Если планируете организовать химическое производство или открыть завод с вредными выбросами в воздух, проверьте, к какому уровню опасности он будет относиться. Предприятиям, оказывающим вредное экологическое воздействие на природу, работать без специального разрешения запрещено. О порядке его получения и сроках действия разъяснено в статье.
Над статьей работали:
Автор: Бабаева Ирина; редактор: Чапис Елена
Содержание
- Комплексное экологическое разрешение (КЭР) воздействия на окружающую среду
- Для каких объектов нужно комплексное экологическое разрешение
- Выдача комплексных экологических разрешений
- На какой срок выдается комплексное экологическое разрешение
- Пересмотр комплексного экологического разрешения
Комплексное экологическое разрешение воздействия на окружающую среду
Комплексное экологическое разрешение (далее КЭР, экоразрешение) – это официальный документ, который дает право хозяйствующему субъекту (юрлицу или ИП) осуществлять деятельность с негативным воздействием на окружающую среду (далее НВОС) при условии соблюдения требований в области экологии.
Правовой статус документа и общий порядок его получения закреплен в ст. 31.1 Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Указанные положения были введены в закон в 2014 году Законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ.
Форма КЭР утверждена Приказом Минприроды РФ от 22.10.2021 № 780 (приложение № 2). КЭР содержит информацию о сроке действия разрешения, технологические нормативы, требованиях к обращению с отходами, нормативы образования отходов, физических воздействий и допустимых выбросов и сбросов вредных веществ.
КЭР выдается территориальными органами Росприроднадзора.
Экоразрешение объединяет в себе несколько документов, получение которых требовалось ранее, например, разрешение на вредные выбросы в атмосферу, сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, на размещение отходов.
КЭР подтверждает, что предприятие соответствует наилучшим доступным технологиям (далее НДТ), что способствует снижению НВОС.
Наилучшие доступные технологии регулируются ст. 28.1 закона № 7-ФЗ. К ним относятся способы, технологии, методы производства, в том числе с наименьшим уровнем НВОС. Порядок определения таких технологий установлен Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 № 1458.
Когда вносили изменения в закон № 7-ФЗ в 2014 году, установили переходный период для получения КЭР в обязательном порядке. Законодателем предпринят такой подход для поэтапного внедрения новых требований и снижения административной нагрузки.
К основным этапам переходного периода относятся:
— 2019–2021 годы – объекты, которые входят в перечень, утвержденный Приказом Минприроды РФ от 18.04.2018 № 154, были обязаны оформить экоразрешение до 31 декабря 2021 года.
— первое января 2025 года – предприятия, которые осуществляют деятельность в области НДТ и не включены в перечень Минприроды РФ, должны оформить КЭР.
При этом с 1 января 2019 года и до дня получения экоразрешения еще допускались выдача и переоформление разрешений на выбросы и сбросы вредных веществ, документов по обращению с отходами.
Указанные выводы подтверждают определения Верховного Суда РФ от 10.03.2021 № 302-ЭС21-365 и от 29.09.2021 № 309-ЭС21-16675.
Для того чтобы избежать нарушения законодательства РФ и применение санкций к бизнесу рекомендуем проверить категорию предприятия и при необходимости подать документы на оформление КЭР.
Последствия работы без разрешения:
— привлечение к административной ответственности по ст. 8.47 КоАП штраф в размере: от 4 до 10 тыс. рублей (для физлиц), от 50 до 100 тыс. рублей (для юрлиц). При этом ИП несет аналогичную ответственность, что и юрлицо.
Если организация обязана, но не получила КЭР в установленный срок, она теряет право на применение понижающих коэффициентов при расчете платы за НВОС. Это означает, что если у предприятия нет экоразрешения, оно начинает платить за выбросы, сбросы и отходы по повышенным ставкам, как если бы оно нарушало установленные нормативы. Это может увеличить общую сумму платы в разы.
Плата за НВОС рассчитывается с учетом нормативов, установленных в КЭР:
— если выбросы, сбросы в пределах нормативов КЭР — применяется базовая ставка;
— при превышении — ставка увеличивается кратно;
— при отсутствии КЭР — предприятие считается нарушителем по умолчанию.
Для каких объектов нужно комплексное экологическое разрешение
КЭР обязаны получить предприятия I категории объектов, оказывающих НВОС.
Всего закон № 7-ФЗ выделяет 4 категории таких объектов:
- I категория – значительное НВОС;
- II категория – умеренное НВОС;
- III категория – незначительное НВОС;
- IV категория – минимальное НВОС.
Классификация объектов к той или иной категории утверждена Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398.
К отнесению объектов к I категории относится осуществление деятельности по производству кокса, нефтепродуктов, добыче нефти, производству химических веществ, пестицидов, минеральных удобрений, целлюлозы, бумаге, размещению промышленных отходов, производству некоторых пищевых продуктов (мясо, масла, рыба).
Типичные представители I категории: ТЭЦ, котельные, химические, металлургические и цементные заводы, предприятия агропромышленного комплекса (крупные животноводческие комплексы, переработка навоза и сточных вод).
На объекты II категории также возможно оформление КЭР на добровольной основе. Условие – наличие информационно-технических справочников по НТД
(п. 12 ст. 31.1). Обязанность оформлять КЭР в этом случае не установлена.
Хозяйствующие субъекты, отнесенные к II категории, которые не получили КЭР, в обязательном порядке должны подавать декларацию о НВОС (п. 1 ст. 31.2 закона № 7-ФЗ).
С 01.09.2025 начнет действовать новая форма декларации, утвержденная Приказом Минприроды РФ от 19.03.2025 № 117.
В отношении объектов III и IV категорий оформление экоразрешения не требуется.
Выдача комплексных экологических разрешений
Общие принципы выдачи КЭР предусмотрены законом № 7-ФЗ. Порядок выдачи детализирован в Постановлении Правительства РФ от 04.08.2022 № 1386.
Первый этап – подготовка и подача заявки в Росприроднадзор. Подать заявку следует за 2 месяца до ввода в эксплуатацию нового или реконструированного объекта или за 4 месяца до истечения срока действия действующего КЭР.
Форма заявки на получение КЭР утверждена Приказом Минприроды РФ от 22.10.2021 № 780.
В заявке указывают:
— сведения о заявителе: Ф.И.О. или наименование и адрес;
— код объекта, вид деятельности, продукцию;
— сведения об использовании сырья, энергоресурсов;
— при наличии – программу повышения экологической эффективности;
— расчет технологических нормативов;
— нормативы выбросов и сбросов и расчеты;
— обоснование нормативов образования отходов и лимитов размещения, а также эти нормативы;
— экологические программы (программы производственного экоконтроля);
— заключение госэкологической экспертизы (если требуется);
Также допускается включение в заявку иной информации, которую считает нужной компания-заявитель.
Если невозможно соблюдать нормативы НВОС (например, нормативы выброса веществ), к заявке обязательно прикладывают:
— утвержденную программу повышения экологической эффективности (ст. 67.1 закона № 7-ФЗ);
— планы временно разрешенных выбросов, сбросов.
Перед подачей заявки следует оплатить госпошлину 9 500 рублей. Документ об ее уплате можете приложить по собственной инициативе, это необязательно. Росприроднадзор может получить информацию об ее оплате самостоятельно.
Подайте заявку по месту нахождения объекта. Если он находится на территории двух и более субъектов, подайте заявку в территориальный орган Росприроднадзора, расположенный на территории любого субъекта по своему усмотрению.
Заявка подается с использованием государственной информационной системы промышленности, созданной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.07.2015 № 757, в том числе через портал «Госуслуги».
В законодательных актах РФ установлены различные сроки получения КЭР. Законом № 7-ФЗ установлен срок рассмотрения заявки – не более 4 месяцев. Постановление № 1386 указывает, что разработка КЭР и рассмотрение заявки займет не более 27 рабочих дней.
После регистрации заявки орган Росприроднадзора в течение 2 рабочих дней проверит ее по форме и содержанию. Если заявка соответствует требованиям законодательства и правильно заполнена, ее примут к дальнейшему рассмотрению. Если нет – направят замечания. На корректировку дается 5 рабочих дней. Если в течение этого срока заявку не исправят, Росприроднадзор откажет в ее принятии.
После принятия заявки Росприроднадзор направит ее на рассмотрение в заинтересованные органы власти. Срок рассмотрения – не более 30 календарных дней (по закону), 9 рабочих дней (по постановлению).
Если у заинтересованных органов власти будут замечания к заявке на КЭР, срок для их устранения составляет 30 рабочих дней (но не более 45 календарных дней). Когда указанный срок нарушается, Росприроднадзор отказывает в выдаче КЭР.
Замечания могут быть следующего характера:
— представлены недостоверные сведения об авария за предыдущие 7 лет;
— непредставление информации о реализации экологических программ;
— несоответствие применяемых технологий и методов наилучшим доступным технологиям;
— размещение объекта в границах особо охраняемых природных территорий.
После устранения всех замечаний Росприроднадзор повторно рассмотрит заявку в течение 10 рабочих дней и направит ее также на рассмотрение в заинтересованные органы власти, которые рассмотрят ее в течение 9 рабочих дней.
Законом предусмотрено два основания для отказа в выдаче КЭР:
1. Несоответствие сведений, содержащихся в заявке установленным требованиям.
2. Несоблюдение установленного срока для устранения замечаний (не более 45 календарных дней).
Сведения о выданном экоразрешении заносят в реестр и публикуют на сайте организации. Их предоставляют заявителю в форме выписки из реестра КЭР. На ней разместят QR- код для перехода на страницу сайта, где размещены сведения о выданном разрешении.
На какой срок выдается комплексное экологическое разрешение
КЭР выдается сроком на 7 лет. Может продлеваться на тот же срок (ст. 31.1 закона № 7-ФЗ).
Продление на следующие 7 лет возможно при условии:
— соответствия экологическим нормативам;
— отсутствия долгов по плате за НВОС;
— своевременной подачи отчетов и выполнения экопрограмм.
Если внедряются существенные изменения (например, технологии, объемы выбросов), потребуется пересмотр или получение нового экоразрешения.
Пересмотр комплексного экологического разрешения
Пересмотр — это установленная законом процедура изменения уже выданного КЭР в связи с новыми обстоятельствами, изменениями в деятельности предприятия или законодательстве. Это не то же самое, что продление. Пересмотр осуществляется в течение срока действия разрешения, если меняются условия, при которых оно выдавалось.
Проще говоря, пересмотр КЭР – это его обновление. Пересмотрено может быть в целом КЭР или только его часть (если объем выбросов или сбросов увеличился не более чем на 70 процентов — КЭР пересматривается частично, если на 70 процентов и более – пересматривается полностью).
Основаниями для пересмотра КЭР могут быть изменения:
— техпроцессов (ввод нового оборудования, изменение сырья, топлива, продукции);
— состава или объема загрязняющих веществ (появились новые выбросы, сбросы, изменились классы опасности веществ);
— производственной мощности или структуры объекта;
— нормативов НДТ (например, введен новый справочник НДТ, и действующие нормативы больше не соответствуют требованиям).
Пункт 15 статьи 31.1 закона № 7-ФЗ предусматривает, что пересмотр КЭР осуществляется по инициативе юрлица или ИП.
Если хозяйствующий субъект продолжит работать без пересмотра КЭР при наличии оснований к нему, такое разрешение подлежит отзыву (п. 18 ст. 31.1 закона № 7-ФЗ). Таким образом, работать по старому КЭР после изменений нельзя — это нарушение.
Порядок пересмотра установлен Постановлением Правительства РФ от 04.08.2022 № 1386. Он аналогичен порядку рассмотрения первичной заявки на получение КЭР.
Пересмотр осуществляется также территориальными органами Росприроднадзора.
Порядок пересмотра состоит из следующих этапов: подача заявления, представление обновленной документации, выдача модернизированного КЭР.
По итогу процедуры Росприроднадзор направит заявителю новое разрешение, разрешение с внесенными изменениями или отказ в пересмотре.
Росприроднадзор откажет в пересмотре КЭР, если:
— в составе заявки будут отсутствовать необходимая информация или сведения;
— не соблюден срок для устранения замечаний (45 календарных дней).
Если получен отказ в выдаче КЭР, возможно подать повторную заявку. Во избежание второго отказа рекомендуется устранить все выявленные недочеты и доработать заявку по замечаниям.
Пример. Завод получил КЭР в 2023 году, но в 2025-м установил новое оборудование с другой технологией, что повлекло увеличение вредных выбросов. Завод обязан обратиться за пересмотром КЭР и утвердить новые нормативы до ввода линии в эксплуатацию.
Вы можете оставить первый комментарий