Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Подтверждение страны происхождения

Подтверждение страны происхождения товара в закупках необходимо для соблюдения национального режима, который поддерживает отечественные компании. Этот режим представляет собой ряд правил, которые ограничивают или запрещают закупку импортной продукции.

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

Содержание

  1. Что является подтверждением страны происхождения
  2. Подтверждение страны происхождения продукции по закону № 44-ФЗ
  3. Подтверждение страны происхождения продукции по закону № 223-ФЗ
  4. Способы подтверждения страны происхождения
  5. Сертификат подтверждения страны происхождения

Что является подтверждением страны происхождения

При закупках с применением нацрежима, когда речь идет о предоставлении преференций отечественным товарам, поставщик должен подтвердить их происхождение, иначе его заявка не сможет участвовать в тендере.

Национальный режим участия российской продукции в тендерах регламентирован:

а) Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — закон № 44-ФЗ);
б) Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — закон № 223-ФЗ);
в) Постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 (далее — постановление № 1875).

Нацрежим в закупках реализуется с помощью трех инструментов, как то:

а) запрет приобретения иностранных товаров. В этом случае заказчик не может закупать иностранные товары. Заявки с такими товарами он отклоняет;
б) ограничение приобретения иностранных товаров. Оно означает, что импортные товары участвуют в тендере, но заказчик отклонит заявку с таким товаром при наличии хотя бы одной заявки с российским;
в) преимущества для российских товаров. Это означает, что если в тендере одновременно участвуют заявки с российским и иностранным товарами, российский продукт получит преимущество в цене.

Порядок применения этих мер кабмин урегулировал в постановлении № 1875.

В соответствии с законом № 44-ФЗ при подаче заявки участники тендера декларируют страну происхождения товаров, то есть указывают ее наименование по классификатору стран ОКСМ.
Однако для некоторых категорий продукции, чтобы подтвердить российское или евразийское происхождение товара, требуется предоставление дополнительных данных или документов.

С 2025 года в рамках применения защитных мер, установленных постановлением № 1875, в отношении российской продукции введены особые правила подтверждения места производства товаров.
При этом требования к подтверждению происхождения продукции различаются в зависимости от номенклатуры объекта закупки:

1) для российской продукции подтверждающим документом является номер реестровой записи из реестра российской промпродукции Минпромторга (РРПП), включающий:

а) количество баллов за выполнение операций на территории РФ;
б) уровень локализации радиоэлектронной продукции (при наличии);
2) для товаров из ЕАЭС — номер реестровой записи из Евразийского реестра промтоваров (ЕРПТ), включающий:
а) количество баллов за выполнение операций на территории ЕАЭС;
б) уровень локализации радиоэлектронной продукции (при наличии).

Если продукция российская, но по ней не получены документы Минпромторга и она отсутствует в реестрах, при рассмотрении заявок ее приравняют к иностранной.

Подтверждение страны происхождения продукции по закону № 44-ФЗ

Применение нацрежима в госзакупках регламентирует ст. 14 закона № 44-ФЗ.

По общему правилу импортная и российская продукция, работы и услуги участвуют в тендерах на равных условиях (ч. 1 ст. 14 закона № 44-ФЗ).

Исключение — если кабмин принимает меры, которыми предоставляет российским товарам преференции по сравнению с зарубежными.

Если тендер проводится в отношении импортных товаров из запретного списка, установленного кабмином, заказчик:

а) отклоняет заявку, в которой содержится предложение о поставке такого товара (пп. «а» п. 1 ч. 4 ст. 14 закона № 44-ФЗ);
б) не вправе заключить контракт на поставку иностранного товара, подпадающего под запрет, с единственным поставщиком (пп. «б» п. 1 ч. 4 ст. 14 закона № 44-ФЗ);
в) не вправе принять замену товара на импортный (пп. «в» п. 1 ч. 4 ст. 14 закона № 44-ФЗ).

Если объектом закупки выступают работы и услуги, которые подпадают под установленный правительством запрет:

а) то заявку, поданную иностранным лицом, отклонят (пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 14 закона № 44-ФЗ);
б) контракт на выполнение такой работы, оказание такой услуги с единственным контрагентом, являющимся иностранным лицом, не заключат (пп. «б» п. 1 ч. 5 ст. 14 закона № 44-ФЗ).

Порядок действия ограничительных мер П\правительства в закупках урегулирован п. 2 ч. 4 ст. 14 закона № 44-ФЗ.

В этом случае:

а) заявки с предложением о поставке импортного товара отклоняются, если на участие в тендере подана и по результатам рассмотрения признана соответствующей требованиям извещения, документации (при закрытых закупках) заявка с предложением о поставке российского товара;
б) не допускается замена иностранного товара, в отношении которого установлено ограничение, если контракт предусматривает поставку российского товара.

Если объектом тендера являются работы и услуги, в отношении которых кабмин ввел защитные меры, все заявки, поданные иностранными участниками, отклоняются, если поданная российским лицом заявка признана по результатам ее рассмотрения соответствующей требованиям извещения, документации (при закрытых закупках) (п. 2 ч. 5 ст. 14 закона № 44-ФЗ).

В ряде случаев кабмином предоставляются преимущества в госзакупках (п. 3 ч. 4 ст. 14 закона № 44-ФЗ).

Оно означает, что:
а) на 15 процентов снижается предложенная участником цена по заявке о поставке только российского товара;
б) на 15 процентов увеличивается предложенная участником цена — в случае подачи предложения о размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта.

В случае заключения контракта с участником, при присвоении порядкового номера заявке которого была предоставлена такая 15-процентная преференция, госконтракт заключается без учета осуществленных снижения ценового предложения, цены за единицу товара либо увеличения ценового предложения.

С 2025 года защитные меры в виде запрета, ограничения, преимущества регламентированы постановлением № 1875.

При этом введен:
1) запрет на закупку отдельных видов товаров, в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг зарубежного происхождения из списка № 1.
В список № 1 (позиции с 1-й по 151-й) вошли в том числе следующие импортные товары:
— ткани,
— бумага и картон,
— машины, оборудование, станки, инструменты,
— ПО и базы данных,
— аудиторские, финансовые, налоговые услуги.

При этом запрет применяется при проведении всех способов:

а) определения поставщика по закону № 44-ФЗ, в том числе при закупке у единственного поставщика;
б) закупки по закону № 223-ФЗ, в том числе при проведении неконкурентных закупок, включая закупки у единственного поставщика;
2) ограничение закупок товаров, в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг зарубежного производства по списку из приложения № 2.

В список № 2 (позиции с 1-й по 465-й) вошли в том числе следующие импортные товары:
— продукция химической промышленности,
— мебель,
— музыкальные инструменты,
— медоборудование и медизделия,
— лекарства из списка ЖНВЛП,
— продукты питания — мясо, рыба, субпродукты, сыры, масло, сахар, рис,
— крепкий алкоголь — коньяки, бренди,
— вина.

Ограничение, преимущество применяются исключительно при проведении конкурентных способов определения поставщика и при осуществлении закупки, предусмотренной ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ.

Минфин РФ в письме от 11.09.2025 № 24-06-09/88825 объяснил следующие нюансы применения в рамках нацрежима ограничений при закупках:

а) если заявлены товары из защитного списка, участник подтверждает происхождение из РФ или страны ЕАЭС по каждой позиции;
б) если происхождение подтверждено частично – заявка приравнивается к иностранной. Заказчик отклонит ее, только если есть другая заявка с полным подтверждением происхождения продукции из РФ или страны ЕАЭС;
в) если полностью российской заявки нет, контракт заключается с участником, который подтвердил лишь часть.

Отметим еще одно новшество, связанное с применением нацрежима в закупках.

Если товар из списка с ограничениями, заказчик не только декларирует отсутствие российского производства, но и уведомляет Минпромторг об отсутствии закупаемого товара в РРПП. Затем этот факт отражает в документации.

В случае когда заказчик подтвердил отсутствие отечественного производства, участнику закупки достаточно декларации в заявке для подтверждения страны происхождения;

3) минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения — в отношении товаров, указанных в списке из приложения № 3;

4) преимущество в отношении российской продукции, в том числе поставляемой при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг;

Защитная мера в виде преимущества действует для всех российского производства, в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

Преимущество применяется, если объект закупки (предмет закупки) включает хотя бы один товар, не указанный в списках № 1 и 2.

Включение в объект торгов товаров, указанных в списках № 1 и 2, не является условием для применения преимущества.

То есть преимущество применяется в любом из следующих случаев:

а) товары — объект закупки не указаны в списках № 1 и 2;
б) объект закупки одновременно включает как товар из списков № 1 и 2, так и товар, не указанный в них.

Если лот — исключительно услуги или работы без поставки товаров, преимущество не применяется (п. 5.1 информационного письма Минфина РФ от 31.01.2025 № 24-01-06/8697).

Под импортными товарами подразумевается продукция, произведенная за пределами РФ и стран – членов ЕАЭС, то есть Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии.

Товарам, происходящим из ЕАЭС, которые поставляют лица, зарегистрированные в этих странах, постановлением № 1875 предоставляются равные условия с российской продукцией как при осуществлении закупок по закону № 44-ФЗ, так и закупок по закону № 223-ФЗ (информационное письмо Минфина РФ от 31.01.2025 № 24-01-06/8697).

Подтверждение страны происхождения продукции по закону № 223-ФЗ

При осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в договор при его заключении включают информацию о стране происхождения товара (п. 5.2. ст. 3 закона № 223-ФЗ).

Правительство в силу пункта 2 части 2 ст. 3.1-4 закона № 223-ФЗ определяет информацию и перечень документов, которые подтверждают страну происхождения товара в случае установления запрета, ограничения, преимущества.

Тогда также применяются положения постановления № 1875, следовательно, те же информация и документы, подтверждающие страну происхождения товара.

Момент времени, в который участником тендера представляются информация и документы, подтверждающие место изготовления товара в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с законом № 223-ФЗ, не определен. Исключение — закупки среди СМП, когда заказчиком прописано требование о предоставлении подтверждающих информации и документов во второй части заявки (п. 12 ч. 19.1 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ).

В этой связи в отношении осуществляемых в соответствии с законом № 223-ФЗ закупок, не относящихся к закупкам, предусмотренным ст. 3.4 закона № 223-ФЗ, такой момент времени определяется заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Способы подтверждения страны происхождения

С 2025 года для подтверждения страны происхождения товаров в закупках по законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ используется реестр российской промышленной продукции. В него вносится продукция, прошедшая процедуры по Постановлению Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 (далее — постановление № 719). Этот документ устанавливает критерии, которым должна соответствовать промышленная продукция, чтобы считаться продукцией российского производства.

Подтверждать место производства товара требуется в заявках участников при любой закупке вне зависимости от того, приобретается ли продукция в рамках нацрежима или нет (пп. «б» п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 43 закона № 44-ФЗ).

Постановление № 1875 перечисляет следующие способы подтверждения российского происхождения товаров:

а) номер реестровой записи из РРПП — для большей части товаров из списка № 1 (позиции с 1-й по 145-й), списка № 2 (позиции с 1-й по 433-й), приложения 3 к постановлению № 1875;
б) номер реестровой записи из ЕРПТ — если товары поставляются из ЕАЭС;
в) баллы или уровень продукции, если это предусмотрено постановлением № 719.

В случае непредставления в заявке на участие в закупке номеров реестровых записей из соответствующего реестра такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства (п. 7.2 информационного письма Минфина РФ от 31.01.2025 № 24-01-06/8697).

Если закупки осуществляются при исполнении специального инвестиционного контракта, одного номера реестровой записи недостаточно. В этом случае доказательством российского производства являются номер записи из РРПП и справка, подтверждающая наличие СПИК (письмо Минфина РФ от 04.09.2025 № 24-06-09/86434).

Сертификат подтверждения страны происхождения

В связи с переходом на новые правила, введенные постановлением № 1875, сертификат происхождения СТ-1 разрешили предъявлять до 1 сентября 2025 года (пп. «в» п. 10 постановления № 1875).

Кабмин предоставил временное разрешение для подтверждения происхождения товаров, указанных в позициях 362—399 и 433 списка № 2, из РФ и стран ЕАЭС, в том числе путем представления:

а) либо номера записи из РРПП, из ЕРПТ;
б) либо сертификата о происхождении товара.

В то же время до 31 декабря 2025 года была продлена возможность подтверждения страны происхождения с помощью сертификата (Постановление Правительства РФ от 29.08.2025 № 1326).

При этом его можно применять только к позициям 362—378, 383—388, 390—399 и 433 из списка № 2. При этом участник закупки тем не менее должен указать номер записи из РРПП, ЕРПТ.

При условии, что до 31 августа 2025 года включительно:

а) в ЕИС размещены извещения об объявлении торгов;
б) и направлены приглашения принять участие в этих тендерах либо при осуществлении торгов заключены контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

С первого сентября 2025 года место производства можно подтверждать сертификатом для всех товаров из ЕАЭС, кроме российских, а также продукции из списков № 1 и 2 постановления № 1875.

Разрешение действует, пока в систему законодательства ЕАЭС не внесут положения, которые позволят подтверждать место производства информацией из евразийского реестра промтоваров (пп. «д» п. 10 постановления № 1875).

С девятого сентября 2025 года изменили механизм подтверждения страны происхождения продукции, в отношении которой действуют повышенные пошлины, установленные Постановлением Правительства РФ от 07.12.2022 № 2240.

ТПП РФ наделена полномочиями по выдаче документов о происхождении:

а) в отношении отдельных товаров, к которым применяются повышенные ставки ввозных пошлин;
б) также товаров, входящих в перечень параллельного импорта.

Такие сертификаты ТПП РФ начнет выдавать на основании сертификата, выданного на товар уполномоченным органом страны производства продукции либо же страны ее вывоза (Постановление Правительства РФ от 05.09.2025 № 1341).

"Налоговая реформа – 2026: главные изменения для бизнеса"

Бесплатный электронный сборник документов, где рассмотрены многочисленные поправки к Налоговому кодексу: рост ставки НДС до 22 процентов, снижение порога доходов для уплаты упрощенцами НДС и другие новшества.

Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь