Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Маркировка звонков с 1 сентября 2025 года

По новому закону все звонки, исходящие от компаний и ИП с 1 сентября 2025 года, должны быть промаркированы. Разберемся, что такое маркировка звонков, как сделать ее и что грозит, если не помечать звонки к клиентам.

Над статьей работали:
редактор: Шкембри Евгения

Содержание

  1. Закон о маркировке звонков
  2. Обязательная маркировка звонков
  3. Правила маркировки звонков
  4. Что значит «звонок без маркировки»
  5. Штрафы за отсуствии маркировки звонка

Закон о маркировке звонков

Первого апреля 2025 года Президент РФ. В. Путин подписал федеральный закон № 41-ФЗ, который призван защитить граждан от кибермошенников. Для достижения этой цели поправки вносятся в целый ряд законов, которые в той или иной степени меняют работу всего бизнеса и отдельных государственных структур. Нововведения затрагивают следующие нормативные акты:

  • Закон от 07.2003 № 126-ФЗ «О связи»,
  • Закон от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»,
  • Закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»,
  • Закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях» и прочее.

Новая норма содержит в себе целый пакет различных мер борьбы с мошенниками, среди которых имеется и обязательная маркировка звонков с 1 сентября 2025 года. Кроме того, устанавливается запрет на передачу номеров физлиц, в том числе оформленных на компании и ИП, но используюмых их сотрудниками. Главной целью нововведения законодатели называют борьбу с телефонными мошенниками, которые выдают себя за колл-центры, службы безопасности банков, следователей и прочее.

Для достижения этой цели власти уже с 1 апреля 2025 года ввели требование об обязательной регистрации сим-карт гражданами. А с первого июня текущего года запретили некоторым компаниям использовать иностранные мессенджеры для общения с клиентами. Под запрет попали такие приложения, как WhatsApp, Telegram, Viber, Discord, Skype, Snapchat, Microsoft Teams, Threema, WeChat. Данными мессенджерами не вправе пользоваться банки, крупные компании, госорганы, операторы связи, соцсети, национальные платежные системы и прочее.

Обязательная маркировка звонков

С первого сентября 2025 года бизнес должен поменять подход к совершению холодных звонков. Дело в том, что в России введена обязательная маркировка телефонных звонков с любых корпоративных номеров, зарегистрированных на юрлиц и ИП (с мобильных и городских номеров). Это означает, что оператор связи обязан отобразить на экране телефона название компании или ИП, которые звонят клиентам, своим сотрудникам, друзьям и прочее. То есть гражданин, которому поступает звонок, увидит, кто ему звонит. И на основе этого он будет принимать решение о том, нужно ли ему отвечать на входящий вызов. По мнению властей, это лишит возможности компании и ИП использовать для обзвонов номера физлиц, в том числе посторонних.

Также власти собираются отлавливать и пресекать передачу сим-карт посторонним физлицам, для чего в КоАП РФ внесены соответствующие изменения. Он дополнен статьей 13.29.1, по которой компании и ИП подпадают под  штраф с 1 сентября 2025 года.

Компании и ИП могли и ранее маркировать исходящие звонки. До конца лета эта услуга была добровольная и платная. Операторы связи уже готовились к нововведению, поэтому у большинства из них имелся необходимый функционал.

Постановлением Правительства РФ от 28.08.2025 N 1300 утверждены правила передачи оператором связи, с сети связи которого инициируется рекламный вызов, на телефон абонента информации о юрлице или ИП инициировавших вызов. Документом предусмотрено, что юрлицам и ИП, занимающимся рекламными обзвонами, необходимо заключить с оператором связи договор об отображении на устройствах абонентов того, кто звонит.
В договоре указывается следующая информация:
— наименование компании или Ф.И.О. предпринимателя;
— коммерческое обозначение абонента;
— категория вызовов по основному виду деятельности;
— текст для отображения на устройствах адресатов;
— список номеров, с которых юрлицо или ИП будет звонить и др.

Правила маркировки звонков

Узнаем, о чем идет речь в документе. На экранах телефонов граждан, которым будут поступать звонки от организаций и ИП, будет отображаться такая информация о звонящем (п. 2 правил):

  • полное либо сокращенное наименование, либо товарный знак, если он есть;
  • категория телефонного вызова (например, банк, гостиница, доставка, досуг, еда, заказ такси, консультирование и аудит, кредиты, коллекторы и прочее). Перечень включает в себя всего 38 категорий и приведен в приложении к правилам. Если не подходит ни одна из представленных категорий, придется выбирать более подходящую;
  • дополнительная информация о деятельности звонящего.

Причем власти устанавливают ограничение по количеству символов, которые могут отображаться на телефоне человека, принимающего вызов. Вся информация об организации должна уместиться в 32 символа, включая цифры, строчные и прописные буквы на кириллице или латинице.

Чтобы оператор связи мог отобразить такую информацию о компании или ИП, необходимо заключить с ним соответствующий договор. Это будет отдельный договор, который заключается в дополнение к договору связи. В результате подключат к личному кабинету. В него можно загрузить необходимые документы, а также настроить через него подпись, которая будет отображаться на телефоне абонента.

Чтобы оператор связи смог пропускать вызовы от организации, необходимо загрузить в личный кабинет такую информацию (п. 5 правил):

  • ИНН компании или ИП;
  • полное и сокращенное наименование;
  • свидетельство о регистрации товарного знака (если имеется);
  • вид деятельности по ОКВЭД;
  • перечень номеров, с которых абонент собирается звонить клиентам и иным лицам;
  • данные о категории телефонных вызовов в соответствии с приложением.

Кроме того, с 1 июня 2025 года запрещены массовые вызовы лицам, которые не дали согласия на их получение (п. 1 ст. 44.1-1 закона о связи). То есть для получения таких вызовов человек должен дать согласие, которое однозначно позволяет идентифицировать его, а также его волеизъявление. Причем это согласие может быть отозвано человеком у оператора связи в любое время.

Что значит «звонок без маркировки»

Как понять, промаркирован номер или нет? Для этого достаточно посмотреть на экран смартфона. Если человек, принимающий вызов, видит на экране только цифры, значит, звонящий не маркировал свой телефонный номер. Такие звонки зачастую вызывают у людей недоверие и просто сбрасываются. Также оператор может пометить такой звонок, как «спам» или вовсе отклонить его. А это грозит уменьшением клиентской базы, так как само по себе отсутствие верификации вызывает подозрение у операторов и людей, принимающих звонки.

Кроме того, абоненты, которые получают подозрительные звонки, могут:

  • подключить услугу антиспам у своего оператора;
  • пожаловаться на подозрительные звонки в контролирующие органы или через специальные мобильные приложения;
  • настроить на своем телефоне фильтрацию таким образом, чтобы вызовы с неизвестных номеров вообще не проходили;
  • заблокировать подозрительные номера.

Штрафы за отсутствие маркировки звонка

Новый закон не предусматривает штрафных санкций за совершение организацией исходящих немаркированных звонков. За данный проступок могут привлечь к административной ответственности как за нарушение законодательства о рекламе (п. 4.1 ст. 14.3 КоАП РФ). По данной статье предусмотрены следующие штрафы:

  • для руководителей компаний и ИП – от 20 до 100 тыс. рублей;
  • юрлиц – от 300 тыс. до 1 млн рублей.

Если же речь идет о рекламе микрозаймов, штраф для организации может доходить до 1,6 млн рублей. На это указано в п. 6 ст. 14.3 КоАП РФ.

За передачу абонентского номера третьему лицу административный штраф будет таким (п. 2 ст. 1 Закона от 31.07.2025 № 281-ФЗ):

  • для ИП – в сумме от 50 до 100 тыс. рублей;
  • юрлиц – от 100 до 200 тыс. рублей.

Для получения штрафа достаточно, чтобы человек направил жалобу в ФАС или Роскомнадзор. Причем пожаловаться можно даже на один нежелательный звонок. Это станет основанием для проведения проверки в отношении нарушителя и возможного наложения штрафных санкций.

Если же будет доказано, что абонентские номера переданы посторонним лицам из корыстных побуждений или для совершения преступления, злоумышленника привлекут к уголовной ответственности по ст. 274.4 УК РФ. Она вступает в силу с 11 августа 2025 года и предусматривает следующие виды наказания:

  1. За организацию деятельности по передаче абонентских номеров, полученных на основании договора, осужденного:
  • оштрафуют на сумму до 700 тыс. рублей либо в размере доходов, которые он может получить за два года. При этом преступника могут лишить права заниматься определенным бизнесом или работать на определенной должности на срок до двух лет.
  • привлекут к принудительным работам или лишат свободы на срок до трех лет.
  1. За участие в деятельности по незаконной передаче абонентских номеров преступника ждет такое наказание:
  • штраф в размере до 300 тыс. рублей либо в размере доходов, которые он может получить за год;
  • принудительные работы или лишение свободы на срок до двух лет.

С помощью маркировки исходящих звонков и ответственности за неправомерную передачу абонентских номеров власти пытаются прекратить деятельность так называемых колл-центров, служб безопасности банка, следователей и прочих мошенников, которые пытаются нажиться на доверчивых гражданах. В связи с нововведениями бизнесу стоит подготовиться к лишним расходам, ведь маркировка у оператора стоит денег. О конкретных суммах вы можете узнать у своего оператора.

 

 

"Налоговая реформа – 2026: главные изменения для бизнеса"

Бесплатный электронный сборник документов, где рассмотрены многочисленные поправки к Налоговому кодексу: рост ставки НДС до 22 процентов, снижение порога доходов для уплаты упрощенцами НДС и другие новшества.

Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь