Компании, которые в процессе своей деятельности загрязняют окружающую среду, обязаны начислять специальный платеж. Его размер зависит от множества факторов, предусмотренных законодательством в сфере экологии. Как рассчитать, перечислить плату за НВОС и сдать отчетность в 2025 году, узнаете из нашей статьи.
Над статьей работали:
Автор: Безбородов Максим; редактор: Коротаева Юлия
Содержание
- Плата за НВОС: постановление
- Ставки платы за НВОС
- Расчет платы за НВОС
- Плата за НВОС: сроки
- Реквизиты платы за НВОС
- Декларация о плате за НВОС
Плата за НВОС: постановление
Плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой фискальный сбор, исчисляемый промышленными объектами за выбросы, сбросы вредных веществ, а также размещение отходов на полигонах.
Для исчисления платежа в 2025 году ставки утвердили Постановлением Правительства РФ от 24.09.2024 № 1290. В общем случае они остались на уровне 2024 года за исключением территорий и объектов, которые находятся под охраной в соответствии с нормами Постановления от 17.04.2024 № 492. Для них установлен дополнительный коэффициент в размере 2. Ранее его величина равнялась 1,32.
Плата за НВОС рассчитывается исходя из вида такого влияния на окружающую среду. Среди них выделяют:
• выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников;
• сбросы загрязняющих веществ в водоемы;
• размещение отходов производства и потребления.
Правительство утвердило перечень № 2909-р, в котором представлен список отходов и загрязняющих веществ, за которые нужно платить. Денежные средства вносят согласно классам опасности и ставкам. За размещение твердых коммунальных отходов рассчитываются региональные операторы и операторы по обращению с ТКО. Для остальных субъектов сумма включена в тариф, и отдельно считать ее не требуется.
Плату не взымают:
• за передвижные источники;
• при хранении продукции, горных пород и отходов на безопасных объектах;
• за хранение побочных продуктов производства и животноводства, горных пород, которые планируются для дальнейшего использования;
• при размещении отходов на объектах, исключающих негативное воздействие на окружающую среду.
Право не платить взносы подтверждают документально.
Оплату за хранение побочной продукции, вскрышных и вмещающих горных пород потребуется внести, если:
• их разместили вместе с прочими отходами;
• на продукты нет документов, подтверждающих намерение и возможность их применения;
• истек срок использования. Для побочных продуктов срок составляет три года с момента образования, а для горных пород – устанавливается технической документацией.
В случае если организация использует технологии утилизации или обезвреживания отходов, позволяющие снизить негативное воздействие на окружающую среду, она может рассчитывать на снижение суммы платежа. В таких случаях необходимо предоставить документы, подтверждающие внедрение экологически безопасных методов обращения с отходами. Кроме того, в 2025 году планируется ужесточение контроля за соблюдением нормативов платы за НВОС, что подразумевает усиленные проверки и возможное увеличение штрафных санкций за нарушения.
Ставки платы за НВОС
Для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду ставки берут из двух источников:
• за 2018 год, умножая их на коэффициент индексации;
• за 2024 год без коэффициента. Показатель уже учтен в формулах.
Для определения актуальных ставок можно воспользоваться справочниками для выбросов, взносов и для отходов.
Базовые тарифы предусмотрены такими документами:
• Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 – загрязнение атмосферы, водных объектов, при размещении отходов и ТКО на 2018 год, при выбросах в результате сжигания на факельных установках и рассеивании НПГ;
• Постановление Правительства РФ от 17.04.2024 № 492 – за выброс пыли каменного угля на 2024 год;
• Постановление Правительства РФ от 23.05.2024 № 638 – при размещении ТКО IV класса опасности на 2024 год;
• Постановление Правительства РФ от 24.09.2024 № 1290 – при размещении новых веществ, которые есть в перечне № 2909-р, но отсутствовали в 1316-р.
При этом для отдельных категорий предприятий могут устанавливать специальные коэффициенты, учитывающие региональные особенности и степень воздействия на окружающую среду. Кроме того, с 2025 года вводится обязательный учет выбросов парниковых газов для крупных промышленных объектов, что может повлиять на величину платы за НВОС. Организациям рекомендуется регулярно отслеживать изменения в нормативных актах, чтобы своевременно учитывать обновленные ставки и коэффициенты в расчетах.
Расчет платы за НВОС
Чтобы рассчитать сумму платежа за негативное воздействие, нужно учитывать:
• нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
• лимиты на размещение отходов;
• временно разрешенные выбросы, сбросы загрязняющих веществ.
Для каждого плательщика экологи устанавливают персональные нормативы выбросов, сбросов и размещения отходов. Они зависят от категории объектов опасности, среди которых выделяют:
• I категория — объекты со значительным негативным воздействием;
• II категория характеризуется умеренным влиянием;
• III категория включает объекты с незначительным НВОС;
• IV категория – объекты с минимальным негативным воздействием.
Для каждой группы нормативы устанавливают специальными документами. Для первой категории это комплексное технологическое решение (КЭР), для второй – декларация о воздействии на окружающую среду, для третьей – нормативы допустимых выбросов и сбросов, отчет о результатах производственного экологического контроля. Что касается объектов IV категории, то для них нормой являются все фактические сбросы и выбросы.
При определении величины платы важно учитывать специальные коэффициенты. Их размер зависит от количества выбросов, сбросов и отходов, от территории загрязнения, а также соответствия лимитам и нормативам. Если плательщик не располагает обязательными разрешительными документами, декларацией о воздействии или отчетом ПЭК, объем и масса загрязняющих веществ будут сверхлимитными.
Коэффициент индексации ввели с 2023 года. Его умножают на базовые ставки платежа для приведения к ценам текущего года. Размер определяют на каждый год. В 2025 году руководствуются Постановлением Правительства РФ от 17.04.2024 №492.
Стимулирующие коэффициенты введены, чтобы субъекты снижали загрязнение окружающей среды путем внедрения наилучших доступных технологий. Например, если на объекте соблюдают нормативы при выбросах и сбросах, применяют коэффициент 1, если же норму превысили, но сообщили об этом в контролирующие органы и согласовали лимиты, используют показатель, равный 25. Когда разрешения отсутствуют, плату за НВОС умножают на 100.
Похожие показатели действуют и при обращении с ТКО. Так, если организация с лицензией на утилизацию отходов размещает отходы IV класса опасности, которые образовались при обезвреживании отходов II класса, она имеет право применять коэффициент 0,33.
Важно учитывать изменения в законодательстве, связанные с ужесточением экологических требований. Так, с 2025 года для предприятий, использующих водные объекты, вводится обязательная отчетность по объемам сбросов с детализацией по видам загрязняющих веществ.
Также планируется пересмотр нормативов допустимых выбросов для промышленных предприятий I и II категорий, что может повлиять на размер платежей. Компании, применяющие меры по снижению негативного воздействия, могут рассчитывать на понижающие коэффициенты, предусмотренные программами стимулирования экологически чистых технологий.
Конкретные формулы расчета платы зависят от категории объектов, способов воздействия и фактов соблюдения нормативов.
Объекты I и II категории
Если выбросы и сбросы такой группы укладываются в технологические лимиты после внедрения наилучших технологий, используют формулу:
Плата за объекты I, II категорий за выбросы и сбросы в пределах нормативов = ставка 2018 года х 1,32 х 0бщую массу веществ в пределах норм х дополнительный коэффициент.
В таком случае плату за негативное воздействие рассчитывают, но не вносят из-за нулевого коэффициента.
Когда есть комплексное экологическое решение, а загрязнение производят в пределах установленных их нормативов, плата за НВОС минимальная. Ее рассчитывают следующим образом:
Платеж за объекты I, II категории за выбросы и сбросы в пределах нормативов = ставка 2018 года х 1,32 х общую масса компонентов в пределах нормативов х дополнительный коэффициент.
При этом наличие или отсутствие декларации о выбросах значения не имеет.
Если объем и масса первой категории объектов по факту выше, чем указаны в КЭР, загрязнения считаются сверхнормативными. Тогда платить нужно в 25 или 100 раз больше.
Аналогичный расчет используют при отсутствии решения или декларации, но при наличии действующих разрешений и соблюдении лимитов допустимых выбросов и сбросов в них.
Когда по объектам I категории есть КЭР, загрязнения превышают нормы, а временных разрешений и лимитов нет, чтобы исчислить плату за сверхнормативное НВОС, используют такую формулу:
Плата по объекту I группы за сверхнормативные выбросы и сбросы = ставка 2018 года х 1,32 х 100 х (фактическая масса выбросов или сбросов – суммарная масса в пределах лимитов) х дополнительный коэффициент.
В других случаях, если экологическое решение отсутствует, но имеется декларация о воздействии на окружающую среду, сбор за загрязнение рассчитывается следующим образом:
• плата в пределах нормативов исчисляется по общей формуле для объектов I и II категории;
• платеж за сверхлимитные выбросы и сбросы считают в зависимости от нескольких условий.
Так, если по объектам первой группы есть старые разрешения контрольных органов на временно разрешенные выбросы и сбросы, которые не превышают установленных лимитов, применяют формулу:
Плата по объекту I категории за выбросы и сбросы в пределах временно разрешенных = ставка 2018 года х 1,32 х 25 х (фактическая масса компонентов в пределах временно разрешенных выбросов или сбросов – суммарная масса веществ в рамках допустимых нормативов) х дополнительный коэффициент.
Если объем и масса превышают установленные нормативы, сверхлимитный платеж исчисляют по двум формулам:
• Плата по объектам I, II категории за выбросы и сбросы в пределах временно разрешенных = ставка 2018 года х 1,32 х 25 х (фактическая масса временно разрешенных выбросов или сбросов – суммарная масса компонентов в пределах допустимых нормативов) х дополнительный коэффициент.
• Плата по объектам I и II группы за выбросы и сбросы сверх временно разрешенных = ставка 2018 года х 1,32 х 100 х (фактическая масса веществ – суммарная масса веществ, превышающих временно разрешенные загрязнения) х дополнительный коэффициент.
Если по объектам II категории декларацию не сдавали, а объем и масса загрязняющих компонентов не превышает временно разрешенные выбросы и сбросы, плату считают по такому алгоритму:
• Плата по объекту II категории за загрязнения в пределах нормативов = cтавка 2018 года х 1,32 х cуммарная масса вещества в рамках допустимых нормативов х lополнительный коэффициент.
• Плата по объекту II категории за загрязнения в рамках временно разрешенных= ставка 2018 года х 1,32 х 25 х (масса вещества в пределах временно разрешенных выбросов и сбросов – суммарная масса вещества в пределах нормативов допустимых загрязнений) х дополнительный коэффициент.
В некоторых случаях загрязнения превышают временно разрешенные лимиты. Тогда в расчете платежа применяют третью формулу:
Плата по объекту II категории за загрязнения сверх временно разрешенных= ставка 2018 года х 1,32 х 100 х (масса вещества – суммарная масса вещества в пределах временно разрешенных загрязнений) х дополнительный коэффициент.
Если нет действующих разрешений на выбросы и сбросы, отсутствует КЭР и не представлена декларация, плату за НВОС рассчитывают в 100-кратной величине следующим образом:
Плата по объекту I, II категории за выбросы и сбросы сверх нормативов = ставка 2018 года х 1,32х 100 х фактическая масса загрязняющего вещества х дополнительный коэффициент.
При этом не имеет значения, по своей или нет организация не получила разрешение по объектам первой группы.
Компании, которые самостоятельно утилизировали отходы или передали их для уничтожения в течение 11 месяцев со дня образования, плату за размещение начисляют, но не вносят в связи с нулевым коэффициентом. Ее рассчитывают по формуле:
Плата по объекту I, II категории за размещение отходов в пределах лимитов = ставка 2018 года х 1,32 х 0 х масса отходов х стимулирующий коэффициент х дополнительный коэффициент.
Когда количество размещенных отходов не превышает утвержденные лимиты по объектам I и II категорий, расчет будет следующим:
Сбор по объекту I, II группы за размещение отходов в пределах лимитов = ставка 2018 года х 1,32 х масса отходов х стимулирующий коэффициент х дополнительный коэффициент.
При этом декларация может быть сдана или отсутствовать.
Если размещение отходов больше лимита, помимо нормативной платы рассчитывают сверхпредельную:
Плата по объекту I категории за размещение отходов сверх лимита = ставка 2018 года х 1,26 х 25 х (масса отходов – лимит) х стимулирующий коэффициент х дополнительный коэффициент.
По объектам II категории в случае превышения лимитов в декларации сверхнормативный платеж определяют по формуле:
Платеж по объекту II категории за размещение отходов сверх лимита = ставка 2018 года х 1,32 х 25 х (масса отходов – лимит) х стимулирующий коэффициент х дополнительный коэффициент.
Когда утвержденных лимитов нет, сумму сбора рассчитывают так:
Плата по объекту I, II группы за размещение отходов сверх лимита = ставка 2018 года х 1,32 х 25 х масса отходов х стимулирующий коэффициент х дополнительный коэффициент.
В некоторых случаях побочные продукты производства (ППП) признают отходами. Тогда для расчета платы НВОС используют три формулы:
• Сбор по объекту I, II категорий за размещение отходов ППП в пределах лимита = ставка 2018 года х 1,32 х масса отходов х дополнительный коэффициент – отходы размещены в течение 11 месяцев с момента образования по нормативу.
• Сбор по объекту I, II категорий за размещение отходов ППП сверх нормы = ставка 2018 года х 1,32 х масса отходов х 25 х дополнительный коэффициент – отходы размещены в 11-месячный срок с превышением лимитов.
• Сбор по объекту I, II категорий за размещение отходов ППП с нарушением срока = ставка 2018 года х 1,32 х масса отходов х 52 х дополнительный коэффициент – размещение отходов позже 11 месяцев с момента возникновения или неиспользование их в течение 3 лет.
Также Постановлением Правительства от 31.05.2023 № 881 предусмотрены формулы для расчета платы за размещения ТКО их операторами.
Объекты III категории
Для загрязнений данной группы организация самостоятельно устанавливает нормативы, которые затем указывает в отчете. Так, для веществ I — II класса разрабатывают лимиты допустимых сбросов и выбросов. Вещества III — IV класса опасности не нормируются, поэтому нормой будет показатель, указанный в отчете ПЭК. При этом важно представить документ вовремя, иначе заплатить придется в 25 раз больше.
Если загрязнения не превышают допустимых нормативов и значений в отчетах ПЭК, который сдали вовремя, применяют следующую формулу:
Плата по объекту III категории за выбросы и сбросы в пределах норм = ставка 2018 года х 1,32 х общая масса загрязняющих компонентов х дополнительный коэффициент.
Когда отчет сдали вовремя, но загрязнения превышают допустимые, сверхнормативные сбросы и выбросы рассчитывают так:
Платеж по объекту III категории за выбросы и сбросы сверх нормативов = ставка 2018 года х 1,32 х 25 х (масса веществ – масса веществ в ПЭК) х дополнительный коэффициент.
При несвоевременной подаче отчета используется такой порядок:
Плата по объекту III категории за выбросы и сбросы сверх лимитов = ставка 2018 года х 1,32 х 25 х фактическая масса веществ х дополнительный коэффициент.
Исчисление платы за размещение отходов зависит от объема и сроков такой процедуры. Например, отчетность по отходам сдана вовремя, объем и масса отходов не превышает указанные показатели в документе. Тогда формула будет следующей:
Сбор по объекту III категории за размещение отходов = ставка 2018 года х 1,32 х масса отходов х стимулирующий коэффициент х дополнительный коэффициент.
Когда отчетность представлена, но контролирующий орган выявил размещение в большем размере, чем указано в ПЭК, платеж считают так:
Плата по объекту III группы за размещение сверхлимитных отходов= ставка 2018 года х 1,32 х 25 х (масса отходов – масса отходов в отчете ПЭК) х стимулирующий коэффициент х дополнительный коэффициент.
Если отчет вовремя не передан, плату рассчитывают от фактической массы в 25-кратном размере:
Плата по объекту III категории за размещение сверхлимитных отходов= ставка 2018 года х 1,32 х 25 х масса отходов х стимулирующий коэффициент х дополнительный коэффициент.
В случае признания побочных продуктов производства по объектам третьей группы в качестве отходов, плата за их утилизацию исчисляется аналогично объектам I и II категорий с учетом принятых ставок.
Объекты IV категории
Поскольку объекты данной группы имеют минимальное негативное воздействие на окружающую среду, плата за сбросы, выбросы и размещение рассчитывается без повышающих коэффициентов по следующим формулам:
• Плата по объекту IV категории за выбросы = ставка 2018 года х 1,32 х общая фактическая масса вещества х дополнительный коэффициент.
• Плата по объекту IV категории за размещение = ставка 2018 года х 1,32 х масса отходов х стимулирующий коэффициент х дополнительный коэффициент.
Если объект признан побочным производственным продуктом, а отходы разместили в течение 11 месяцев, алгоритм исчисления будет таким:
Плата по объекту IV категории за размещение отходов в пределах норм = ставка 2018 года х 1,32 х масса отходов х дополнительный коэффициент.
При нарушении данного срока, применяют формулу:
Плата по объекту IV категории за размещение отходов с нарушением сроков= ставка 2018 года х 1,32 х масса отходов х 52 х дополнительный коэффициент.
Плата за НВОС: сроки
Платеж за негативное воздействие производят поквартально или однократно раз в год. Последний вариант используют субъекты малого и среднего бизнеса, а также вновь созданные компании в первый год своей деятельности. Остальные организации вносят квартальные платежи.
Годовую плату перечисляют единовременно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Так, сумму за 2024 год нужно внести не позднее 1 марта 2025 года.
Авансовые платежи вносят три раза в год в срок до 20-го числа месяца, который следует за истекшим кварталом. За IV квартал перечисляют оставшуюся сумму, исчисленную по итогам года.
За неполную или несвоевременную уплату инспекторы Росприроднадзора начислят штрафы и пени. Так, организацию оштрафуют на сумму от 50 до 100 тыс. рублей, а должностных лиц – от 3 до 6 тыс. рублей. Пени рассчитают при перечислении годового или квартального платежа позже установленного срока.
Если организация систематически нарушает сроки уплаты, это может привести к дополнительным проверкам со стороны контролирующих органов и усиленному надзору. В отдельных случаях Росприроднадзор вправе приостановить деятельность предприятия до устранения нарушений. Чтобы избежать санкций, рекомендуется заранее планировать платежи и отслеживать изменения в законодательстве, так как ставки платы и порядок расчетов могут корректироваться.
Реквизиты платы за НВОС
По закону плату вносят в том месте, где произошло загрязнение. За выбросы и сбросы перечисление производят на территории расположения объекта стационарного источника негативного воздействия, а за размещения отходов — по месту такого размещения (п. 1 ст. 16.4 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Когда у организации несколько стационарных объектов, сбор за НВОС перечисляют отдельно в бюджет каждого муниципального образования, где находятся такие объекты. Правила действуют и когда объект один, но его источники расположены в разных субъектах РФ.
Обособленное подразделение также вправе самостоятельно уплачивать сбор. Для этого головная организация должна наделить его соответствующими полномочиями. Например, путем выдачи доверенности руководителю.
Платежное поручение на перечисление платы за НВОС оформляют согласно положению ЦБ РФ от 29.06.2021 № 762-П.
КБК зависят от вида загрязнений: по выбросам в атмосферу, сбросам в водные объекты, отходам производства и ТКО. Администратором таких бюджетных поступлений является Росприроднадзор, поэтому в поле 101 природопользователи указывают код 08. Остальные реквизиты следует уточнить на официальном сайте территориального отделения ведомства.
При ошибке в реквизитах платеж может быть не засчитан, что повлечет за собой начисление пени и возможные штрафные санкции. Поэтому перед оплатой рекомендуется проверить правильность заполнения всех полей поручения. В случае изменения реквизитов в течение отчетного периода компании следует своевременно уточнять актуальные данные в Росприроднадзоре или на его официальном сайте.
Декларация о плате за НВОС
Декларацию об оплате за загрязнения обязаны представлять организации и предприниматели, которые производят выбросы в атмосферу и сбросы в водные объекты, а также размещают отходы. Срок сдачи — 10 марта года, который следует за отчетным. При этом важно помнить, что перенос из-за нерабочих дней законом не предусмотрен. Поэтому если крайний день выпадает на выходной, декларацию подают заранее.
Форма декларации утверждена Приказом Минприроды РФ от 10.12.2020 № 1043.
Сдавать документ нужно в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта негативного воздействия. Если у компании их несколько в разных регионах России, по каждому субъекту потребуется отдельная декларация. Когда же несколько объектов НВОС работают на территории одного региона, плату по ним отражают в одной декларации.
В электронной форме отчитывается большинство компаний и ИП. Для подготовки декларации они используют личный кабинет природопользователя. Документ включает следующие блоки:
• сведения о заявителе;
• раздел 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;
• раздел 2 «Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты»;
• раздел 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления»;
• депонируемые документы.
Распечатывать такую декларацию не нужно.
В бумажной форме отчет представляют плательщики, у которых:
• отсутствует ЭЦП;
• величина годового сбора за предшествующий год не превышает 25 тыс. рублей;
• нет возможности подключиться к Интернету.
Декларацию на бумаге можно представить лично или направить заказным письмом по почте. Во втором случае следует приложить опись документов и запросить уведомление о вручении.
Дата получения отчета зависит от того, каким способом его подали. Так, для электронной формы – это день представления через личный кабинет, для бумажного документа, переданного лично – дата отметки Росприроднадзора о приеме, для направленного отчета по почте – момент отправки.
При заполнении декларации необходимо следить за корректностью данных, так как ошибки могут привести к отказу в принятии документа и возможным штрафным санкциям. Кроме того, если у предприятия изменились параметры деятельности, влияющие на размер платы за НВОС, их нужно своевременно отразить в отчетности, чтобы избежать проблем с контролирующими органами.
Вы можете оставить первый комментарий