Над статьей работали:
Автор: Матигин Андрей
Компании и предприниматели с небольшой выручкой могут воспользоваться налоговыми и финансовыми льготами в рамках различных целевых программ. В статье рассмотрим меры поддержки, доступные малому бизнесу в 2024 году.
Содержание
- Субъекты МСП: цифровая платформа МСП
- Льготы малого бизнеса
- Налоговые каникулы для ИП
- Пониженные страховые взносы
- Упрощенный бухгалтерский учет
- Льготное кредитование
- Субсидии в 2024 году
Субъекты МСП: цифровая платформа МСП
Малый и средний бизнес – это экономические субъекты, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на расширенную поддержку. К ним относятся хозяйственные общества, товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели. Основными критериями являются численность и годовой размер дохода. Предусмотрены три льготные категории: микропредприятия, малые и средние предприятия. Они определяются по следующим показателям.
Показатель | Значение | Основание |
Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год |
15 человек – для микропредприятий; 16–100 человек – для малых предприятий; 101–250 человек – для средних предприятий |
Пункт 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ |
Доходы за год по правилам налогового учета не превысят |
120 млн рублей – для микропредприятий; 800 млн рублей – для малых предприятий; 2 млрд рублей – для средних предприятий |
Пункт 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 |
Для отдельных видов деятельности критерии среднесписочной численности могут отличаться, например для средних предприятий — 1 000 или 1 500 человек. Так, для предприятий легкой промышленности предельное значение среднесписочной численности работников составляет 1 тыс. человек. При этом предприятие должно вести деятельность в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» в соответствии с ОКВЭД.
Величина доходов определяется как сумма поступлений от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы (в том числе доходы в виде сумм восстановленных резервов, расходы по которым были ранее учтены).
Для разных организационных форм установлены дополнительные требования. Общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества для получения поддержки должны соблюдать следующие ограничения:
- не более 25 процентов уставного капитала принадлежит государству, субъектам РФ, муниципалитетам, общественным и благотворительным организациям;
- не более 49 процентов принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП.
Для акционерных обществ ограничение по доле участия не распространяется на организации:
- акции которых отнесены к акциям высокотехнологичного или инновационного сектора экономики;
- которые внедряют (применяют на практике) результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных, изобретения), исключительные права на которые принадлежат учредителям научных организаций или вузов;
- со статусом участника проекта «Сколково»;
- учредители (участники) которых включены в утвержденный правительством перечень компаний, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ.
Для информирования предпринимателей о мерах государственной поддержки была создана цифровая платформа МСП. Это специализированный интернет-портал, который аккумулирует данные из государственных реестров и предоставляет малому бизнесу возможность воспользоваться полезными инструментами:
- рассчитать рейтинг бизнеса: он учитывает наличие налоговой задолженности, нарушения при получении государственной поддержки и другие критерии;
- провести полную диагностику деятельности, при которой специалисты определят, какие меры поддержки будут более эффективны;
- использовать шаблоны документов для бизнеса. На платформе МСП создан конструктор, с помощью которого можно составить договоры, акты и другие документы;
- определить оптимальную организационно-правовую форму бизнеса и режим налогообложения.
- составить заявление на регистрацию бизнеса;
- проверить правомочность электронной цифровой подписи.
На цифровой платформе есть раздел, посвященный бизнес-обучению, а также тесты для экспресс-проверки компетенций пользователя. Сервис дает возможность найти персонального наставника по тому направлению, в котором нужно подтянуть свои компетенции.
Льготы малого бизнеса
Статус малого предприятия предоставляет различные возможности для развития бизнеса: вести упрощенный учет и сдавать меньше документов в составе регламентированной отчетности, платить меньше налогов, сдавать меньше статотчетности, не устанавливать лимит остатка кассы.
Большинство льгот доступны бизнесу, сведения о котором размещены в реестре малых предприятий. Чтобы попасть в реестр, не требуется формировать заявления. Налоговые инспекторы самостоятельно проверят компанию (ИП) на соответствие критериям малого и среднего бизнеса по сведениям из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и отчетности о численности сотрудников и доходах. Если организация и ИП соответствуют критериям малого или среднего бизнеса, их внесут в реестр.
Льготы малого бизнеса после включения в реестр:
- Право вести упрощенный бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность по специальным формам.
- Пониженные ставки налогов и налоговые каникулы. Льготы могут быть по УСН, имущественным и прочим налогам, а также по страховым взносам.
- Субъекты малого предпринимательства сдают статистическую отчетность один раз в пять лет.
- Малые и микропредприятия вправе вести кассовые операции в упрощенном порядке, например, не устанавливать лимит остатка кассы.
- Малый бизнес имеет право на поддержку от государства в виде финансовой, имущественной, информационной, консультационной и других видов поддержки.
Для большинства льгот требуется только включение компании (ИП) в государственный реестр. Однако для некоторых инструментов поддержки (например, льготное кредитование) могут быть установлены дополнительные условия (по финансовым, кадровым и иным показателям).
Налоговые каникулы для ИП
Предприниматели, впервые зарегистрированные в качестве ИП и применяющие упрощенку, вправе воспользоваться налоговыми каникулами — это применение нулевой ставки налога в течение первых двух налоговых периодов. Для использования этой льготы есть два условия: вид деятельности и доля доходов.
Право на нулевую ставку есть у ИП в производственной, социальной, научной сфере, в отрасли бытовых услуг населению, а также при сдаче внаем помещения для временного проживания. В региональных законах могут быть указаны конкретные виды деятельности и другие ограничения, например, численности сотрудников и уровня доходов, облагаемых налогом на УСН по нулевой ставке.
Проверить ставки налога, действующие в вашем регионе можно на сайте ФНС России https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/usn/ в разделе «Особенности регионального законодательства».
Налоговые каникулы для ИП действуют до 2025 года. Однако в каждом регионе свой срок действия и условия. Исчислять налог по нулевой ставке в течение двух налоговых периодов вправе вновь зарегистрированные ИП, если в регионе продолжают действовать или продлили законы о налоговых каникулах.
Пониженные страховые взносы
Организации и индивидуальные предприниматели, которые включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, имеют право на пониженный тариф страховых взносов в размере 15 процентов. Ежемесячные выплаты в сумме свыше федерального МРОТ облагаются не по общему 30-процентному тарифу, а по льготному. Налоговая нагрузка для малых и средних предприятий снижается.
Этот инструмент поддержки является долгосрочной мерой: окончательный срок его действия не установлен. Чтобы применять пониженный тариф, не нужно оформлять специальных документов. Он не зависит от вида деятельности и кода основного ОКВЭД в реестре ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Начать применять льготу нужно с 1-го числа месяца, в котором сведения о компании (ИП) внесены в реестр. Субъект МСП не обязан уведомлять ИФНС о том, что он начал применять пониженный тариф страховых взносов.
Для использования льготы необходимо разделить выплаты по каждому сотруднику за месяц на две части – в пределах и свыше МРОТ. Для расчетов необходимо использовать величину федерального МРОТ, который установлен на начало года. Выплаты свыше минимальной зарплаты облагаются по пониженному тарифу 15 процентов. Выплаты работнику в пределах федерального МРОТ облагаются взносами по общему тарифу.
При расчете зарплаты за каждый месяц необходимо взять суммарно все выплаты, которые облагаются страховыми взносами, в отношении сотрудника, в том числе все доплаты, надбавки и коэффициенты. Льготный тариф с выплат свыше МРОТ не зависит от вида выплат. Его нужно применять к облагаемым взносами начислениям по трудовым договорам и по договорам ГПХ.
Упрощенный бухгалтерский учет
Организации, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, обязаны вести бухгалтерский учет на общих основаниях. Однако для них предусмотрено упрощенное отражение хозяйственных операций и составление регламентированной отчетности по специальным формам. К упрощенным способам бухучета, в частности, относят:
- сокращенный план счетов;
- упрощенный порядок признания доходов и расходов;
- упрощенный учет запасов, основных средств и капитальных вложений;
- упрощенный учет процентов по кредитам и займам;
- упрощенный порядок исправления ошибок и переоценки активов.
При этом организация имеет право выбирать, какие упрощенные способы бухучета ей применять, закрепив их в своей учетной политике. Организовать ведение бухучета на малом предприятии надо по общим правилам. Организация ведения бухучета возлагается на руководителя субъекта малого предпринимательства. Вместе с тем руководитель обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо.
Для регистрации фактов хозяйственной жизни используют специальные ведомости, перечень которых обязательно должен быть закреплен в учетной политике. Малое предприятие может использовать:
- ведомость учета основных средств и амортизации – форма № 1МП;
- ведомость учета материально-производственных запасов – форма № 2МП;
- ведомость учета затрат на производство – форма № 3МП;
- ведомость учета денежных средств – форма № 4МП;
- ведомость учета расчетов и прочих операций – форма № 5МП;
- ведомость учета продаж – форма № 6МП;
- ведомость учета расчетов с поставщиками – форма № 7МП;
- ведомость учета расчетов с персоналом по оплате труда – форма № 8МП;
- сводная ведомость (шахматная) – форма № 9МП.
В ведомостях регистрируются операции по соответствующим счетам. При этом каждая операция регистрируется в двух ведомостях: в одной – по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой – по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях делайте записи о содержании факта хозяйственной жизни. Кроме того, в ведомостях нужно указать отчетный период, за который они заполняются. В конце отчетного периода подсчитайте итоговые показатели, а ответственный сотрудник, заполнявший ведомость, должен поставить свою подпись.
Льготное кредитование
Льготные кредиты СМСП получают не напрямую из бюджета. Это не предусмотрено ни Законом о развитии малого и среднего предпринимательства, ни Бюджетным кодексом РФ.
Льготные кредиты СМСП, как правило, выдают банки и иные кредитные организации (п. 1 ст. 819 ГК РФ), которым предоставляется государственная поддержка. В частности, на федеральном уровне действуют следующие программы поддержки льготного кредитования СМСП:
• программа Минэкономразвития России;
• программа Корпорации развития малого и среднего предпринимательства.
Субъекты РФ и муниципальные образования могут разрабатывать собственные меры поддержки СМСП, помимо тех, что предусмотрены ч. 1 ст. 16 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства (ч. 3 ст. 16 указанного Закона), в том числе им не запрещено разрабатывать программы поддержки льготного кредитования СМСП.
Информация об организациях инфраструктуры поддержки СМСП, а также о формах предоставляемой ими поддержки и условиях ее получения размещается на сайте Корпорации развития малого и среднего предпринимательства https://corpmsp.ru/infrastruktura-podderzhki/ (ч. 4, 5 ст. 15.1 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства). Здесь вы можете уточнить, какие меры поддержки действуют в вашем регионе.
Также информация о мерах поддержки СМСП, в том числе о мерах поддержки льготного кредитования СМСП, которые реализуют субъекты РФ и органы местного самоуправления, может публиковаться на их официальных ресурсах в сети Интернет.
Помимо кредитов СМСП могут предоставляться микрозаймы. Их предоставляют микрофинансовые организации предпринимательского финансирования (ч. 2 ст. 15 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства). Информацию о таких организациях и об условиях предоставления ими микрозаймов СМСП вы можете найти, например, на сайте Корпорации развития малого и среднего предпринимательства (https://corpmsp.ru/).
Уполномоченным банкам, которые в 2019 — 2024 гг. выдают кредиты по льготной ставке СМСП, и некоторым другим кредитным и финансовым организациям из федерального бюджета предоставляются субсидии в целях возмещения недополученных ими доходов (п. п. 1, 2 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета).
В рамках данной программы субсидии предоставляются на выдачу льготных кредитов СМСП в следующих случаях:
1) кредиты микропредприятиям на развитие предпринимательской деятельности (п. п. 5, 5(1) Правил предоставления субсидий из федерального бюджета):
• в размере до 10 млн руб.;
• на срок до 3 лет;
• по ставке, не превышающей ключевую ставку Банка России, которая действовала на дату заключения кредитного договора, увеличенную не более чем на 3,5% годовых.
Такая ставка на период предоставления уполномоченному банку субсидии не должна превышать 16 процентов годовых:
• 15,75 процентов годовых — если ключевая ставка Банка России 13 процентов годовых и более;
• 13,25 процентов годовых — если она менее 13 процентов годовых;
2) кредиты СМСП на рефинансирование кредита, ранее предоставленного заемщику в рублях по кредитному договору (соглашению), в том числе заключенному в рамках Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2017 № 674, предоставляются (п. п. 5, 5(1) Правил предоставления субсидий из федерального бюджета):
• на срок, не превышающий срока по рефинансируемому кредиту;
• по ставке, не превышающей ключевую ставку Банка России, действующую на дату заключения кредитного договора, увеличенную не более чем на 2,75 процентов годовых.
Такая ставка на период предоставления уполномоченному банку субсидии не должна превышать:
• 15 процентов годовых для малых предприятий и 13,5 процентов годовых для средних предприятий — если ключевая ставка Банка России 13 процентов годовых и более;
• 12,25 процентов годовых — если она менее 13 процентов годовых;
3) кредиты СМСП на инвестиционные цели предоставляются на приобретение и (или) создание (в том числе достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств, включая выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации (п. п. 5, 5(1) Правил предоставления субсидий из федерального бюджета):
• в размере от 500 тыс. руб. до 2 млрд руб. в зависимости от того, к какой категории относится заемщик: микропредприятие, малое предприятие или среднее предприятие;
• на срок до 10 лет (с непрерывным предоставлением субсидии не более 5 лет);
• по ставке, не превышающей ключевую ставку Банка России, действующую на дату заключения кредитного договора, увеличенную не более чем на 2,75 процентов годовых.
Такая ставка на период предоставления уполномоченному банку субсидии не должна превышать:
• 15 процентов годовых для малых предприятий и 13,5 процентов годовых для средних предприятий — если ключевая ставка Банка России 13 процентов годовых и более;
• 12,25 процентов годовых — если она менее 13 процентов годовых;
4) кредиты СМСП на пополнение оборотных средств предоставляются (п. п. 5, 5(1) Правил предоставления субсидий из федерального бюджета):
• в размере от 500 тыс. до 500 млн руб. в зависимости от того, к какой категории относится заемщик: микропредприятие, малое предприятие или среднее предприятие;
• на срок до трех лет (с непрерывным предоставлением субсидии не более одного года);
• по ставке, не превышающей ключевую ставку Банка России, действующую на дату заключения кредитного договора, увеличенную не более чем на 2,75 процентов годовых.
Такая ставка на период предоставления уполномоченному банку субсидии не должна превышать:
• 15 процентов годовых для малых предприятий и 13,5 процентов годовых для средних предприятий — если ключевая ставка Банка России 13 процентов годовых и более;
• 12,25 процентов годовых — если она менее 13 процуентов годовых.
Льготные кредиты могут выдать на срок, который превышает предусмотренный п. 5 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета. Это возможно, если срок возврата кредита продлен по ст. 7 Федерального закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ. Что касается субсидий по таким договорам, то их предоставляют в пределах сроков, указанных в абз. 4 — 7 п. 5 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета.
Кредиты СМСП на рефинансирование, на инвестиционные цели и на пополнение оборотных средств по общему правилу предоставляются заемщикам, которые (п. 10 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета):
• ведут деятельность в одной или нескольких приоритетных отраслях. К таким отраслям, в частности, относятся: сельское хозяйство, обрабатывающее производство, образование, здравоохранение, туристская деятельность и деятельность в области туристской индустрии в целях развития внутреннего и въездного туризма;
• соответствуют обязательным требованиям, установленным п. 10 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета. В частности, заемщик является налоговым резидентом РФ, в отношении него не введена процедура банкротства, он не относится к СМСП, отвечающим условиям п. 2.2 ч. 1.1 ст. 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, а также указанным в ч. 3, 4 ст. 14 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства.
Для получения льготного кредита вы можете обратиться в один из банков — участников программы (п. 13 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета).
Если представитель МСП претендует на получение кредита, нужно представить в банк документы в соответствии с требованиями Правил предоставления субсидий из федерального бюджета и требованиями уполномоченного банка. Уполномоченный банк рассмотрит возможность предоставления ему кредита в соответствии со своими правилами и процедурами (п. 13 указанных Правил).
В рамках данной программы заемщик вправе иметь действующие кредитные договоры (соглашения), заключенные после 1 мая 2021 г., только с одним уполномоченным банком, суммарно не превышающие максимальные значения кредитных соглашений, предусмотренные п. 5 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета (п. 12 указанных Правил).
Информация о банках, отобранных для участия в этой программе, размещается на едином портале бюджетной системы РФ, а также на официальном сайте Минэкономразвития России (https://www.economy.gov.ru/) (п. 22 Приложения № 6 к Правилам предоставления субсидий из федерального бюджета).
Корпорация развития МСП организует финансирование кредитных организаций, микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования, региональных гарантийных организаций, иных юрлиц, оказывающих финансовую поддержку субъектам МСП. Порядок и условия финансирования определяет совет директоров Корпорации (п. 9 ч. 4 ст. 25.1 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства).
Программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства утверждена решением Совета директоров АО «Корпорация «МСП» от 15.03.2022, протокол № 131.
Перечень уполномоченных банков, которые выдают кредиты в рамках этой программы, размещен на сайте https://corpmsp.ru/bankam/programma_stimulir/.
Они выдают кредиты на создание и (или) приобретение основных средств, пополнение оборотных средств, рефинансирование и другие цели. Программа устанавливает требования к заемщикам и иные условия предоставления им кредитов.
Субсидии в 2024 году
Субсидии СМСП, в том числе гранты в форме субсидий, как правило, предоставляются за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов.
Информация о субсидиях, не содержащая сведений о гостайне, по общему правилу размещается на едином портале бюджетной системы РФ (http://budget.gov.ru) (п. п. 1, 8 ст. 78.5 БК РФ).
Чтобы воспользоваться такой возможностью, нужно:
- определить, может ли предприятие претендовать на государственное финансирование, то есть соответствует ли оно установленным критериям;
- найти центр выдачи субсидий;
- выбрать программу финансирования, изучить, на каких условиях и в течение какого периода она действует;
- подготовить заявку на получение субсидии и пакет документов со сведениями о компании и ее деятельности для участия в конкурсе;
- подготовиться к предварительным проверкам со стороны центра выдачи субсидий.
Перед подготовкой компании к участию в конкурсах на привлечение субсидий необходимо определить: есть ли возможность получить финансирование. Для разных видов субсидий действуют различные требования к микропредприятиям, малому и среднему бизнесу. В частности, основные требования к среднему бизнесу: численность не более 250 человек и годовая выручка не выше 1 млрд рублей.
Государственные и муниципальные субсидии чаще всего являются целевыми: на пополнение оборотных средств, компенсацию процентов по кредитам, на финансирование научной деятельности и другие направления. При выборе потенциального источника привлечения субсидий необходимо исходить из региональных программ, а также сферы деятельности предприятия.
Вы можете оставить первый комментарий