Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Отличия коммерческой организации от некоммерческой

Над статьей работали:

В России наряду с коммерческими компаниями существует множество некоммерческих организаций. Для чего образуют НКО, в чем состоят их основные отличия от коммерческих фирм, повествуется в статье.

Основная цель деятельности

Коммерческие организации преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Все действия руководства и сотрудников направлены на то, чтобы увеличить благосостояние компании. Полученная в ходе осуществляемой деятельности прибыль распределяется между всеми участниками, организовавшими фирму, либо инвестируется в предприятие.

Некоммерческие организации (НКО) не имеют извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяют полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Они могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, если это соответствует таким целям (п. 4 ст. 50 ГК РФ).

В отношении коммерческих организаций презюмируется, что целью деятельности является извлечение прибыли, что в том числе влияет на оценку и обоснование:

• правомерности совершенных сделок (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.02.2023 № Ф05-9730/2022 по делу № А40-18172/2019);
• неправомерности действий (бездействия) со стороны руководителя должника (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.01.2023 № Ф05-26665/2021 по делу № А41-615/2020) и так далее.

Осуществление некоммерческой организацией предпринимательской деятельности в противоречии с уставными целями может явиться основанием для квалификации ее действий как злоупотребления правом (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.07.2022 № Ф05-16652/2022 по делу № А40-175082/2021 (Определением Верховного Суда РФ от 27.10.2022 № 305-ЭС22-19921 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления)).

Организационно-правовые формы

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (п. 2 ст. 50 ГК РФ).

НКО создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, общественных движений, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, учреждений, религиозных организаций и в иных формах, предусмотренных п. 3 ст. 50 ГК РФ.

Порядок регистрации

Решение о государственной регистрации коммерческих организаций принимает налоговая инспекция. По общему правилу она делает это в течение трех рабочих дней со дня представления всех необходимых документов (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 13, п. 1 ст. 13.1 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Итог госрегистрации – внесение сведений о юрлице в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 11 закона № 129-ФЗ).

Для некоммерческих организаций установлен специальный порядок государственной регистрации. Он заключается в том, что документы представляют в Министерство юстиции РФ или его территориальный орган. Не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения документов регистрирующий орган принимает решение о госрегистрации НКО, если нет оснований для ее приостановления, или об отказе в регистрации. После регистрации этот орган передает сведения о созданной организации в ФНС РФ для их внесения в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 13.1 Закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Работники

В целом порядок приема сотрудников у коммерческих и некоммерческих организаций совпадают. Особенности регулирования трудовых отношений, в которых работодателем выступает некоммерческая организация, касаются возможности заключения срочного трудового договора, разработки локальных актов и заключения трудового договора с работником.

По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с лицами, поступающими на работу к работодателям, которые являются некоммерческими организациями (за исключением государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями, потребительских кооперативов) и численность работников которых не превышает 35 человек (ст. 59 ТК РФ).

Это обусловлено тем, что некоммерческим организациям зачастую необходимо привлекать сотрудников для реализации ограниченных по времени проектов, реализуемых в том числе в рамках грантов Президента РФ, предоставляемых на цели развития гражданского общества.

Отметим, что подобное правило действует и в отношении отдельной категории коммерческих организаций — субъектов малого предпринимательства, численность работников которых не превышает 35 человек, а в сфере розничной торговли и бытового обслуживания – 20 человек.

Коммерческие микропредприятия и НКО (за исключением перечисленных выше), среднесписочная численность работников и величина дохода которых за предшествующий календарный год не превышают соответствующих предельных значений, которые устанавливает Правительство РФ, вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Речь идет о таких документах, как правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, о премировании, график сменности и так далее. Достаточно урегулировать соответствующие вопросы в трудовом договоре, типовая форма которого приведена в Постановлении Правительства РФ от 27.08.2016 № 858.

Кроме того, в некоммерческих организациях существует специфический вид гражданско-правовых отношений – работа добровольцев (волонтеров) на безвозмездной основе. Это физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях социальной поддержки и защиты граждан, подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий и оказания помощи пострадавшим, содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, или в иных общественно полезных целях (ст. 5 Закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 № 135-ФЗ).

Договор, заключенный с добровольцем, не дает права делать записи в трудовой книжке, и период работы в качестве волонтера не засчитывается в трудовой стаж.

Имущество

Учредители коммерческой организации должны сформировать ее уставный капитал. При этом его минимальный размер, который составляет 10 тыс. рублей, должен быть оплачен исключительно деньгами (п. 2 ст. 66.2 ГК РФ).

НКО должна иметь обособленное имущество в собственности или в оперативном управлении, которым она отвечает по своим обязательствам (п. 1 ст. 3 закона № 7-ФЗ). Но это не уставный капитал, уставный фонд или иное имущество с фиксированной суммой, которое обязательно должно быть у коммерческих организаций. Если НКО будет осуществлять приносящую доход деятельность, то размер формируемого имущества должен быть не менее 10 тыс. рублей (п. 5 ст. 50, п. 1 ст. 66.2 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

В дальнейшем для работы имущество юрлица формируется за счет других источников. Для некоммерческих организаций такими источниками являются (п. 1 ст. 26 закона № 7-ФЗ):

• регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
• добровольные имущественные взносы и пожертвования;
• выручка от реализации товаров, работ, услуг;
• дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
• доходы, получаемые от собственности НКО.

Коммерческие организации приобретают свое имущество, как правило, за счет прибыли.

Отчетность

По общему правилу все организации, как коммерческие, так и некоммерческие, должны сдавать отчетность:

• бухгалтерскую и налоговую;
• по страховым взносам;
• по НДФЛ.

Годовая бухгалтерская отчетность коммерческих организаций включает (ч. 1 ст. 14 Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, пп. 2, 4 Приказа Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н):

• бухгалтерский баланс;
• отчет о финансовых результатах;
• отчет об изменениях капитала;
• отчет о движении денежных средств;
• пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах.

Если бухотчетность компании подлежит обязательному аудиту, она также обязана представить в налоговую инспекцию аудиторское заключение (ч. 5 ст. 18 закона № 402-ФЗ).

Годовая бухгалтерская отчетность большинства НКО состоит (ч. 2 ст. 14 закона № 402-ФЗ):

• из бухгалтерского баланса;
• отчета о целевом использовании средств;
• приложений к ним.

В качестве приложений выступают:

• отчет с информацией о доходах и расходах. Это приложение необходимо, если НКО признала существенные поступления от приносящей доход деятельности (приложение к письму Минфина РФ от 06.02.2015 № 07-04-06/5027, пп. 2.1, 20 информации Минфина РФ ПЗ-1/2015);
• отчет с информацией об исправлении существенных ошибок прошлых лет и корректировках, произведенных в связи с изменением учетной политики. Его составляют, если такие события имели место (пп. 2.2, 25 информации Минфина РФ  ПЗ-1/2015);
• отчет о движении денежных средств. НКО составляют его, если предоставление (составление, публикация) такого отчета прямо закреплено в законодательных актах РФ или организация добровольно приняла решение делать это (п. 2.3 информации Минфина РФ ПЗ-1/2015, п. 85 положения № 34н);
• пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств (п. 4 Приказа Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н, п. 3 информации Минфина РФ ПЗ-1/2015).

Налоговая отчетность компаний компаний, работающих на ОСНО, включает в себя декларацию:

• по НДС;
• по налогу на прибыль;
• по налогу на имущество.

Организации, работающие на упрощенке, сдают декларацию по УСН и не сдают декларации по налогам, от которых она освобождает, в частности, декларации по налогу на прибыль и НДС (п. 2 ст. 80, пп. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ).

НКО сдает налоговую отчетность по общим правилам. Все зависит от того, какую систему налогообложения организация использует и какие налогооблагаемые объекты имеет.

Также некоммерческие организации на общих основаниях сдают отчетность (п. 2 ст. 11, пп. 1, 2 ст. 80 НК РФ, п. 1 ст. 50 ГК РФ, ст. 3, п. 1 ст. 24 Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ, ст. 1, п. 1 ст. 11 Закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ):

• по страховым взносам и персонифицированному учету, если производили выплаты застрахованным лицам;
• налогового агента по НДФЛ, если выплачивали доходы физическим лицам.

НКО дополнительно отчитываются в Минюст РФ. Делают они это в упрощенной или в полной форме. Упрощенные отчеты подают НКО (п. 3.1 ст. 32 Закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ):

• в состав учредителей и участников которых не входят зарубежные граждане и компании, а также лица без гражданства;
• не получавшие имущество и деньги из иностранных источников, которые указаны в ст. 3 Закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» от 14.07.2022 № 255-ФЗ;
• из неиностранных источников, от которых поступило менее 3 млн рублей.

Такие НКО подают в Минюст в свободной форме информацию о продолжении своей деятельности, а также заявление, подтверждающее их соответствие перечисленным выше условиям.

НКО, не попавшие под такие требования, предоставляют отчетность в полном объеме. В ее состав входят отчеты (п. 3 ст. 32 закона № 7-ФЗ):

• о своей деятельности, персональном составе руководящих органов по форме № ОН0001, утвержденной Приказом Минюста РФ от 30.09.2021 № 185;
• о целях расходования денежных средств и использования другого имущества, в том числе полученных от иностранных источников по форме № ОН0002.

Если общественное объединение получало деньги и имущество от иностранных источников, оно дополнительно сдает отчет об объеме таких поступлений и их фактическом расходовании по форме № ОН0003.

Религиозные организации отчитываются по форме № ОР0001.

Казачьи общества дополнительно сдают ГРК003 – сообщение об общей численности членов общества. Эта форма отчетности утверждена Приказом Минюста РФ от 13.10.2011 № 355.

Структурные подразделения иностранной неправительственной НКО отчитываются по формам № СП0001, СП0002, СП0003, СП0004, СП0005.

Порядок учреждения, деятельности и ликвидации

Как коммерческая, так и некоммерческая организация создаются на основании решения участников (учредителей). Для всех форм предусмотрен перечень документов, необходимых для госрегистрации и внесения записи в ЕГРЮЛ.

Юридическое лицо действует на основании своего главного внутреннего документа — устава.

Порядок ликвидации большинства некоммерческих организаций такой же, как и коммерческих организаций. НКО точно так же могут ликвидироваться добровольно, по решению учредителей (членов) или принудительно — по решению суда. Отличие заключается лишь в том, что при ликвидации НКО, на которые распространяется закон № 7-ФЗ, документы, необходимые для ликвидации, подаются в Минюст РФ или его территориальный орган.

Однако не все НКО ликвидируются в вышеуказанном порядке, например, фонды ликвидируют исключительно по решению суда.

Органы управления

В коммерческих и некоммерческих организациях могут быть следующие основные органы управления: высший орган, исполнительные органы, а также контролирующий коллегиальный орган управления, осуществляющий надзор за деятельностью исполнительных органов и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом (пп. 1, 4 ст. 65.3, п. 3 ст. 97, п. 2 ст. 123.17 ГК РФ).

Высшим органом управления корпоративных юридических лиц (корпораций) является общее собрание их участников (п. 1 ст. 65.3 ГК РФ).

Высшим органом управления НКО в соответствии с их учредительными документами являются (п. 1 ст. 29 закона № 7-ФЗ):

• коллегиальный высший орган управления — для автономной некоммерческой организации;
• общее собрание членов — для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

В некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более 100 высшим органом может быть съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом (абз. 2 п. 1 ст. 65.3 ГК РФ).

Высший орган общественной организации – собрание членов общественной организации (абз. 2 п. 2 ст. 123.7 ГК РФ).

Исполнительный орган коммерческой организации может быть единоличным (директор, генеральный директор, председатель) и коллегиальным (правление, дирекция). В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое, так и юридическое лицо (абз. 1 п. 3 ст. 65.3 ГК РФ).

В хозяйственном обществе избрание единоличного исполнительного органа обязательным не является, поскольку его полномочия могут быть переданы другому хозяйственному обществу (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему) (пп. 2 п. 2 ст. 67.1 ГК РФ).

Наличие коллегиального исполнительного органа не является обязательным, если ГК РФ, другим законом или уставом создаваемого общества не предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа. Функции коллегиального исполнительного органа могут передаваться единоличному исполнительному органу (пп. 3 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

В религиозных организациях функции органа управления или членов коллегиального органа управления могут выполнять учредители религиозных организаций (п. 3 ст. 123.27 ГК РФ).

В случаях, предусмотренных ГК РФ, другим законом или уставом, вместе с исполнительными (единоличным и коллегиальным) органами, указанными в п. 3 ст. 65.3 ГК РФ, в корпорации, как коммерческой, так и некоммерческой, может быть также образован коллегиальный орган управления (совет директоров, наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации (п. 4 ст. 65.3 ГК РФ).

В публичном акционерном обществе образование коллегиального органа управления (наблюдательного совета общества) является обязательным (п. 4 ст. 65.3, п. 3 ст. 97 ГК РФ).

В обществе с числом акционеров — владельцев голосующих акций менее 50 устав общества может предусматривать, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета общества) осуществляет общее собрание акционеров.

Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями (п. 4 ст. 65.3 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 65.3 и п. 4 ст. 123.19 ГК РФ коллегиальным органом фонда, осуществляющим надзор за его деятельностью, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства, является попечительский совет фонда. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Бухгалтерский учет

По общему правилу все юридические лица должны непрерывно вести бухгалтерский учет с момента госрегистрации и до даты прекращения своей деятельности в результате реорганизации или ликвидации (ч. 3 ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Коммерческие организации, относящиеся к малым предприятиям, и некоммерческие организации за некоторыми исключениями вправе применять упрощенные способы ведения бухучета (ч. 4, 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ). Если организация имеет право на упрощенный учет, она может не применять или применять в облегченном варианте многие требования ПБУ и ФСБУ.

У НКО присутствует специфический объект бухгалтерского учета – целевое финансирование, за счет которого должны покрываться расходы по некоммерческой деятельности. Гранты, бюджетные субсидии, членские взносы и другие средства целевого финансирования НКО в бухгалтерском учете они отражают на счете 86 «Целевое финансирование»:

• по кредиту на дату фактического получения денежных средств (иного имущества) либо на дату начисления признают возникновение целевого финансирования;
• по дебету отражают использование средств целевого финансирования.

Если НКО осуществляет коммерческую деятельность, то полученную прибыль также учитывает в составе средств целевого финансирования.

Полученный в коммерческой деятельности убыток может быть покрыт за счет (пп. 24, 36 информации Минфина РФ ПЗ-1/2015, п. 3.3 специальной части, пп. 4.3, 4.4 общей части рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и отчетности в сельскохозяйственных потребительских кооперативах):

• дополнительных взносов учредителей (участников, членов) НКО;
• резервного и тому подобных фондов;
• целевого финансирования.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь