Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Продажа основных средств в бухгалтерском учете

При реализации объекта ОС его стоимость списывается с бухгалтерского учета. Финансовый результат по сделке определяется как разница между полученной выручкой и затратами, в состав которых включаются балансовая стоимость актива, расходы на продажу и иные издержки. Как в бухучете продавца отражается реализация ОС – читайте в статье.

Над статьей работали:
редактор: Бурцева Алла

Содержание:

  1. Документальное оформление продажи ОС
  2. Момент списания ОС с учета
  3. Формирование балансовой стоимости
  4. Проводки по формированию балансовой стоимости и выбытию ОС
  5. Признание дохода или расхода при продаже ОС
  6. Проводки при продаже ОС с прибылью
  7. Проводки при продаже ОС с убытком
  8. Списание дооценки по переоцененному ОС при продаже

Документальное оформление продажи ОС

Для реализации ОС обычно составляют договор купли-продажи, в котором фиксируют условия сделки: стоимость объекта, его состояние, порядок оплаты, условия доставки. Вместо договора купли-продажи стороны вправе оформить договор поставки. Это один из вариантов договора купли-продажи. Такой тип соглашения составляется, если покупатель будет использовать основное средство в предпринимательской деятельности (ст. 506 ГК РФ). Например, при продаже активов, которые невозможно использовать в личных целях: производственное оборудование, строительную технику и другие объекты ОС.

Для продажи зданий или земли есть свой подвид соглашения: договор продажи недвижимости (ст. 549 ГК РФ). Он подлежит государственной регистрации (ст. 551 ГК РФ).

Вместе с договором оформляется накладная, акт приема-передачи или другой документ, подтверждающий передачу реализованного имущества покупателю. Для составления документации можно использовать унифицированные формы накладной или акта приема-передачи. Стороны сделки также могут применять рекомендованную форму универсального передаточного документа или самостоятельно разработать форму документа.

Ключевое требование: в оформляемых документах должны быть зафиксированы все обязательные реквизиты.

Применяемые формы первичных учетных документов должны быть утверждены в учетной политике для целей бухучета (ч. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 4 ПБУ 1/2008). Дополнительно: формы документов можно прописать в договоре о продаже актива в качестве отдельного приложения к нему.

В случаях, определенных налоговым законодательством, продавец обязан выставлять счет-фактуру, который составляется в течение 5 календарных дней с даты отгрузки (п. 3 ст. 168 НК РФ). На полученную предоплату он выставляет отдельный счет-фактуру на аванс в течение 5 календарных дней с даты получения денег.

Если имущество реализуется физическому лицу, компания-продавец должна применять ККТ и сформировать кассовый чек. Это правило применяется независимо от формы оплаты и способа осуществления расчетов (ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2 закона о применении ККТ, письмо ФНС РФ от 18.11.2020 № АБ-4-20/18887@).

На основании первичных документов о передачи ОС необходимо сделать отметку о выбытии в инвентарной карточке (Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7).

Покупатель может потребовать данные о сроке эксплуатации основного средства, которые можно оформить в виде справки об остаточной стоимости.

Момент списания ОС с учета

Основное средство, которое продавец не прекращал использовать в своей деятельности, необходимо списать с бухгалтерского учета. Сделать это необходимо на дату передачи имущества покупателю (пп. «б» п. 40, п. 41 ФСБУ 6/2020). В этой ситуации компания будет реализовывать непосредственно основное средство.

Если компания, реализующая объект, после принятия решения о продаже прекратила его эксплуатацию, ОС необходимо переквалифицировать в категорию долгосрочных активов к продаже (п. 10.1 ПБУ 16/02, пп. 1, 4 рекомендации Р-116/2020-КпР «Долгосрочные активы к продаже – определение»). В этом случае бизнес будет осуществлять продажу не ОС, а долгосрочного актива.

Формирование балансовой стоимости

Балансовая стоимость реализуемого ОС формируется на отдельном субсчете «Выбытие основных средств» счета 01. Другой вариант – использовать субсчет «Выбытие материальных ценностей » счета 03. Выбор зависит от того, где учитывался реализуемый актив: в составе ОС или доходных вложений в материальные ценности.

Независимо от используемого субсчета сначала необходимо списать первоначальную (переоцененную) стоимость реализуемого ОС в дебет используемого — субсчета 01. Выбытие (03. Выбытие). Далее сумму накопленной амортизации со счета 02 следует списать в кредит используемого субсчета. Если по объекту числится накопленное обесценение, его также необходимо списать в кредит субсчета.

Итоговая формула формирования балансовой стоимости:

БС = ПерСт – НкАм – НОб,

где БС – балансовая стоимость реализуемого имущества;
ПерСт – первоначальная (переоцененная) стоимость ОС;
НкАм – накопленная амортизация по объекту;
НОб – накопленное обесценение (при наличии).

По реализуемому объекту амортизация прекращает начисляться. Момент окончания определяется в зависимости от выбранного варианта учета амортизации: с момента списания объекта с учета либо с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания (подп. «б» п. 33 ФСБУ 6/2020). Если по активу не начислялась амортизация, его балансовая стоимость будет равна первоначальной за вычетом накопленного обесценения.

Проводки по формированию балансовой стоимости и выбытию ОС

Для формирования в бухучете балансовой стоимости реализуемого объекта ОС необходимо выполнить следующие проводки:

Дебет 01.Выбытие Кредит 01 – списание первоначальной (переоцененной) стоимости объекта на продажу;

Дебет 02.Амортизация Кредит 01.Выбытие – списана накопленная амортизация по реализуемому ОС;

Дебет 02.Обесценение Кредит 01.Выбытие – списание накопленного обесценения.

Если объект, который компания планирует продавать, переквалифицирован в долгосрочные активы к продаже, дополнительно выполняется проводка:

Дебет 41 (10) Кредит 01.Выбытие – ОС признано в составе долгосрочных активов к продаже.

Признание дохода или расхода при продаже ОС

В том периоде, когда реализуемый объект был передан покупателю, продавец должен оценить финансовый результат от сделки. Если величина поступлений от реализации больше, чем балансовая стоимость и затраты на продажу, в бухгалтерском учете отражается прочий доход. Если выручка от продажи меньше совокупных затрат по сделке, бизнес признает прочий расход.

Реализацию основных средств необходимо учитывать в составе прочих доходов или расходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

С 2022 года отражать выбытие объекта в бухгалтерском учете можно двумя способами. Первый — когда и расходные, и доходные операции отражаются через счет учета прочих доходов и расходов (91.1 и 91.2), при этом свернутый финансовый результат показывают только в отчетности. Второй вариант – когда на счет учета прочих доходов и расходов относят сразу финансовый результат по сделке.

Проводки при продаже ОС с прибылью

Когда при реализации объекта основных средств сумма доходов превышает понесенные расходы, в бухгалтерском учете выполняются следующие проводки:

Дебет 62 Кредит 01.Выбытие – списание балансовой стоимости реализуемого ОС;

Дебет 62 Кредит 68. НДС – начисление НДС с цены реализации;

Дебет 62 Кредит 60, 70, 10… – списаны дополнительные расходы на продажу актива;
Дебет 19 Кредит 60 – входящий НДС с затрат на продажу ОС;

Дебет 68 Кредит 19 – налог принят к вычету (при соблюдении всех условий);

Дебет 62 Кредит 91.1 – признан доход от реализации объекта.

В проводке Дт 62 Кт 91.1 отражается положительный финансовый результат по сделке в размере превышения полученных доходов над суммой балансовой стоимости и затрат на выбытие актива.

Существует другая схема проводок при реализации ОС с прибылью. Хозяйственные операции можно отразить в бухучете с расширенным применением счета 91: по кредиту показывается вся сумма продажи (выручка), а дебету – балансовая стоимость, затраты на реализацию и начисленный НДС.

Независимо от способа доходы и затраты необходимо отражать в период списания ОС с баланса, а результат сделки показывать в отчете о финансовых результатах свернуто.

Проводки при продаже ОС с убытком

Для отражения в бухучете убыточной сделки по реализации актива может применяться следующая схема проводок:

Дебет 62 Кредит 01.Выбытие – списание сформированной балансовой стоимости продаваемого ОС в сумме полученной от покупателя выручки;

Дебет 91.2 Кредит 01.Выбытие – списание разницы между балансовой стоимостью ОС и суммой поступлений от продажи (убыток от продажи);

Дебет 62 Кредит 68 – начисление НДС с цены реализации;

Дебет 62 (91.2) Кредит 60, 70, 10… – отражены затраты, связанные с реализацией ОС;

Дебет 19 Кредит 60 – НДС, предъявленный контрагентами по расходам на выбытие;

Дебет 68 Кредит 19 – «входящий» налог принят к вычету (при наличии счета-фактуры и других оснований).

Аналогично продаже с прибылью — компания для целей бухгалтерского учета может учитывать все доходы и расходы через счет 91.

Списание дооценки по переоцененному ОС при продаже

В случае продажи компанией объекта основных средств, который ранее переоценивался (за исключением инвестиционной недвижимости), необходимо списать в сумму нераспределенной прибыли:

1) всю накопленную дооценку, если раньше ее не списывали при амортизации (пп. «а» п. 20 ФСБУ 6/2020);
2) ту часть дооценки, которую еще не списали при амортизации.

Проводка: Дебет 83 Кредит 84.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь