Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Ответственность за нарушение санитарного законодательства

Над статьей работали:

Для кафе, фитнес-клубов, предприятий бытового обслуживания населения установлено большое количество санитарных норм и требований. Причем их несоблюдение может повлечь привлечение к ответственности, даже если  неблагоприятные последствия не наступили.


Содержание:

  1. Виды нарушений санитарного законодательства
  2. Кто выносит штраф санитарного законодательства
  3. Административное нарушение санитарного законодательства
  4. Уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства
  5. Дисциплинарное взыскание за нарушение санитарного законодательства

Виды нарушений санитарного законодательства

Государство гарантирует гражданам право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст. 41, 42 Конституции РФ). Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия осуществляется путем (ст. 2 Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарном благополучии населения»):
• проведения санитарно-противоэпидемиологических мероприятий;
• соблюдения санитарных правил;
• государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
Нарушения в области санитарного законодательства можно разделить (ст. 55 закона № 52-ФЗ):
• на преступления — деяния, за которые установлена уголовная ответственность (ст. 14 УК);
• административные правонарушения — предусматривают привлечение к административной ответственности (ст. 2.1 КоАП);
• дисциплинарные проступки — нарушения трудовых обязанностей, допущенные работниками организаций и ИП (192 ТК).
Таким образом, за нарушения санитарных требований установлены следующие виды ответственности: уголовная, административная и дисциплинарная. Кроме того, в соответствии со статьей 57 закона № 52-ФЗ и ст. 1064 ГК вред, причиненный в результате нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, подлежит возмещению в полном объеме причинителем вреда (гражданско-правовая ответственность причинителя вреда).

Кто выносит штраф санитарного законодательства

Ввиду разнообразия возможных нарушений в сфере санитарного благополучия населения может быть сложно разобраться, кем налагается ответственность за несоблюдение установленных норм и требований.
Наложение штрафа за нарушение санитарного законодательства может быть мерой административной или уголовной ответственности. Дисциплинарной ответственности в виде штрафа быть не может (ст. 192 ТК).
Если говорить про административные штрафы, то дела об административных правонарушениях в сфере санитарного благополучия населения рассматривают государственные органы, осуществляющие федеральный санитарно-эпидемиологический надзор, и суды. Как правило, по результатам рассмотрения дела указанные органы выносят постановление о назначении наказания, в котором и содержится мотивированное решение (ст. 29.9, 29.10 КоАП).
Нарушения санитарных норм, в результате которых причинен вред здоровью, наступила смерть человека либо которые были допущены в период чрезвычайной ситуации или при наступлении угрозы распространения опасного заболевания, рассматриваются районными судами (ч. 2, 3 ст. 6.3, ч. 1 ст. 23.1 КоАП).
Остальные нарушения в области санитарного законодательства рассматриваются органами, осуществляющими санитарно-эпидемиологический контроль, но в отдельных случаях также могут быть переданы на рассмотрение в суд (ч. 2 ст. 23.1 КоАП). В этом случае дело передается мировому судье (ч. 3 ст. 23.1 КоАП).
Важный момент: даже если правонарушение в области санитарной безопасности совершено организацией или индивидуальным предпринимателем и дело подлежит рассмотрению в суде, рассматривать его будет не арбитраж, а суд общей юрисдикции (ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, пп. «е» п. 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2025 № 5).
Основным органом, осуществляющим санитарно-эпидемиологический контроль, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), а также ее территориальные органы (п. 4 положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1100). Возглавляет Роспотребнадзор главный санитарный врач РФ.
В организациях отдельных отраслей промышленности, в которых существуют особо опасные условия труда, а также на отдельных территориях России, такой контроль осуществляется Федеральным медико-биологическим агентством и его органами.
Дела о привлечении к уголовной ответственности рассматривают только в суде (пп. 1 п. 1 ст. 29 УПК). Результатом рассмотрения уголовного дела в суде становится приговор.

Административное нарушение санитарного законодательства

Вопросы привлечения к административной ответственности регулируются кодексом об административных правонарушениях, в котором содержатся несколько составов правонарушений за несоблюдение санитарного законодательства (ст. 6.3–6.7, 6.35 КоАП).
Основная статья, по которой привлекают к ответственности за несоблюдение санитарных норм – статья 6.3 КоАП. Остальные статьи предусматривают наказание за нарушение законодательства в отношении специальных объектов или в отдельных областях: при эксплуатации жилых и общественных помещений (ст. 6.4 КоАП), нарушение санитарных требований к питьевой воде (ст. 6.5 КоАП), к питанию населения (ст. 6.6 КоАП), отдыху, оздоровлению, обучению и воспитанию детей (ст. 6.7 КоАП), а также правил обращения с отходами производства и потребления (ст. 6.35 КоАП).
Если говорить об ответственности по ст. 6.3 КоАП, спектр общественных отношений, в ходе которых могут быть допущены нарушения санитарных требований, огромен. Это и нарушения при постройке жилых помещений, нарушения в деятельности организаций, оказывающих услуги населению (салоны красоты, фитнес-клубы), нарушения требований к условиям труда на рабочем месте, несоответствие продаваемой продукции установленным требованиям, несоответствие показателей воздуха, почвы и тому подобных объектов действующим санитарным нормам.
При отсутствии обстоятельств, перечисленных в части 2 (нарушения в период чрезвычайных ситуаций или при угрозе распространения опасных заболеваний) и в ч. 3 (причинен вред здоровью или наступила смерть человека), штрафы за нарушение санитарного законодательства, установленные ст. 6.3, небольшие: в пределах 1 тыс. рублей для предпринимателей и 20 тыс. рублей — для организаций. При этом предусмотрена санкция приостановления деятельности указанных субъектов сроком до 90 суток, что делает ответственность весьма существенной. В то же время если виновное лицо устранит нарушения, которые послужили основанием для приостановления его деятельности, указанная мера наказания может быть досрочно прекращена (ч. 3 ст. 3.12 КоАП).
Диспозиция статьи 6.3 КоАП сформулирована таким образом, что привлечение к административной ответственности возможно при несоблюдении каких-либо установленных санитарным законодательством требований. При этом факт наступления неблагоприятных последствий значения не имеет (Решение Свердловского областного суда от 12.08.2016 по делу № 71-504/2016).
Вместе с тем сослаться на то, что поскольку в результате формального нарушения требований никому не был причинен вред, деяние является малозначительным и виновное лицо подлежит освобождению от административной ответственности (ст. 2.9 КоАП), не получится (Постановление Ярославского областного суда от 20.09.2017 по делу № 4а-269/2017).

Уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства

Возраст, по достижении которого физическое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за нарушение санитарных правил, равняется 16 годам (ч. 1 ст. 20 УК).
Нельзя привлечь к уголовной ответственности организацию. Уголовной ответственности подлежат только физические лица.
Уголовная ответственность наступает, когда нарушение санитарно-эпидемиологических правил повлекло наступление общественно опасных последствий. Уголовный кодекс содержит всего одну статью, касающуюся преступлений в области нарушений санитарной безопасности.
Так, статьей 236 УК РФ уголовная ответственность установлена за нарушения санитарного законодательства, в результате которых произошли:
• массовое заболевание или отравление людей либо появилась угроза наступления таких последствий (ч. 1 ст. 236 УК);
• смерть одного или более лиц (ч. 2, 3 ст. 236 УК).
Уголовный кодекс не раскрывает, что считать массовым заболеванием или отравлением. Данный признак является оценочным. Как отмечает Президиум ВС РФ в обзоре от 30.04.2020, нужно ориентироваться не только на количество заболевших или отравившихся людей, но и на тяжесть заболевания или отравления. Для оценки массовости суды могут привлекать специалистов. Как правило, это представители госорганов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор или надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Суды признают наличие угрозы массового заболевания или отравления в случае, если массовое заболевание или отравление людей не произошло только лишь в результате вовремя принятых органами власти и направленных на предотвращение распространения заболевания (отравления) мер или в результате иных обстоятельств, которые не зависели от воли лица, нарушившего санитарные правила (п. 14 Обзора Президиума ВС РФ от 30.04.2020).
Если следствием нарушения санитарных норм и требований стала смерть человека, то к уголовной ответственности виновное лицо может быть привлечено, когда имело место массовое заболевание или отравление людей либо была угроза наступления таких последствий. При отсутствии признака массовости вместо уголовной ответственности возможна квалификация деяния по ч. 3 ст. 6.3 КоАП, то есть привлечение к административной ответственности (вопрос 15 Обзора ВС РФ от 30.04.2020 № 2).
Уголовная ответственность по статье 236 УК наступает за неосторожность со стороны виновного субъекта. Это означает, что человек совершил деяние по легкомыслию или небрежности (ст. 26 УК). В первом случае лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий или бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий. А во втором — лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
Чаще всего по этой статье УК привлекают к уголовной ответственности руководителей и работников детских садов, школ, кафе, суши-баров, которые допустили нарушение санитарных требований, повлекшее заболевание (отравление) большого количества людей.
Эти лица в силу своих должностных обязанностей и специфики деятельности должны знать требования санитарной безопасности, но в силу различных причин отступили от них, хотя и понимали, чем это может обернуться (не следовали технологическим картам приготовления блюд, нарушали требования к уборке помещений и принадлежностей для приготовления пищи, совершали контакт готовых блюд с сырыми продуктами, допускали к приготовлению пищи инфицированных лиц). В результате воспитанники школ, посетители кафе заражались вирусными заболеваниями или получали отравление.
Другой пример привлечения к ответственности по ст. 236 УК — осознанный контакт лица, которое должно было находиться на карантине, с большим количеством людей, в результате чего создавалась угроза их заражения (Приговор Кузьминского районного суда города Москвы от 14.07.2021 по делу № 1-787/2021).
Санкции по статье 236 УК весьма разнообразны. Неквалифицированный состав предусматривает ответственность от штрафа в размере 500–700 тыс. рублей до лишения свободы сроком до двух лет. Самая строгая ответственность предусмотрена в случае смерти двух и более лиц. Суд может назначить наказание в виде лишение свободы сроком от 5 до 7 лет.
Виновным в совершении преступления может признать только суд. Никакие другие органы сделать этого не вправе (ч. 2 ст. 8 УПК).
Конкретную меру ответственности избирает суд с учетом обстоятельств рассматриваемого дела.

Дисциплинарное взыскание за нарушение санитарного законодательства

Конкретный работник, допустивший нарушение санитарного законодательства, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности работодателем, если должен был соблюдать указанные требования в силу своих должностных обязанностей.
Иногда привлечение к ответственности происходит по инициативе работодателя, когда он выявил нарушение. А бывает, что проверяющий орган установил нарушение в деятельности работодателя и вынес в соответствии со ст. 29.13 КоАП представление о принятии мер об устранении нарушений. При этом организация обязана отчитаться о принятых мерах в течение одного месяца со дня его получения (ст. 29.13 КоАП). Наряду с прочими мерами организация может сообщить о применении мер воздействия в отношении работника, допустившего нарушение санитарных требований.
Статьей 192 ТК РФ предусмотрено всего три вида взысканий: замечание, выговор и увольнение. Конкретную меру воздействия на работника организация или предприниматель, у которого он трудится, определяет самостоятельно с учетом тяжести проступка и обстоятельств, при которых он был совершен.
ТК не устанавливает разницу между замечанием и выговором. Как правило, замечание назначается за менее значительный проступок, а выговор — за более серьезный. И если работодатель по своему усмотрению может свободно выбирать между замечанием и выговором, то уволить работника за нарушение санитарных требований можно только в исключительных ситуациях: если нарушение работником требований охраны труда повлекло за собой тяжкие последствия либо создало реальную угрозу наступления таких последствий (пп. «д» п. 6 ст. 81 ТК). Причем это нарушение должно быть установлено комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда.

В качестве примера можно привести увольнение воспитательницы детского сада, которая во время тихого часа покинула группу, что является нарушением санитарных требований, а во время ее отсутствия в группе произошел несчастный случай (Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 09.12.2020 № 88-18707/2020 по делу № 2-167/2020).

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь