Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Кто такой бенефициар?

За юрлицом могут стоять десятки номинальных акционеров и посредников, но истинный центр принятия решений и главный выгодоприобретатель зачастую скрыт от посторонних глаз. Это ключевое звено в цепочке корпоративного управления именуют бенефициарным владельцем. Выявить его — требование законодательства. Игнорирование этого требования приводит к негативным последствиям. 

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

Содержание

  1. Представитель, выгодоприобретатель и бенефициарный владелец
  2. Бенефициарный владелец юридического лица
  3. Установление бенефициарного владельца
  4. Доля бенефициарного владельца
  5. Справка о бенефициарных владельцах
  6. Последствия нераскрытия информации о бенефициарных владельцах

Представитель, выгодоприобретатель и бенефициарный владелец

В целях определения налоговых обязательств и выявления схем уклонения от уплаты налогов налоговики выявляют фактических получателей доходов. Это связано с тем, что за сложными корпоративными структурами, которые используются для минимизации налоговых платежей или получения необоснованной налоговой выгоды стоят не те лица, которые указаны в документах.

В связи с этим на практике используются такие понятия как «представитель», «выгодоприобретатель», «бенефициарный владелец».

Представитель — лицо, действующее от имени и по поручению другого лица (клиента, принципала). Например — юрист, ведущий переговоры от имени компании по доверенности.

Полномочия представителя подтверждаются:

а) доверенностью;
б) договором (агентский, поручения, комиссии);
в) законом. К примеру, родители — представители несовершеннолетнего ребенка;
г) актом госоргана (опекуны, попечители).

При этом представители действуют только в рамках предоставленных им полномочий.

Выгодоприобретатель — лицо или фирма, получающие конкретную выгоду от отдельной операции или сделки, но не владеющие долей в компании и контролирующие бизнес в целом.

К примеру, ООО выставило на продажу здание. От имени ООО здание продает агент. После продажи деньги получит ООО, которое и признается выгодоприобретателем по сделке.

В качестве выгодоприобретателей квалифицируются получатели страховой выплаты по полису, инвесторы, получающие проценты по облигациям, но при этом не владеющие долей в компании-эмитенте.

Бенефициар (от фр. benefice – «прибыль, польза») — это физическое или юридическое лицо, которое в итоге получает выгоду (прибыль, доход, имущество) от деятельности компании, сделки или владения активами.

При этом бенефициар не обязательно контролирует объект или деятельность, от которой получает доходы. Его ключевая роль — получение прибыли, но не влияние на процесс или объект.

То есть, бенефициар может не иметь формального статуса владельца или участника, но фактически контролирует активы и получает доход.

Простыми словами бенефициар — это фактический получатель прибыли, такой же выгодоприобретатель в широком смысле слова.

Бенефициарный владелец у компании может отсутствовать только в случае, если организация занимается некоммерческой деятельностью, то есть не направлена на получение прибыли.

Если же организация ведет коммерческую деятельность, то бенефициарный владелец у нее присутствует в любом случае.

В ситуации, когда бенефициарного владельца выявить не получилось, к примеру, из-за сложных схем владения или отсутствия информации от владельцев бизнеса, юрлицо документально подтверждает, что оно приняло все возможные меры для его установления.

Бенефициарный владелец юридического лица

В Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ), в частности, введено понятие «бенефициарный владелец».

Под ним понимается физлицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет клиентом — юрлицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. При этом установлено требование к размеру такого владения — 25 и более процентов в капитале.

Бенефициарный владелец — физлицо, которое:

а) прямо или косвенно владеет ≥ 25 % капитала компании;
б) фактически контролирует решения и деятельность компании, оказывает влияние на ее стратегию, назначение руководителей, распоряжение активами, даже если это не отражено в документах;
в) получает доход от бизнеса.

К примеру, — акционер с 40 % акций, участвующий в принятии стратегических решений.

Понятие «бенефициарный владелец» означает:

а) физлицо, которое, в конечном счете владеет или осуществляет контроль над клиентом;
2) либо физлицо, от имени которого проводится операция (сделка).

При этом уточнение Закона № 115-ФЗ о том, что такое физлицо «в конечном счете, владеет или осуществляет контроль» относится к ситуациям, когда владение или управление осуществляется через цепочку владения или иной контроль, кроме контроля напрямую.

О соотношении понятий «бенефициар» и «бенефициарный владелец» можно сделать следующий вывод — все бенефициарные владельцы являются выгодоприобретателями (бенефициарами), поскольку они получают прибыль от деятельности компании. При этом не являются бенефициарными владельцами те из них, кто не контролирует объект, от которого получают выгоду.

Выявление бенефициарных владельцев — ключевой элемент системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

Установление бенефициарного владельца

Выявление бенефициарного владельца — обязательная процедура в ряде ситуаций, связанных с контролем за деятельностью юрлиц, финансовыми операциями, налоговыми проверками, корпоративными сделками и другими обстоятельствами.

Основные случаи, когда требуется установление бенефициарного владельца отражены в Законе № 115-ФЗ.

Так, установление таких лиц производится:

а) по запросу госорганов. ЮЛ обязаны представлять по запросу Росфинмониторинга или ФНС документально подтвержденные данные о своих владельцах — выгодоприобретателях или о принятых мерах по их установлению (п. 6 ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ). При получении запроса юрлицо представляет сведения о бенефициарных владельцах в течение 7 рабочих дней со дня получения запроса (п. 4 Правил представления юрлицами информации о своих бенефициарных владельцах, утв. постановлением Правительства от 31.07.2017 № 913, далее — Правила);

б) уполномоченными агентами «антиотмывочного» контроля. Речь идет о банках, страховых и лизинговых компаниях, участниках рынка ценных бумаг, ломбардах, аудиторах, адвокатах и других лиц, проводящих сделки с деньгами и имуществом (ст. 5, 6 Закона № 115-ФЗ).

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, обязаны до приема клиента на обслуживание идентифицировать его, установив, в том числе, его выгодоприобретателя и бенефициарного владельца (п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Требования к идентификации клиентов, представителей клиентов (в том числе идентификации единоличного исполнительного органа как представителя клиента), выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев регламентированы приказом Росфинмониторинга от 23.04.2025 № 74.

Согласно п. 14 ст. 7 Закона № 115-ФЗ клиент обязан предоставлять субъекту первичного финмониторинга информацию, необходимую для исполнения требований «антиотмывочного» закона, в том числе информацию о своих бенефициарных владельцах.

В рамках идентификации бенефициарного владельца уполномоченными агентами «антиотмывочного» контроля устанавливаются следующие сведения:

а) ФИО лица, гражданство, дату рождения;
б) реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранца или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
в) адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
г) ИНН (при его наличии).

Это следует из абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ и Методических рекомендаций по установлению сведений о бенефициарных владельцах клиентов, направленных информационным письмом РФМ от 04.12.2018 № 57.

Как указал РФМ, выявление бенефициарных выгодоприобретателей осуществляется следующими способами:

а) через договор с клиентом. В договор (или публичную оферту) включают условие, по которому клиент обязан предоставить информацию о своих бенефициарных владельцах;
б) путем анкетирования клиента. Клиенту направляют специальный запрос анкету. В ней — список вопросов, которые помогают собрать все нужные данные для идентификации бенефициара. Перечень вопросов составлен на основе требований Закона № 115-ФЗ;
в) с помощью анализа документов и опросов. Изучают учредительные документы юрлиц — клиентов. Дополнительно проводят устный опрос клиента и фиксируют полученные сведения в специальной анкете бенефициарного владельца;
г) поиск информации в открытых источниках. Используют легальные внешние источники данных, к которым есть доступ — общедоступные СМИ, интернет-ресурсы, коммерческие базы данных.

Если в результате принятия предусмотренных Законом № 115-ФЗ мер по идентификации выгодоприобретателей бенефициарный владелец не выявлен, им может быть признан единоличный исполнительный орган (ЕИО) компании — клиента (пп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

В то же время непредставление клиентом сведений о бенефициарном владельце либо преднамеренное предоставление неполных сведений, не является безусловным основанием для признания ЕИО клиента в качестве владельца — выгодоприобретателя.

Без проведения соответствующих мероприятий и анализа полученных от клиента документов и сведений агенту «антиотмывочного» контроля не разрешается прийти к такому выводу.

В то же время субъект первичного финмониторинга рассматривает вопрос об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции с последующим информированием РФМ о факте отказа клиенту по основанию непредставления сведений, необходимых для документального фиксирования информации в соответствии с положениями «антиотмывочного» закона (п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Доля бенефициарного владельца

Доля бенефициарного владельца — это доля в капитале юрлица, которая служит одним из критериев для признания физлица бенефициарным выгодоприобретателем.

Ее размер прямо установлен Законом № 115-ФЗ — она должна составлять 25 % и более процентов.

Это означает, что, если физлицу прямо или через подконтрольные ему ЮЛ принадлежат более чем 25% уставного капитала компании, оно считается бенефициарным владельцем — выгодоприобретателем.
Такое участие нередко является не только прямым, но и косвенным.

Косвенное владение означает, что физлицо контролирует компанию не напрямую, а через цепочку других фирм или посредников.

Рассмотрим пример определения доли косвенного участия бенефициарного владельца

Физлицо участвует в следующей цепочке владения:

а) владеет 70 % уставного капитала ООО «Альфа»;
б) ООО «Альфа» владеет 40 % уставного капитала ООО «Бета»;
в) ООО «Бета» владеет 60 % уставного капитала ООО «Гамма».

Косвенная доля участия физлица рассчитывается путем перемножения долей на каждом уровне цепочки следующим образом:

Доля в ООО «Альфа» × Доля ООО «Альфа» в ООО «Бета» × Доля ООО «Бета» в ООО «Гамма».

Таким образом косвенная доля участия физлица составляет 0,168 или 16,8 % (0,70 × 0,40 × 0,60).

При этом 16,8 % < 25 %.
Исходя из этого можно прийти к выводу, что по критерию размера доли физлицо не признается бенефициарным выгодоприобретателем ООО «Гамма».

Однако это не означает, что физлицо точно не является бенефициарным владельцем. Согласно Закону № 115 ФЗ, бенефициарным владельцем признается лицо, которое:

а) прямо или косвенно владеет более 25 % капитала;
б) или имеет возможность контролировать действия компании — даже при доле менее 25 %.

Таким образом, если физлицо через ООО «Альфа» и ООО «Бета» фактически назначает руководителей ООО «Гамма», определяет стратегию развития этого юрлица, контролирует его ключевые сделки, то он может быть признан бенефициарным владельцем ООО «Гамма» — не по доле, а по признаку фактического контроля.

Справка о бенефициарных владельцах

Закон № 115-ФЗ не регламентирует, каким образом компании представлять сведения о своих бенефициарных владельцах по запросу уполномоченных органов и организаций. Унифицированная форма такого документа не утверждена.

Юрлица могут составлять справку на свое усмотрение или использовать шаблон, присланный уполномоченным органом при запросе данных.

При этом в справке отражаются обязательные сведения, перечисленные в абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.

Сведения о бенефициарных владельцах представляются по состоянию на дату, указанную в запросе агента «антиотмывочного» контроля.

В случае обнаружения юрлицом неполноты, неточностей или ошибок в ранее представленных сведениях о бенефициарных выгодоприобретателях компания не позднее 5 рабочих дней со дня их обнаружения повторно направляет откорректированные сведения (п. 4 Правил).

Последствия нераскрытия информации о бенефициарных владельцах

В рамках выполнения условий «антиотмывочного» закона ЮЛ устанавливают, обновляют и хранят информацию о своих бенефициарных выгодоприобретателях и о мерах, принятых для их установления (ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ).

В этих целях компании запрашивают у своих учредителей, участников, иных контролирующих лиц сведения, необходимые для выявления своих владельцев — выгодоприобретателей и обновления полученных сведений.

При этом компании представляют эти сведения по запросам РФМ, ФНС, агентов «антиотмывочного» контроля.

Непредставление ЮЛ сведений, необходимых для соблюдения требований закона, может рассматриваться как основание для возникновения подозрений в совершении операций, нарушающих требования Закона № 115-ФЗ.

Если клиент не представил такие сведения, агент «антиотмывочного» контроля принимает меры для самостоятельного выявления и идентификации выгодоприобретателя в соответствии с правилами внутреннего контроля.
В случае, когда эти меры не привели к получению необходимых данных, агент «антиотмывочного» контроля рассматривает вопрос об отказе в проведении операции или сделки, информируя об этом РФМ.

Кроме того, неисполнение ЮЛ обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных выгодоприобретателях либо о принятых мерах по установлению в отношении таких лиц сведений по запросу РФМ или ФНС влечет:

а) штраф на должностных лиц от 30 до 40 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до 1-го года;
б) штраф на юрлиц от 100 до 500 тыс. руб.

Указанная ответственность закреплена в ст. 14.25.1 КоАП.

"Юрист организации: корпоративное право"

В бесплатном электронном сборнике представлен актуальный порядок правового регулирования корпоративных отношений в РФ и обширный обзор правоприменительной практики.

Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь