Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Повышение утилизационного сбора с 1 декабря 2025 года: изменения, примеры расчета

С первого декабря 2025 года автовладельцев ждут важные изменения  —  вступают в силу новые правила расчета утилизационного сбора. Правительство обновило порядок определения суммы платежа. Теперь на итоговую стоимость будут влиять не только возраст и объем двигателя, но и мощность автомобиля. Эти изменения могут значительно увеличить размер сбора, особенно для машин премиум-класса. В статье расскажем, что такое утильсбор, зачем он нужен и как будет рассчитываться по новым правилам.

Над статьей работали:
редактор: Чапис Елена

Содержание

  1. Что такое утилизационный сбор
  2. Увеличение утилизационного сбора с 1 ноября 2025 года: отменили или перенесли
  3. Повышение утилизационного сбора с 1 декабря 2025 года: таблица
  4. Новые правила расчета
  5. Что будет с ценами на машины
  6. Ставки утилизационного сбора
  7. Повышающие коэффициенты
  8. Что менялось в расчете утилизационного сбора в 2025 году
  9. Расчет утилизационного сбора: пример

Что такое утилизационный сбор

Утилизационный сбор (далее — утильсбор) — это государственный сбор, который взимается в России при производстве или ввозе транспортных средств (далее  – ТС). Он является разовым обязательным платежом.

Его основная цель — финансирование последующей утилизации старых машин и компенсация потенциального вреда для окружающей среды, который возникает, когда автомобиль выбывает из эксплуатации.

Простыми словами, данный платеж производится как экологический налог за то, что машина однажды должна будет быть утилизирована безопасно.

Основным законом, регулирующим вопросы, связанные с уплатой утильсбора, является Федеральный закон от 24.06.1998 № 89‑ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Конкретный порядок исчисления, уплаты, возврата, контроля сбора устанавливаются , а именно Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 в отношении колесных ТС, а также Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 – в отношении самоходных ТС.

Плательщиками утильсбора признаются:

1. Производители транспортных средств на территории РФ, если они:
— производят автомобили, самоходные машины, прицепы и полуприцепы;
— выпускают их на российский рынок впервые;
— не обеспечивают самостоятельную утилизацию.

2. Импортеры, то есть лица, которые ввозят ТС на территорию Российской Федерации из-за границы.
Это могут быть как юридические лица, так и физические — при ввозе автомобиля для личного пользования.

3. Лица, впервые регистрирующие ТС, произведенное вне России, если сбор ранее не уплачивался.

Сбор уплачивается со всех транспортных средств, выпускаемых или ввозимых в Россию, за исключением некоторых льготных категорий.

Перечень видов транспорта с которого уплачивается сбор закреплен в приложениях к постановлениям № 1291 и  81:
— легковые автомобили (категория M1),
— грузовые автомобили (M2, M3, N1–N3),
— автобусы,
— прицепы и полуприцепы,
— мотоциклы, мотороллеры и квадроциклы,
— самоходные машины и оборудование (тракторы, комбайны, спецтехника),
— электромобили.

От утильсбора освобождаются следующие ТС :

— ввозимые на территорию РФ в качестве личного имущества физлицами – участниками госпрограммы по переселению в РФ соотечественников;
— с года выпуска которых прошло 30 лет и более, если они не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов;
— не указанные в перечне колесных транспортных средств, выпущенных в обращение до 10.02.2016;
— не указанные в перечне самоходных машин, выпущенных в обращение до 10.02.2016;
— ввозимые в РФ и помещаемые под таможенную процедуру временного ввоза.

Сбор уплачивается при ввозе — до выпуска автомобиля в свободное обращение (таможенный орган контролирует наличие платежа).
При производстве — до постановки автомобиля на учет в ГИБДД или до реализации покупателю.

Платеж подтверждается паспортом транспортного средства (ПТС), в котором указывается отметка об уплате утильсбора.

Неуплата сбора является основанием для отказа в регистрации ТС. Поэтому при покупке автомобиля рекомендуем обращать внимание на раздел «Особые отметки» в ПТС.

Если ПТС выдавали до 01.09.2012, оплачивать утильсбор не нужно, отметки в ПТС вы также не найдете.

Увеличение утилизационного сбора с 1 ноября 2025 года: отменили или перенесли

Десятого сентября 2025 года на федеральном портале проектов нормативных правовых актов был размещен проект о внесении изменений в постановление № 1291.

Изначально власти анонсировали, что именно с 1 ноября поднимут размер утильсбора. Однако впоследствии вступление в силу документа отложили (указан срок вступления в силу — 1 декабря 2025 года). Именно в такой редакции и подписали Постановление Правительства РФ от 01.11.2025 № 1713.

Решение отложить вступление в силу постановления было принято в определенных целях: создание переходного периода и предоставление возможности подготовиться к новым изменения. До этой даты действуют прежние ставки. Если автомобиль или сделка оформлены до вступления в силу изменений, они на возникшие правоотношения не распространяются.

Постановление изменяет методику расчета утильсбора для легковых автомобилей. Базовая ставка останется, но при этом будет учитывать тип и объем двигателя. Также к ней добавится коэффициент, привязанный к мощности двигателя.

Таким образом, уже сейчас можно однозначно заявлять об увеличении утильсбора с даты вступления в силу изменений. Однако утверждать, что для всех автомобилей сразу – нельзя. Подорожание коснется машин мощностью свыше 160 лошадиных сил.

Повышение утилизационного сбора с 1 декабря 2025 года: таблица

Приложениями к постановлению № 1291 утверждены различные таблицы. Самая первая из них – перечень видов ТС, в отношении которых уплачивается утильсбор, а также его размер.

Постановление № 1713 существенно изменяет указанное приложение.
Так, изменены коэффициенты для ТС категории М1 (легковые автомобили) с определенной мощностью двигателя. Теперь не только объем двигателя, но и мощность учитывается при расчете утильсбора.

Сохранилась льготная ставка для физических лиц, которые ввозят легковые автомобили с мощностью двигателя до 160 лошадиных сил для личного пользования. Это отражено отдельной строкой в таблице.

В таблице уточнены градации по мощности двигателя и возрасту ТС, что дает более дифференцированное применение ставок.

Дополнен перечень документов, которые необходимо представить для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора (требуется представить письмо Минтранса России при ввозе седельных тягачей экологического класса Евро-5, подтверждающее использование для международных перевозок).

Под автомобилем для личного пользования по постановлению понимается ТС, ввезенное на территорию РФ или приобретенное на аукционе, который проводит Федеральное агентство по управлению госимуществом (если сделана отметка про личное использование) или если такое средство зарегистрировано на плательщика утильсбора в течение 12 месяцев после оформления таможенного приходного ордера).

Также должно быть соблюдено одно из пяти условий:
— машина ввозится на территорию РФ физлицом — переселенцем, освобожденным от таможенных пошлин и налогов;
— автомобиль ввозится членом семьи участника госпрограммы по оказанию содействия переселению соотечественников на территорию РФ.
— таможенные пошлины уплачены по единым ставкам или в виде совокупного платежа в порядке, установленном главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза;
— машина приобретена плательщиком утильсбора на открытых аукционах, проводимых Федеральным агентством по управлению госимуществом после истечения 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера;
— транспортное средство приобретено на тех же аукционах при условии, что до этого он также не ввозил на территорию РФ иные ТС для личного пользования.

Новые правила расчета

Расскажем кратко о новых правилах расчета утильсбора с 1 декабря 2025 года.

1. Базовая формула расчета остается прежней:

Утильсбор = Базовая ставка х Коэффициент

2. Основное новшество: коэффициент теперь будет зависеть не только от возраста транспортного средства и объема двигателя, но и от мощности двигателя.

3. Базовая ставка для расчета остается прежней: 20 или 150 тыс. рублей. Однако за счет увеличенного коэффициента итоговая сумма может вырасти.

4. Для физических лиц, которые ввозят ТС для личного пользования до 160 л. с. (117,6 кВт) льготный режим сохраняется. Для транспортных средств с мощностью выше этой границы — коэффициенты значительно возрастают.

5. Новые правила применяются только с 1 декабря 2025 года. Автомобили, по которым утильсбор уплачивается до этой даты, рассчитываются по старым правилам.

6. Изменения касаются преимущественно легковых автомобилей категории M1 (включая двигатели внутреннего сгорания, гибриды и электромобили).

Что будет с ценами на машины

Изменения, внесенные в методику расчета утильсбора, повлияют и на ценовой сегмент.

Для мощных легковых автомобилей (свыше 160 лошадиных сил), премиум-моделей и многих машин, которые ввозили по параллельным схемам, итоговая стоимость, скорее всего, существенно вырастет. Такое повышение ожидаемо по причине ввода новых коэффициентов. Сбор теперь будет считаться в зависимости от мощности машины (мощный импортный внедорожник = повышенный утильсбор). Импортеры и дилеры будут закладывать этот рост в цену автомобилей. Соответственно, такое повышение отразится и на покупателях.

Для маломощных машин (до порога, где сохраняются льготы) и ряда массовых моделей изменение будет незначительным или вообще отсутствовать — льготы сохранены для личного ввоза автомобилей до 160 лошадиных сил.

Многие эксперты утверждают, что подорожание новых машин приведет и к повышению цен на б/у автомобили. Если новые импортные машины дороже, часть спроса уйдет в сегмент подержанных, что отразится и на их ценах.

Таким образом, если планируешь покупать мощную импортную машину, ожидай, что с 1 декабря итоговая цена вырастет. Чем мощнее автомобиль, тем сильнее эффект от увеличения утильсбора.

Для бюджетных, маломощных автомобилей существенное изменение не предвидится (льготы сохранились).

Ставки утилизационного сбора

Рассмотрим ставки, действующие в настоящее время (до 1 декабря 2025 года).

Базовая ставка (это базовая величина, она умножается на коэффициент) для легковых автомобилей категории M1 = 20 тыс. рублей.

Для колесных ТС категорий M2, M3, № 1, № 2, № 3 базовая ставка = 150 тыс. рублей.

Они установлены в сносках 5 и 8 перечня видов колесных транспортных средств постановления № 1291.

Базовая ставка для самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 рублям. (Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 № 81)

С первого декабря 2025 вступают в силу новые правила расчета утильсбора. Однако установленные базовые ставки остаются неизменными.

Ежегодно будут возрастать только коэффициенты, что и повлияет на итоговый размер утильсбора.

Повышающие коэффициенты

Коэффициент — это множитель, зависящий прежде всего от объема двигателя и возраста транспортного средства (меньше 3 лет или старше 3 лет). На него умножается установленная базовая ставка для расчета утильсбора.

Для каждой комбинации (объем, возраст ТС) в приложении к постановлению № 1291 установлена конкретная числовая величина.

Например, по действующим значениям:

Для ТС категории М1:
— с объемом двигателя до 1 л–9,01 (новые) / 23 (старше 3 лет)
— с объемом двигателя свыше 1 л и до 2 л. – 33,37 (новые) / 58,7 (старше 3 лет)
— с объемом двигателя от 2 до 3 л. – 93,77 (новые) / 141,97 (старше 3 лет)

Для физических лиц, ввозящих автомобиль для личной эксплуатации, сохраняются льготные коэффициенты. Они распространяются только на автомобили с электродвигателями, а также с объемом двигателя до 3 л.

Такие коэффициенты составляют: 0,17 (для новых) / 0,26 (старше 3 лет).

Таким образом, льготная сумма утильсбора составит:

3 400 рублей — на новый легковой автомобиль категории M1 до 3 лет (20 000 руб. х 0,17);
5 200 рублей — на автомобиль М1 старше 3 лет (20 000 руб. х 0,26).

С первого декабря подход к коэффициентам, установленным постановлением № 1291, меняется.

Сейчас коэффициенты зависят главным образом от объема двигателя и возраста. С 01.12.2025 к этому добавляется прогрессивная шкала по мощности (кВт): коэффициенты будут увеличиваться в зависимости от мощности двигателя. Для каждого объема теперь будет действовать набор коэффициентов в разрезе мощности.

Также произойдет существенное повышение по коэффициентам для мощных ТС.

Для физлиц, ввозящих автомобиль для личного пользования, сохраняются льготные фиксированные суммы. Но эта льгота не распространяется на авто мощнее 160 л.с.

Для наглядности определим стоимость утильсбора после повышения на конкретных примерах.

Пример A. Легковой автомобиль, объем 2,0–3,0 л, возраст меньше 3 лет.

До изменений (коэффициент 93,77):
Базовая ставка 20 000 х коэффициент 93,77 = 1 875 400 руб. (размер утильсбора)

После первого декабря (коэффициент 93,77 остается прежним только для автомобилей с мощностью не выше 117,68 кВт, если свыше – происходит повышение. Например, для мощности не выше 139,75 кВт коэффициент составит 96,11.
Сумма утильсбора в данном случае будет равна 1 922 200 (20 000 руб. х 96,11).

Пример B. Легковой автомобиль с электродвигателем, возраст больше 3 лет.

До первого декабря (коэффициент 58,7): 20 000 × 58,7 = 1 174 000 рублей.

После первого декабря (коэффициент 58,7 сохраняется только для автомобилей мощностью не выше 58,84 кВт, с 58,84 и до 73,55 кВт коэффициент составит 68,4): 20 000 × 68,4 = 1 368 000 рублей.

Что менялось в расчете утилизационного сбора в 2025 году

В 2025 году помимо принятого постановления № 1713 было еще несколько изменений по утильсбору.

Так, с первого января текущего года были проиндексированы повышающие коэффициенты для разных категорий ТС. Базовые ставки при этом остались прежними.

Впервые был проиндексирован коэффициент в отношении колесных и гусеничных тракторов, зерноуборочных и силосоуборочных комбайнов (Постановление Правительства РФ от 21.12.2024 № 1853). Также установлено, что для новых самоходных машин вместе с расчетом суммы сбора необходимо представить письмо Минсельхоза России, подтверждающее применение правильных коэффициентов.

С первого августа 2025 года повышены коэффициенты в отношении новых автосамосвалов. Снижены коэффициенты для автомобилей-фургонов, в том числе рефрижераторов, с максимальной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн.

Также коэффициенты для спецтехники были дифференцированы в зависимости от категории и допустимой максимальной массы (Постановление Правительства РФ от 15.07.2025 № 1065).

С первого октября 2024 года была введена долгосрочная шкала индексации. Это означает, что коэффициенты планируется ежегодно повышать на 1020 процентов вплоть до 2030 года (Постановление Правительства РФ от 13.09.2024 № 1255).

Расчет утилизационного сбора: пример

На сегодняшний день (с учетом изменений с 1 декабря 2025-го) порядок расчета утильсбора на легковые автомобили (категория M1) выглядит следующим образом.

Общая формула остается простой:

Сумма утильсбора = Базовая ставка х Коэффициент

Где:
— базовая ставка — фиксированная величина для категории ТС.
— коэффициент — множитель, который зависит от характеристик автомобиля: объема двигателя, типа ТС, возраста и с 1 декабря 2025 года — мощности двигателя.

После первого декабря 2025 года для легковых автомобилей коэффициент формируется с учетом мощности двигателя (в л.с. или кВт) по прогрессивной шкале.

Базовая ставка также будет формироваться на основании типа и объема двигателя, а мощность будет влиять на коэффициент.

Пример расчета:

Физическое лицо ввозит легковой автомобиль категории M1 для личного пользования, возраст — до 3 лет, мощность двигателя — 180 л.с. (выше льготной границы 160 л.с.).

Базовая ставка – 20 тыс. рублей.
Коэффициент, исходя из таблицы – 12,8.

Размер утильсбора = 20 000 руб. х 12,8 = 256 тыс. рублей.
То есть в этом примере автoмобиль без льготы (мощность выше 160 л.с.) приводит к нельготной сумме утильсбора.

Если же мощность была меньше или равной 160 л.с. и условия льготы соблюдены, сумма могла бы быть льготной – например, 3 400 рублей для новой машины.

Если автомобиль был растаможен на территории стран ЕАЭС, для них установлен специальный порядок расчета утильсбора.

В сбор будут включены НДС, пошлины, акцизы, которые не доплачены из-за занижения таможенной стоимости автомобилей, ввезенных на территорию РФ (п. 5 правил, письмо Минфина РФ от 10.01.2025 № 03-13-06/617).

Такой сбор необходимо рассчитать по формуле:

Утильсбор= УСед + Ктп + Кндс + Ка

УСед – размер утильсбора, рассчитанного по общим правилам;

Ктп — разница между рассчитанной таможенной пошлиной и фактически уплаченной;

Кндс — разница между рассчитанным НДС и фактически уплаченным;

Ка — разница между суммой акциза, рассчитанного исходя из мощности двигателя, и фактически уплаченной суммой.

Для расчета утильсбора рекомендуем использовать калькулятор, который можно найти на сайтах коммерческих организаций, которые в том числе занимаются растаможкой зарубежных автомобилей:

https://utilizacionnyj-sbor.ru/

https://ncimport.ru/calculator/

"Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете"

Бесплатный электронный сборник содержит необходимые документы, шаблоны, рекомендации специалистов с учетом требований налоговых органов.

Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь