В реестре транспортных средств содержится информация об автомобилях, мотоциклах, их владельцах. В него также заносятся сведения о регистрационных действиях, которые были произведены в отношении транспортных средств. Заинтересованные лица могут получить информацию из реестра, запросив выписку. Какие виды выписок существуют и как их можно получить, расскажем в нашей статье.
Над статьей работали:
Автор: Сыскова Юлия; редактор: Бурцева Алла
Содержание
- Зачем нужен реестр транспортных средств
- Как внести транспортное средство в реестр
- Зачем нужна выписка из реестра транспортных средств
- Как получить выписку из реестра
- Запрос выписки из реестра в ряде случаев станет платным с 01.01.2026
Зачем нужен реестр транспортных средств
Государственный реестр транспортных средств – это федеральный информационный ресурс, который содержит, в частности, сведения о транспортных средствах и совершаемых в отношении их регистрационных действиях (п. 1 ст. 9 Закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации…» от 03.08.2018 № 283-ФЗ). В нем содержатся (п. 7 Правил ведения государственного реестра транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1874):
• данные машин, мотоциклов, прицепов (госномер, VIN, реквизиты ПТС, модель, год выпуска и так далее);
• сведения о произведенных с ними действиях (название регистрационного действия, дата, реквизиты документа, на основании которого было произведено действие). К таким действиям относится, в частности, постановка авто на учет, снятие его с учета (ч. 4 ст. 10 Закона № 283-ФЗ);
• информация о владельцах транспортных средств. Для юрлиц – название, ОГРН, ИНН, КПП, адрес регистрации. Для ИП – ФИО, дата и место рождения, СНИЛС, ОГРНИП, номер записи в ЕРН, адрес регистрации. Для граждан – ФИО, дата и место рождения, ИНН, СНИЛС, номер паспорта, номер записи в ЕРН, адрес регистрации по месту жительства.
Как внести транспортное средство в реестр
Процедура внесения транспортного средства в реестр включает несколько этапов.
Шаг 1. Готовим документы
Для включения машины в реестр потребуется (ч. 1, 2 ст. 15 Закона № 283-ФЗ, п. 27 Административного регламента МВД РФ предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России от 21.12.2019 № 950):
• паспорт гражданина РФ, являющегося владельцем транспортного средства. Для юрлиц – паспорт представителя компании и документ, подтверждающий право действовать от имени фирмы (например, доверенность). Представитель компании при желании может предоставить выписку из ЕГРЮЛ. Если ее не представить, сотрудники ГИБДД запросят сведения из ЕГРЮЛ самостоятельно;
• паспорт транспортного средства (ПТС), если он выдан на бумаге. Электронный ПТС можно не предоставлять;
• документ, подтверждающий право собственности на автомобиль, например, договор купли-продажи;
• диагностическая карта с заключением о соответствии машины обязательным требованиям безопасности транспортных средств (с неистекшим сроком действия). Она может потребоваться для транспортных средств, с года изготовления которых прошло более 4 лет, включая год его изготовления.
Шаг 2. Оплачиваем госпошлину
Размер госпошлины составляет (пп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, п. 36 Регламента № 950):
• 1,5 тыс. рублей — при выдаче свидетельства о регистрации ТС на бумажной основе или 4,5 тыс. рублей — на пластиковой основе;
• 3 тыс. рублей — при выдаче регистрационных знаков (номеров) на автомобиль;
• 2 250 рублей — при выдаче регистрационных знаков (номеров) на мотоцикл и прицеп.
Произвести оплату нужно до подачи заявления. Если заявление подается в электронной форме, то уплатить денежные средства нужно после подачи заявления, но до принятия его к рассмотрению (п. 37 Регламента № 950).
Документ об уплате госпошлины представляется заявителем по собственной инициативе (п. 30.2 Регламента № 950). Однако в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 15 Закона № 283-ФЗ сотрудник регистрационного подразделения вправе потребовать такой документ. Поэтому рекомендуем его заранее включить в представляемый комплект документов.
Шаг 3. Подаем заявление на регистрацию транспортного средства в ГИБДД
Сделать это можно:
• лично, посетив отделение ГИБДД;
• через МФЦ – при наличии у него технической возможности;
• через Госуслуги. В этом случае оригиналы документов необходимо представить позднее при личном обращении в регистрационное подразделение (п. 4 ч. 1 ст. 8 Закона № 283-ФЗ, п. п. 27.1, 156 Регламента № 950).
Шаг 4. Предоставляем транспортное средство для осмотра
Сотрудники ГИБДД проверяют соответствие ТС заявленным данным (VIN, номер двигателя, кузова и шасси). Они устанавливают, что отсутствуют признаки изменения, сокрытия, уничтожения идентификационного номера авто. А также проверяют соответствие конструкции представленным документам (п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона № 283-ФЗ, п.п. 80 — 84 Регламента № 950).
Шаг 5. Получаем документы
После совершения регистрационных действий на зарегистрированное транспортное средство, уполномоченное должностное лицо ГИБДД выдает:
• свидетельство о регистрации транспортного средства;
• ПТС – если электронный ПТС не оформлялся;
• государственные регистрационные знаки – если запрашивались новые номера.
Зачем нужна выписка из реестра транспортных средств
Существует 3 вида выписок из реестра транспортных средств:
• сокращенная;
• расширенная;
• по владельцу.
Сокращенную выписку выдают по запросам любых лиц. Такой запрос должен содержать VIN или номер шасси или идентификационный номер основного компонента транспортного средства: кузова, рамы, кабины (п. 22 Правил № 1874). Такая выписка содержит (Приложение № 3 к Правилам № 1874):
• дату и время формирования документа;
• марку и (или) модель транспортного средства;
• год выпуска;
• VIN;
• номер шасси (рамы);
• номер кузова (кабины);
• цвет кузова (кабины);
• мощность двигателя и его рабочий объем;
• тип транспортного средства;
• экологический класс;
• страну изготовления;
• порядковый номер периода владения, начало и окончание периода владения, а также кто владел автомобилем в этот период: юрлицо/ИП/физлицо;
• последнее регистрационное действие.
С помощью такой выписки можно проверить транспортное средство перед покупкой.
Расширенная выписка содержит полные сведения о транспортном средстве, имеющиеся в реестре. В том числе данные ПТС, сведения о владельце и собственнике транспортного средства, информация о регистрационных действиях, производимых с авто (Приложение № 1 к Правилам № 1874).
Выписка по владельцу включает в себя сведения обо всех зарегистрированных на него транспортных средствах (Приложение № 1 к Правилам № 1874).
Расширенная выписка и выписка по владельцу выдается только (п. 14 Правил № 1874):
• владельцу авто, в отношении которого запрашиваются сведения (его законному представителю, например, если авто зарегистрирован на ребенка);
• правоохранительным органам, судам в связи с находящимися в их производстве делами, судебным приставам-исполнителям в связи с осуществлением ими функций по исполнению судебных актов, а также налоговым, таможенным и другим органам в случаях предусмотренных законодательством;
• правоохранительным органам зарубежных стран и международным полицейским организациям в соответствии с международными договорами РФ.
Как получить выписку из реестра
Запрос на получение выписки из реестра транспортных средств можно направить (п. 119 Регламента № 950):
• лично, посетив отделение ГИБДД;
• почтовым отправлением;
• через МФЦ – при наличии у него технической возможности;
• в электронной форме, в частности, через Госуслуги.
Чтобы получить сокращенную выписку через портал Госуслуг необходимо:
• выбрать услугу «Сервис проверки транспортных средств»;
• выбрать «Сокращенная выписка»;
• ввести VIN или номер шасси или номер кузова (рамы, кабины);
• отправить запрос.
Готовая выписка в формате pdf придет в Личный кабинет в течение 10 минут (п. 120 Регламента № 950). Подписание такой выписки должностным лицом ГИБДД не предусмотрено (п. 22 Правил № 1874).
Чтобы заказать расширенную выписку или выписку по владельцу через портал Госуслуг необходимо:
• выбрать услугу «Выписка из реестра транспортных средств»;
• выбрать тип выписки;
• проверить свои данные;
• нажать на кнопку «Получить выписку».
Документ придет в формате pdf в Личный кабинет в течение 10 минут (п. 120 Регламента № 950). Такая выписка также не подписывается должностным лицом ГИБДД (п. 25 Правил № 1874). Представляемые сведения носят исключительно информационный характер. Для получения документа на бумаге можно обратиться в МФЦ, где сотрудник его распечатает и заверит подпись и печатью. Потребуется паспорт заявителя и номер запроса.
При подаче запроса на бумаге необходимо предъявить паспорт заявителя. А если запрос подает представитель, то понадобится его паспорт и документ, подтверждающий полномочия (п. 20 Правил № 1874).
Запрос на получение расширенной выписки или выписки по владельцу при направлении его в электронной форме, например, через сайт ГИБДД, должен быть подписан от имени компании или ИП усиленной квалифицированной электронной подписью. Граждане наравне с УКЭП могут использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись, сертификат ключа проверки которой создан в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.2021 № 2152 (п. 19 Правил № 1874).
Расширенная выписка или выписка по владельцу выдаются на бумаге или в электронной форме по выбору заявителя. Электронная выписка подписывается УКЭП уполномоченного должностного лица. Как мы сказали выше, это правило не действует в отношении документов, выдаваемых с портала Госуслуг. Такие выписки не требуют подписания электронной подписью должностного лица (п.п. 23, 25 Правил № 1874).
По общему правилу выписка выдается (п. 24 Правил № 1874):
• в форме электронного документа — в срок не более 7 рабочих дней со дня получения запроса, если законодательством не установлен иной срок;
• на бумажном носителе — в срок не более 10 дней со дня получения запроса, если законодательством не установлен иной срок.
Запрос выписки из реестра в ряде случаев станет платным с 01.01.2026
С первого января 2026 года выписка из реестра транспортных средств, предоставляемая на бумаге, станет платной. Ее стоимость будет зависеть от вида документа (Постановление Правительства РФ от 20.11.2025 № 1840):
• сокращенная выписка обойдется в 400 рублей;
• расширенная – в 100 рублей;
• по владельцу – в 400 рублей плюс 20 рублей за каждую страницу, начиная с 6-ой.
Сокращенная выписка, запрашиваемая в электронной форме через Госуслуги, будет стоить 200 рублей. При этом выписку по владельцу и расширенный вариант документа таким способом можно будет, по-прежнему, получить бесплатно.
Вы можете оставить первый комментарий