Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Предписания органов контроля

Количество контролирующих и надзирающих органов сходу и назовешь. Каких только служб, управлений, инспекций, отделов, инспекторов не существует! Одно можно сказать точно – их визит с проверкой и ожидание результата контрольно-надзорного мероприятия мало кого оставляет равнодушным. Беспокойство вызывает не только возможность привлечения к ответственности, но и получение такого документа, как предписание. О нем и поговорим в статье.

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

Содержание

  1. Предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор)
  2. Содержание предписания органов контроля
  3. Выполнение предписаний органов контроля и надзора
  4. Обжалование предписаний органов контроля

Предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор)

Прежде всего условимся, что в нашей статье мы не будем вести речь о прокурорском надзоре, деятельности судов, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и судебных приставов.

Основы правового регулирования в части организации и осуществления государственного и муниципального контроля заложены в Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ (закон № 248-ФЗ). Однако данный документ распространяется не на все виды контроля. Перечень исключений достаточно обширный и закреплен в статье 2 закона № 248-ФЗ. Если вид контроля попал в число указанных исключений, требуется обращаться к иным нормативным актам.

Любое контрольное (надзорное) мероприятие (КНМ) подлежит документированию. Порядок определяется видом конкретного мероприятия и перечнем действий, которые в рамках него производились.

Одним из возможных результатов КНМ является предписание. Документ составляется, если:

— выявлено нарушение;
— имеется возможность устранить его последствия, восстановить положение, которое существовало до возникновения таких нарушений.

Условие – такое нарушение не может быть устранено до окончания КНМ.

Предписание обладает следующими признаками:

— носит индивидуальный характер (адресовано конкретному лицу);
— рассчитано на однократное применение;
— содержит обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера.

Иными словами, представляет собой ненормативный правовой акт (Определение Верховного Суда РФ от 22.05.2017 № 309-КГ17-4669).

Обратите внимание, что с 08.08.2024 предписание может составляться и по результатам выездного обследования, которое регламентируется ст. 75 закона № 248-ФЗ. Ранее для такого КНМ подготовка предписания прямо запрещалась законом (ч. 5 ст. 75 в прежней редакции).

Какими нормами закона регламентируется подготовка предписания?

Вид контроля не включен под число исключений, предусмотренных в ст. 2 закона № 248_ФЗ

Руководствуемся ст. 90.1 закона № 248-ФЗ и положением о виде контроля.

К примеру, предписание выдано Росприроднадзором в рамках осуществления государственного земельного контроля. Смотрим названную статью и Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081.

Другая ситуация. Предписание выдано налоговым органом в рамках контроля за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники. Руководствуемся Постановлением Правительства РФ от 28.02.2022 № 272

Контроль не подпадает под регулирование закона № 248-ФЗ Применяем специальные нормативные акты. Примеры:
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль Постановление Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095
Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров Приказ Росреестра от 26.09.2022 № П/0362

Также следует учитывать, что Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 устанавливаются специальные правила выдачи предписаний в отношении отдельных видов контроля на определенный период времени (до 2030 года).

Далее в статье будем говорить преимущественно о предписаниях, которые выдаются уполномоченными органами в рамках закона № 248-ФЗ.

Содержание предписания органов контроля

Перечень сведений, которые должны найти отражение в предписании, определен в статье 90.1 закона № 248-ФЗ (начала действовать с 28.12.2024). Сюда входят:

— описание нарушения с правовым обоснованием;
— срок устранения;
— рекомендуемые меры, которые следует предпринять. Они должны быть исполнимы и сформулированы с должной степенью определенности. Неточность формулировок, которая допускает двоякое толкование способа его исполнения, фактически может привести к ситуации, когда любое исполнение предписания может быть истолковано как его неисполнение (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.11.2017 № Ф06-27301/2017);
— сведения, которые могут служить доказательством устранения нарушения.

Предписание уполномоченного органа (должностного лица) должно содержать исключительно законные требования. Иными словами, на юридическое (физическое) лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.

Выполнение предписаний органов контроля и надзора

Вынесение предписания влечет возникновение у лица, которому оно адресовано, обязанности совершить некоторые действия (воздержаться от их осуществления) в установленный срок.
Невыполнение указанной обязанности грозит привлечением к административной ответственности.

Лицо, которое вынесло предписание, обязано проконтролировать устранение нарушений. Оценка факта исполнения властного распоряжение осуществляется на основании представленных «нарушителем» документов. Если этого недостаточно, дополнительно могут проводиться КНМ.

Обжалование предписаний органов контроля

По общему правилу на первом этапе предписание, выданное в рамках государственного контроля, обжалуется вышестоящему должностному лицу (вышестоящий орган). И только в том случае, когда указанный способ восстановления нарушенных прав успеха не принес, следует обращаться в суд. Исключения предусмотрены для граждан, которые не занимаются предпринимательской деятельностью. Они могут обращаться в суд напрямую (ч. 2 ст. 39 закона № 248-ФЗ).

Убедиться в необходимости соблюдения досудебного порядка обжалования при осуществлении федерального государственного надзора поможет Постановление Правительства РФ от 28.04.2021 № 663. Документ закрепляет виды контроля, для которых указанная процедура является обязательной.

Необходимость прохождения этапа досудебного обжалования применительно к КНМ, которые проводятся органами местного самоуправления, устанавливается в положении о соответствующем виде контроля.

Порядок досудебного обжалования приведен в ст. 40 закона № 248-ФЗ.

Жалобу можно подать через портал госуслуг федерального или регионального уровней. Перед этим стоит убедиться, что орган, вынесший предписание, есть в специальном списке. На портале «Госуслуги» он доступен по ссылке https://knd.gosuslugi.ru/.

Срок подачи жалобы – 10 дней. Исчисляется с момента получения предписания.

Ситуация: проверяемый субъект принял попытку обжалования предписания в досудебном порядке. Но жалоба была возвращена по причине несоблюдения процедуры. Может ли субъект обратиться в суд?

Это допустимо. Иначе это означало бы лишение права на судебную защиту (ведь повторно обратиться в досудебном порядке уже невозможно по причине истечения 10-дневного срока).

Обратите внимание! В жалобе, которая направляется на досудебном этапе, необходимо отразить все пункты предписания, нарушающие права и законные интересы заявителя. Пример. Субъект оспаривал вышестоящему лицу пункты 5, 6, 7 предписания. Если успеха это не принесло, в суде можно оспаривать только названные пункты. Расширить предмет своих требований (включить дополнительно пункт 4) не получится. Суд будет анализировать законность только пунктов 5–7 (требования в отношении п. 4 суд оставит без рассмотрения) (Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.04.2025 по делу № А73-12652/2024).

Нарушения порядка, носящие формальный характер не могут служить основанием для признания предписания незаконными.

В какой суд обращаться?

Арбитражный суд субъекта РФ (ст. 197 АПК РФ) Суд общей юрисдикции (районный (городской суд) (ч. 1 ст. 218 КАС РФ)

Истец – организация или индивидуальный предприниматель.

Условие – ненормативный акт нарушает интересы в сфере предпринимательской (иной экономической деятельности)

Иные случаи.

Предписание затрагивает права гражданина, не связанные с осуществлением предпринимательства

Что будет проверять суд?

Факт соблюдение досудебного порядка Не применяется для случаев обращения граждан в суд
Соблюдение срока обращения в суд . Общее правило: заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину (организации) стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ, ч. 1 ст. 219 КАС РФ)
Пределы полномочий проверяющего лица
Соответствие предписания закона
Факт нарушения прав и законных интересов заявителя, незаконного возложения обязанностей, создания препятствий для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности

В заключение приведем перечень конкретных обстоятельств, которые являются основанием признать предписание незаконным на основе примеров из судебного практики последних лет.

Основания признать предписание незаконным Вменяемое нарушение Обстоятельства, которые установлены судом
Истец – юридическое лицо
В действиях субъекта отсутствует нарушение, влекущее основание для выдачи предписания Застройщик нарушил требования статьи 20 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ — не указал в ЕИС жилищного строительства информацию о своем коммерческом обозначении На деле оказалось, что «вменяемое» обозначение, которое использовалось в рекламе многоквартирного дома, вообще относилось к иному лицу – субагенту, который занимался продвижением и реализацией объектов застройщика (Решение Арбитражного суда Московской области от 28.08.2025 по делу № А41-40186/2025)
Контролирующее лицо дало неправильную оценку
фактическим обстоятельствам, выявленным в ходе проверки
Металлургическая компания получила предписание устранить нарушения правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны Здания, которые являлись предметом проверки, действительно находились в собственности компании. Только доказательства того, что они относятся к защитным сооружений, нет  (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.03.2024 по делу № А60-61848/2023)
Выявленное нарушение не является предметом проведенной проверки Организация нарушила требования статьи 27.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 – не обеспечила сохранность образцов керна при осуществлении пользования недрами

Ящики с керном относились к лицензии на право пользование недрами КРР 02542 ТР. Предметом проверки являлся лицензионный участок, право пользования которым предоставлено иной лицензией — КРР 13856 ТЭ.

Принадлежность ящиков к конкретной лицензии подтверждалась маркировкой.

Дополнительно контролируемое лицо представило доказательства отсутствия геологической ценности кернов (Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20.05.2025 по делу № А33-24312/2024)

Возложенная обязанность не предусмотрена законом для проверяемого лица Винокуренный завод получил предписание ГУ МЧС организовать на предприятии локальную систему оповещения Завод эксплуатирует опасный производственный объект. Но размеры зон действия поражающих факторов аварии на объекте не выходят за границу предприятия. Проверяющий не мог в таком случае возложить на обязанность создавать указанную систему (Решение Арбитражного суда Тульской области от 03.07.2025 по делу № А68-15809/2024)
Лицо, которому вменено нарушение, не является ответственным субъектом Кооператив получил от объединения административно-технических инспекций г. Москвы предписание об устранении нарушений при содержании детской площадки

Кооператив доказал, что не является собственником указанной детской площадки. Данная площадка передана на баланс на каком-либо ином праве.

Обязанность по содержанию детской площадки у лица, которому вменено нарушение, отсутствует
(Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.01.2025 по делу № А40-39580/24-145-302)

Предписание составлено на основе документов, которые содержат недостоверную информацию В деятельности управляющей компании выявлены нарушения правил технической эксплуатации жилищного фонда

Акт выездной проверки составлен на основе протокола осмотра. Последний содержал недостоверную информацию об участниках и результатах осматриваемых помещениях.

Это значит, что нарушения в предписание внесены на основании недопустимых и недостоверных доказательств (Решение Арбитражного суда Владимирской области от 16.09.2025 по делу № А11-8826/2024)

Нарушена процедура проверки АО получило предписание об устранении сброса загрязняющих веществ в водные объекты

Забор проб воды и испытания проводило специализированное учреждение. В день проведения испытания учреждение не имело действующей аккредитации. Это значит, что протоколы испытаний являются недействительным доказательством.

Результаты контрольно-надзорного мероприятия являются недействительными. Иные доказательства, обосновывающие наличие нарушений, контролирующий орган представить не смог (Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.04.2025 по делу № А73-12652/2024)

Истец — гражданин
Нарушения при организации КНМ.
Отсутствие правовых оснований для наложения обязанности
Женщина в рамках контроля в сфере благоустройства получила от местной администрации предписание восстановить ливнеотводное сооружение. Оно было демонтировано ею по причине протечек и затопления фундамента

Проведенное КНМ отвечает признакам инспекционного визита. Внеплановый инспекционный визит по общему правилу может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.

Исключения предусмотрены (в данной ситуации неприменимы). Отсутствие согласования является грубым нарушением процедуры контроля.

Также выявлено, что администрация привела в предписании неправильный пункт местных правил благоустройства.

Кроме того, установлено, что отведение сточных вод с территории, прилегающей к домовладению женщины, и вовсе осуществляется без организации водоотводных канав и ливневой канализации по естественному уклону дороги (Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 10.07.2025 по делу № 33а-3723/2025)

 

"Проверки"

В бесплатном электроном сборнике дана практическая информация о том, на каком основании и с какой периодичностью организацию могут проверить, а также подробно разобраны различные виды проверок с учетом последних изменений.

Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь