В преддверии Нового года многие компании украшают офисы, торговые помещения, фасады зданий. В нашей статье расскажем, когда и в каком порядке затраты на новогодние украшения можно включить в состав расходов при расчете налога на прибыль.
Над статьей работали:
Автор: Сыскова Юлия; редактор: Бурцева Алла
Содержание
- В каких случаях новогодние украшения можно признать в расходах
- В составе каких расходов можно учесть затраты на новогодние украшения
- Судебная практика
В каких случаях новогодние украшения можно признать в расходах
Расходы на новогодние украшения можно включить в состав расходов при расчете налога на прибыль, если они одновременно отвечают следующим требованиям (п. 1 ст. 252 НК РФ):
• документально подтверждены, то есть на украшения оформлены первичные учетные документы (товарная, транспортная накладная, платежное поручение и так далее);
• обоснованы. Обоснованность затрат должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (Письмо Минфина России от 24.01.2025 № 03-03-06/1/5826).
Налоговики могут признать траты на новогодние украшения необоснованными, если они, например:
• не привели к получению дохода;
• не связаны с основными видами деятельности фирмы;
• не соответствуют финансовому положению компании.
Если новогодние украшения предназначены, например, для празднования Нового года в офисе, и не связаны с предпринимательской деятельностью фирмы, то расходы на их покупку не будут отвечать требованиям ст. 252 НК РФ. Поэтому их не следует включать в состав расходов по налогу на прибыль.
В составе каких расходов можно учесть затраты на новогодние украшения
Если деятельность фирмы связана с организацией отдыха и развлечений, культуры и спорта, то траты на новогодние украшения могут быть признаны обоснованными, так как направлены на получение дохода. Примером могут служить:
• компании, которые занимаются организацией праздников;
• гостиницы и санатории, проводящие тематические программы для привлечения посетителей;
• дома культуры, организовывающие новогодние представления.
В некоторых случаях компании могут включить траты на новогодние украшения в состав представительских расходов. Это возможно, если такие украшения используются на официальных приемах, переговорах которые направлены на установление или поддержание взаимного сотрудничества с партнерами (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Отметим, что представительские расходы можно включить в прочие расходы в пределах четырех процентов от затрат компании на оплату труда за отчетный период (п. 2 ст. 264 НК РФ). Траты, которые превышают этот норматив, в прочих расходах не учитываются и налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшают.
Подтверждающими документами в этом случае могут служить (письма Минфина от 10.04.2014 № 03-03-РЗ/16288, от 01.11.2010 № 03-03-06/1/675, от 22.03.2010 № 03-03-06/4/26, письмо ФНС от 08.05.2014 № ГД-4-3/8852):
• приказ (распоряжение) директора фирмы об осуществлении расходов на проведение встреч;
• смета представительских расходов, включающая затраты на новогодние украшения;
• отчет о представительских расходах по проведенным официальным приемам;
• первичные документы (накладные, акты, чеки), в том числе, на покупку новогодних украшений.
Также фирмы могут включить затраты на покупку новогодних украшений в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как затраты на рекламу. Это возможно, например, в случаях, когда с помощью новогоднего оформления витрин компания старается привлечь внимание покупателей к себе или своей продукции. Такие траты относятся к ненормируемым рекламным расходам (пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ). Для их подтверждения потребуется:
• документ, на основании которого произведены траты. Например, договор поставки новогодних украшений и товарная накладная;
• документ, подтверждающий факт оплаты украшений. Примером может служить платежное поручение.
Если был украшен торговый зал или фасад здания, при включении затрат на это в расходы, нужно быть готовым обосновать свою позицию в суде, поскольку такие траты прямо не указаны в НК РФ.
Судебная практика
Чтобы расходы на новогоднее убранство включить в состав представительских расходов, в первую очередь необходимо доказать, что встреча, которую оно украсит направлена на установление или поддержание взаимного сотрудничества с партнерами (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Так, суд признал, что новогодняя встреча была направлена на поддержание (установление) взаимного сотрудничества с контрагентами, то есть ее проведение было направлено на получение дохода от предпринимательской деятельности (Постановление ФАС Уральского округа от 19.01.2012 № Ф09-9140/11 по делу № А50-3964/2011).
В другом случае суд не признал расходы компании на проведение новогоднего банкета представительскими расходами компании. Она не смогла подтвердить, что затраты были произведены на проведение официальных приемов, переговоров, встреч и иных мероприятий. Из представленных документов не представляется возможным установить, какое мероприятие проводилось, его время и место проведения, а также кто присутствовал на встрече (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.06.2019 № Ф02-3336/2019 по делу № А10-5269/2018).
Если был украшен торговый зал или фасад здания, то по вопросу включения таких трат в расходы при расчете налога на прибыль у судов нет однозначной позиции. Так суд может признать, что:
• праздничное оформление территории торгового комплекса способствовало привлечению покупателей и активизации спроса в период новогодних и рождественских праздников. Такие расходы были непосредственно связаны с деятельностью налогоплательщика и непосредственно направлены на получение дохода. В этом случае суд также принял во внимание письмо Комитета экономического развития о необходимости принятия мер по оформлению торгового комплекса к Новому году, а также письмо Отдела торговли и услуг администрации района об участии компании в городском конкурсе на лучшее оформление рынков (Постановление ФАС Московского округа от 25.11.2009 № КА-А40/12070-09 по делу № А40-25182/08-129-71);
• обязанность по новогоднему украшению фасадов предусмотрена Концепцией городского проекта «Новогоднее оформление города», утвержденной постановлением Администрации города, согласно которой оформление начинается с «ворот города» — аэропорта и железнодорожного вокзала, которые должны быть украшены иллюминацией. Довод налоговиков, что такие расходы не целесообразны и не относятся к тратам, которые приносят прибыль, суд счел безосновательным. Кроме того, он отметил, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность, на что указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 № 320-О-П и № 366-О-П (Постановление ФАС Московского округа от 27.06.2011 № КА-А40/6029-11 по делу № А40-55988/10-142-307).
• затраты на приобретение елочных украшений для оформления торгового зала в канун новогодних праздников вызваны необходимостью привлечения покупателей, поэтому они направлены на получение дохода. Следовательно, обоснованно учтены в качестве расходов при определении налоговой базы по прибыли (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.03.2007 № А33-10956/06-Ф02-725/07 по делу № А33-10956/06);
• расходы на праздничное оформление торгово-развлекательного комплекса (ТРК) к Новому году направлены на привлечение покупателей и учтены в составе расходов на рекламу, поскольку реклама ТРК, в том числе путем его праздничного украшения направлена на увеличение числа покупателей (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.03.2010 по делу № А56-55501/2009).
Однако есть ситуации, в которых суд встал на сторону налоговой инспекции. Так он посчитал, что расходы Университета по оформлению территории и помещений предметами украшательства (елки, елочные изделия, плакаты) наравне с расходами по подготовке и проведению торжественного мероприятия не признаются в целях налогообложения прибыли, так как они не связаны с производственной деятельностью организации. Такие затраты не направлены на проявление интереса неопределенного круга лиц к деятельности Университета, как образовательного учреждения (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2010 по делу № А70-6645/2009). Суд в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 15.12.2010 по делу № А70-6645/2009 данное решение подтвердил.
В другом случае Банк настаивал, что затраты на украшение холлов и витрин помещений являются расходами на рекламу, поскольку направлены на привлечение внимания клиентов банка. Однако суды не согласились с ним, посчитав, что Банк не представил ни одного доказательства, что цветы и гирлянды, затраты на приобретение которых он включил в расходы на рекламу, несли какие либо сведения (сообщения, данные). В связи с этим отсутствуют основания классифицировать данные расходы как рекламные (Постановление ФАС Поволжского округа от 01.10.2009 по делу № А55-1113/2009).
Вы можете оставить первый комментарий