Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Обжалование решения налогового органа

Над статьей работали:

Принятое по итогам налоговой проверки решение может не устроить организацию. В таком случае компании предоставлено право на обжалование акта инспекции. В материале рассмотрим порядок оспаривания решений налоговой как в вышестоящем органе, так и в суде.

Срок обжалования решения налогового органа

Если налогоплательщик не согласен с решением ИФНС, его можно оспорить. При этом досудебное обжалование в данном случае является обязательным (п. 2 ст. 138 НК РФ, пп. 1, 45, 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 18). Судиться с налоговой можно только после опротестования ее акта в вышестоящем органе.

Сроки досудебного оспаривания зависят от того, на какие решения подается жалоба:

1. Обжалование не вступивших в силу актов, принятых по итогам выездных и камеральных проверок, допускается в течение одного месяца со дня вручения решения (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139.1 НК РФ). Если налогоплательщик получил документ лично, днем его вручения считается дата, указанная в экземпляре решения налогового органа. Когда акт получен почтой, таковым будет наиболее ранняя из следующих дат:
— день получения заказного письма;
— шестой рабочий день с момента его отправления.
Если акт направлен по ТКС, моментом вручения считается дата приема, зафиксированная в квитанции.
Указанный выше срок начинает течь на следующие сутки после передачи решения. Если последний день выпадает на выходной или праздник, то жалобу можно подать в первый после них рабочий день.

Пример.
Налоговый орган направил организации решение о привлечении к ответственности по итогам камеральной проверки заказным письмом 8 июня 2023 года. Компания получила акт 19 июня 2023 года. В таком случае решение считается врученным 16 июня, то есть на шестой рабочий день с момента отправления. Последним днем апелляционного обжалования будет 17 июля 2023 года (так как 16 июля — выходной).

2. Срок оспаривания вступившего в силу акта, вынесенного по итогам проверки, — один год с момента принятия решения (п. 2 ст. 139 НК РФ). Причем неважно, когда акт был вручен налогоплательщику. Например, если решение по итогам выездной проверки было вынесено 19 июня 2023 года, то обжаловать в вышестоящий орган можно до 19 июня 2024 года.

3. Решения, вынесенные на других основаниях, можно обжаловать в течение одного года со дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав. Таковым будет день получения решения или день, когда соответствующий акт считается полученным.
Если налогоплательщик пропустит срок апелляционного обжалования, который составляет один месяц, восстановить его не получится. Однако возможность оспаривания в общем порядке останется. В случае пропуска данного срока компания имеет право подать ходатайство о его восстановлении. При этом причина такого опоздания должна быть уважительной, иначе вышестоящий орган откажет в удовлетворении заявления. В результате обжалование будет уже невозможно. Ведь оно имеет место только после досудебного оспаривания.

Срок для обращения в суд составляет три месяца. При пропуске можно подать ходатайство о его восстановлении. Суд удовлетворит заявление, только если причины нарушения срока будут уважительными. При этом не могут рассматриваться в качестве таковых, например, отсутствие в компании юриста, смена руководителя или нахождение его в длительной командировке, пребывание заявителя в отпуске и тому подобные (п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2020 № 12).

Срок подачи иска отсчитывается от даты, когда налогоплательщиком был получен акт вышестоящего органа. При этом решение по жалобе должно быть принято в течение одного месяца со дня ее получения. Данный срок может быть продлен руководителем налоговой инспекции, но не более чем на один месяц. Поэтому если вышестоящий орган принял решение позже установленного времени, срок для обращения в суд будет исчисляться с момента, когда время для принятия соответствующего акта истечет.
Если последний день срока для подачи иска выпадет на праздник или выходной, его можно представить в ближайший рабочий день.

Порядок обжалования решения налогового органа

Акты налоговых инспекций сначала оспариваются в вышестоящем органе. По общему правилу им является УФНС по субъекту РФ. Если в регионе управление выполняет функции обычной инспекции, жалоба подается в межрегиональную инспекцию по федеральному округу. Если налогоплательщик не знает, куда подать заявление, следует обратиться за разъяснением в тот орган, который вынес оспариваемое решение.

Во время рассмотрения жалобы требование об уплате налогов, доначисленных при проверке, не может быть выставлено.
Если по результатам оспаривания управление вынесет решение, которое не устроит компанию, можно подать иск в суд.

Досудебное обжалование решения налогового органа

Досудебный порядок обжалования решений ИФНС необходим всегда, за исключением опротестования актов, не связанных с налоговыми правоотношениями.
Документы, вынесенные по результатам выездных и камеральных проверок, оспариваются путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий орган. Исключение – если решение вступило в силу. Жалобу следует подавать через ту инспекцию, которая вынесла оспариваемый акт. Именно она передаст заявление и документы по проверке в управление.

Апелляцию можно подать как в бумажном виде, так и в электронном. Форма письменной жалобы установлена Приказом ФНС РФ от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@. Она не является обязательной в данном случае, но позволит избежать возможных ошибок при заполнении. Формат электронного заявления установлен этим же документом. Бумажную жалобу можно передать лично или по почте, электронную – через личный кабинет или ТКС.

При заполнении жалобы на бумаге в ней следует указать следующее:
1) наименование и код ВНО, который будет рассматривать заявление;
2) информацию о налогоплательщике – наименование, ИНН, адрес, КПП. Если обжалует ИП, то отражаются, соответственно, его данные;
3) название и код налогового органа, решение которого оспаривается;
4) предмет обжалования. При опротестовании решения по проверке указывается «1», иного решения – «4». Кроме того, необходимо привести реквизиты оспариваемого документа. Если не отразить эту информацию, жалобу оставят без рассмотрения.
5) код жалобы. В данном поле следует указать значение «2»;
6) основания, на которых организация считает свои права нарушенными. Здесь следует указать нормы НК РФ и других законов, которые не соблюдает налоговая инспекция. Причем нормы указываются в той редакции, которая действовала в спорный период. Желательно найти документы, которые подтвердят правоту компании. Это могут быть судебные постановления, письма Минфина и ФНС;
7) Требования организации – об отмене решения полностью или в части. Если компания обжалует решение в полном объеме, но по части требований не приведет доводы, опровергающие выводы инспекции, досудебный порядок тем не менее будет считаться соблюденным. Поэтому целесообразнее просить вышестоящий орган отменить акт полностью (п. 67 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Если же в жалобе не указать какие-то фрагменты, в судебном порядке их оспорить не получится. Для этого потребуется новое заявление в ВНО. При подаче жалобы по ТКС текст не может превышать 2 тыс. символов. В таком случае можно описать обстоятельства кратко, приложив полный текст в виде скана;
8) способ получения итогового решения по жалобе — в бумажном, электронном виде или через личный кабинет;
9) число страниц заявления и количество листов прилагаемых к нему документов.

Пример апелляционной жалобы.

В решении по итогам камеральной налоговой проверки декларации по НДС за I квартал 2023 года инспекция отказала в вычете и неправомерно начислила ООО «Колокольчик» недоимку по данному налогу и штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ. Основанием для вычета является правильно заполненный счет-фактура (пп. 1, 2 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ). ООО «Колокольчик» представило счет-фактуру от ООО «Василек» № 369 от 20.03.2023. Счет-фактура оформлен без нарушений. Приобретение и оприходование товара, по которому заявлен вычет, подтверждены документами, приведенными в приложениях 1–5 к настоящей апелляционной жалобе. Они являются доказательством реальности хозяйственной операции. На момент рассмотрения материалов проверки ООО «Колокольчик» не представило документ об оплате товара. Это не свидетельствует о том, что операция не совершалась, поскольку товар оплачен после вынесения решения по итогам проверки (платежное поручение от 10.07.2023 № 613 прилагается к апелляционной жалобе). Платеж совершен в соответствии с пунктом 5.5 договора с ООО «Василек», который предусматривает отсрочку платежа до 01.08.2023. Оплата товара не является условием для получения вычета по НДС. Поэтому инспекция не вправе отказывать в вычете из-за ее отсутствия. Подтверждением данной позиции является, например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2016 № 09АП-53319/2016 по делу № А40-96836/16. В решении налоговый орган сослался на неотражение операции поставщиком ООО «Василек» в декларации по НДС, подтвержденное результатами автоматизированной проверки АСК НДС. Право на вычет это не опровергает, поскольку его получение не может ставиться в зависимость от действий контрагента (п. 31 «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (2017)» , утвержденное Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017). Общество «Колокольчик» выполнило все предусмотренные законом условия для вычета по НДС. Считаю, что основания для доначисления НДС и штрафа отсутствуют.
Прошу отменить решение ИФНС  № 10 по городу Москве о привлечении ООО «Колокольчик» к ответственности за совершение налогового правонарушения от 06.07.2023 № 417.

Жалобу подписывает руководитель компании или лицо по доверенности. При этом документ должен быть именно на представление интересов организации в налоговых органах. Электронная жалоба подписывается УКЭП.

К жалобе следует приложить документы, которые подтверждают правоту организации. В ходе рассмотрения заявления допускается представлять дополнительные материалы. Причем в данном случае можно заявить ходатайство о приостановлении рассмотрения жалобы. Срок его изучения — пять дней с момента получения. О принятом решении сообщат в течение трех дней.

Срок рассмотрения апелляции – один месяц со дня получения. При необходимости он может быть продлен (п. 6 ст. 140 НК РФ). Решение по жалобе направляется в течение 3 дней с момента его принятия.

В определенных случаях вышестоящий орган может оставить заявление без рассмотрения. Такое возможно, если:
1) жалоба подписана ненадлежащим лицом, вовсе не заверена либо отсутствует доверенность представителя;
2) заявление было отозвано;
3) в апелляции не указан предмет обжалования;
4) организация ликвидирована;
5) в иных случаях, установленных в п. 1 ст. 139.3 НК РФ.

Если организация пропустит срок на апелляционное оспаривание, подается обычная жалоба. Управление рассмотрит ее в общем порядке. Она составляется так же, как и апелляция, при этом в поле «Код жалобы (апелляционной жалобы)» следует указать значение «1». В данном случае инспекция будет вправе взыскивать с организации доначисленные по результатам проверки суммы. Приостановить исполнение решения можно будет только путем оформления банковской гарантии.

Решение об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения можно оспорить в арбитражном суде. Причем если отказ будет признан неправомерным, дело рассмотрят по существу (п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 18).

Обжалование решения налогового органа в суде

Если организация не согласна с решением вышестоящего налогового органа, обжаловать акт инспекции можно в судебном порядке. Иск подается в арбитражный суд субъекта, в котором расположена ИФНС, чье решение оспаривается (ч. 1 ст. 198 АПК РФ). В заявлении необходимо указать следующую информацию:
1) название суда, в который подается иск;
2) сведения об организации – название, адрес, ИНН, номер телефона, адрес электронной почты. Если заявление подает ИП, то необходимо указать его данные;
3) информацию о налоговом органе, в том числе наименование, ИНН, адрес и так далее;
4) данные оспариваемого акта;
5) информацию о правах организации, а также о том, какие законодательные нормы нарушила инспекция;
6) требования фирмы;
7) сведения о решении вышестоящего налогового органа (номер и дата акта);
8) перечень документов, которые прикладывают к иску. К ним относятся:
— копия оспариваемого решения;
— документы, которые подтвердят требования организации;
— выписки из Единого государственного реестра юридических лиц;
— документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
— свидетельство о государственной регистрации компании;
— материалы, подтверждающие направление копии иска и приложений к нему налоговой инспекции. Выслать их можно по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или в электронном виде, например, через госуслуги;
— документ об уплате госпошлины. Заплатить сбор следует до подачи иска. Размер пошлины для организации – 3 тыс. рублей, для ИП – 300 рублей. При этом если в заявлении содержится денежное требование, сумма сбора рассчитывается исходя из его размера;
— если заявление подписал представитель — доверенность на него;
9) иная информация, которая необходима для правильного рассмотрения дела.
В текст заявления можно также включить ходатайство о приостановлении действия решения налогового органа.

Иск можно представить как на бумаге, так и в электронном виде. В первом случае заявление подается в канцелярию суда либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Во втором – через систему электронного документооборота участника арбитражного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или через портал «Госуслуги».

Срок судебного разбирательства составляет три месяца. При этом его могут продлить до полугода. Копию принятого решения направят в организацию в течение пяти рабочих суток со дня его принятия.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь