

После отправления запроса в налоговую в течение суток специалист ИФНС свяжется с заявителем по телефону и проконсультирует, как можно возобновить операции по счету.

Проверить, продолжают ли действовать санкции или их уже отменили, можно с помощью еще одного сервиса ФНС  – «Информирование банков о состоянии обработки электронных документов».

Хотя этот сервис и предназначен для банков, он может быть полезен предпринимателям.

Для получения информации на странице сервиса надо выбрать тип запроса «Запрос о действующих решениях о приостановлении», ввести ИНН и БИК банка. Система выдаст ответ, какие счета и с какой даты заблокированы, либо о том, что эти меры отменены.

Как оспорить решение

В некоторых случаях действия налоговиков, заблокировавших счет, нужно обжаловать. Например, они не увидели денег на счете и заморозили его по ошибке. Тогда единственный способ снять незаконный арест со счета – оспорить решение контролеров.

В жалобе предприниматель указывает данные о себе – название фирмы, Ф.И.О. ИП, адрес нахождения или места жительства, перечисляет сведения об обжалуемом решении – дату, номер, данные об ИФНС, о лице, подписавшем решение. Помимо этого, нужно отразить требование – признать решение о блокировке незаконным и отменить его. Кроме того, необходимо указать, в каком виде бизнесмен хочет получить решение по жалобе – на бумаге, по ТКС или через ЛК.

Неправомерные решения, действия и бездействие ИФНС можно обжаловать в вышестоящей региональной УФНС, ФНС или в арбитражном суде.

Жалобу или апелляционную жалобу в УФНС подают через инспекцию, решения, действия и бездействие которой обжалуют.

Если срок разблокировки был нарушен или решение об аресте счета было принято неправомерно, налоговики обязаны выплатить проценты.

 

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь