Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Регистрация фаркопа в ГИБДД

Фаркоп, то есть тягово-сцепное устройство или сокращенно ТСУ, — это полезное приспособление для буксировки прицепов и перевозки грузов. Он представляет собой крюк, который располагается в задней части машины под кузовом и имеет специальный шар для крепления прицепа.  Установка фаркопа на автомобиль требует соблюдения законодательных норм. Многие водители не знают, нужно ли регистрировать такое приспособление в ГИБДД, какие документы для этого требуются и какие штрафы грозят за нарушение правил. В этой статье разберем  перечисленные вопросы.

Над статьей работали:
редактор: Шкембри Евгения

Содержание

  1. Нужна ли регистрация фаркопа
  2. Регистрация фаркопа на автомобиль
  3. Документы для регистрации фаркопа
  4. Можно ли установить фаркоп без регистрации
  5. Штраф за фаркоп без регистрации

Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД

Согласно Правилам дорожного движения (ПДД) и техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС 018/2011) фаркоп не является отдельным  средством передвижения, но его установка может влиять на конструкцию автомобиля.
В связи с этим регистрация такого устройства требуется не во всех случаях.

Фаркоп нужно обязательно зарегистрировать в следующих ситуациях:

  • он влияет на безопасность автотранспортного средства. К примеру, иногда прицепленные тяговые устройства могут поменять тормозные характеристики или нагрузку на ось автомобиля;
  • фаркоп указан в документах на автомобиль как элемент, требующий согласования;
  • автомобиль изначально не был предназначен для буксировки прицепов. В такой ситуации  требуется внесение изменений в конструкцию.В то же время регистрацию проходить не придется, если:
  • фаркоп изначально предусмотрен заводом-изготовителем и установлен;
  • тягово-сцепное устройство сертифицировано и не меняет конструкцию авто (п. 77 Решения комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»).

Регистрация фаркопа в ГИБДД

Если установка тягово-сцепного устройства для легкового автомобиля требует внесения изменений в конструкцию, необходимо пройти процедуру легализации. Эта процедура состоит из нескольких этапов:

  1. Проверка допустимости установки. Чтобы определить, можно ли к той или иной машине прицепить фаркоп, следует изучить руководство по эксплуатации автомобиля. В нем должна содержаться информация относительно возможности совместного использования транспортного средства с тягово-сцепным устройством.
    Если по инструкции буксировка прицепов запрещена, потребуется экспертиза изменений конструкции.
  2. Прохождение технической экспертизы.
    Чтобы определить, насколько возможна установка фаркопа и к каким последствиям она может привести, владельцу необходимо обратиться в аккредитованный испытательный центр для проверки безопасности сооружения.
    Если все в порядке, ему после осмотра выдадут заключение о возможности эксплуатации тягово-сцепного устройства на данном автомобиле.  Если же эксперты определят, что установка фаркопа отрицательно повлияет на безопасность, об этом будет  сказано в заключении. В этом случае,  не нарушая закон, фаркоп установить не удастся.
  3. Далее для того, чтобы внести изменения в конструкцию автомобиля, необходимо заручиться соответствующим разрешением Госавтоинспекции (п. 4 Постановления Правительства РФ от 06.04.2019 № 413). Обращение в ГИБДД с этой целью потребует предварительного сбора документов.
    Получив заявление о выдаче разрешения, Госавтоинспекция рассматривает его и принимает решение о выдаче разрешения или об отказе в этом.
    В соответствии с пунктом 7 постановления № 413 отказать могут в одном из следующих случаев:
    — владелец собрал не все необходимые документы или какие-то из них не соответствуют установленным требованиям, недостоверные и пр.;
    — заключение экспертов выдано неаккредитованной  лабораторией (центром);
    — в заключении сказано о невозможности безопасного использования фаркопа на данном транспортном средстве;
    — вердикт не внесен в реестр заключений предварительной технической экспертизы;
    — в заключении указано, что в результате установки фаркопа транспортное средство придется подвергнуть оценке соответствия техрегламенту;
    — автомобиль, на который планируется установить фаркоп, разыскивается;
    — транспортное средство подвергнуто ограничениям в части регистрационных действий (к примеру, оно заложено).
  4. Установка конструкции в сертифицированном центре. Монтаж сцепной конструкции должен проводиться исключительно в организации, имеющей лицензию на выполнение подобного вида работ.  После установки устройства выдают декларацию соответствия и акт выполненных работ.
  5. Получение протокола проверки, в котором должно быть отмечено, насколько безопасна сооруженная конструкция, соответствует ли она техрегламенту. Чтобы его получить, нужно пройти экспертизу на соответствие в специальной компании.
    6. Осуществление проверки и получение свидетельства. После установки фаркопа владелец транспортного средства или его доверенное лицо представляет в подразделение Госавтоинспекции, выдавшее разрешение, транспортное средство с внесенными в его конструкцию изменениями, а также комплект документов для получения свидетельства.

После подачи документов уполномоченные сотрудники дорожной службы проводят осмотр автомобиля и прицепленного к нему устройства, после чего выдают  свидетельство.
В некоторых случаях принимается решение об отказе в выдаче свидетельства. Это может случиться, если:

  • представлены не все необходимые документы;
  • документы имеют недостатки;
  • протокол  выдан неуполномоченной организацией либо отсутствует в реестре;
  • нет сведений о результатах техосмотра автомобиля после изменений в его конструкцию;
  • машина или отдельные ее части, в том числе регистрационные знаки, находятся в розыске;
  • на транспортное средство наложен запрет в части регистрации;
  • машину не пригнали в Госавтоинспекцию для осмотра;
  • обнаружено, что знаки, нанесенные на автомобиль  заводом-изготовителем, изменены либо скрыты;
  • по бумагам должны быть одни конструктивные изменения, а на деле произведены другие.

Если проверка Госинспекции не пройдена, ездить на машине с установленным на ней сцепным устройством нельзя. В противном случае возможно привлечение к административной ответственности. Так, Бейский районный суд Республики Хакасия оставил в силе постановление госинспектора о привлечении владельца автомобиля к ответственности за использование транспортного средства с тягово-сцепным устройством, которое не прошло проверку после установки. Заявитель, обжаловавший указанное постановление, утверждал, что установление тягово-сцепного устройства было предусмотрено заводом и не являлось внесением изменений в конструкцию транспортного средства. Однако суд пришел к противоположному выводу, указав, что согласно сведениям «Одобрения типа транспортного средства» изготовителем спорного транспортного средства не предусмотрена установка тягово-сцепного устройства на данном автомобиле. Владелец установил прицепное устройство без проведения проверки уполномоченным органом его влияния на безопасность дорожного движения, в связи с чем постановление ГИБДД вынесено обоснованно (Решение Бейского районного суда Республики Хакасия от 22.05.2025 по делу №12-10/2025).

Документы для регистрации фаркопа

Чтобы получить разрешение на установку дополнительного тягового устройства, владельцу нужно предъявить в ГИБДД следующий комплект документов:

  • заявление с просьбой выдать  разрешение;
  • документ, который удостоверяет личность обратившегося (паспорт и пр.);
  • если заявление подает представитель, нужно подтвердить его полномочия, представив доверенность или подобный документ (допустим, договор);
  • заключение, выданное экспертами, из которого должно следовать, что для установки фаркопа нет препятствий.

На следующем этапе для получения свидетельства нужно собрать и предоставить еще больше документов:

  • заявление о выдаче свидетельства;
  • удостоверяющий личность документ;
  • доверенность или другой документ на представителя;
  • декларацию производителя работ по установке на транспортное средство дополнительных конструктивных элементов;
  • протокол проверки безопасности установленного фаркопа;
  • копию документов о том, что владелец заплатил госпошлину  за выдачу свидетельства в установленном размере (сколько стоит эта услуга, можно узнать из пп. 46 п. 1 ст. 33 НК РФ. В настоящее время стоимость составляет 1 500 рублей, но с 01.09.2025 она вырастет до 4 500 рублей);
  • разрешение Госавтоинспекции.

Можно ли установить фаркоп без регистрации

Как отмечено выше, регистрация требуется не во всех случаях. Если по закону она не нужна, можно использовать фаркоп по назначению и ездить с ним на машине и без нее. Если же пользование устройством без конструктивных изменений невозможно, ездить без регистрации запрещено.
Другими словами, фаркоп, установленный на машину, обязательно должен быть указан в ПТС как штатное оборудование либо пройти сертификацию, подтверждающую, что он не влияет на безопасность.

Если же установка требует внесения изменений, езда без регистрации запрещена. Это является самостоятельным составом правонарушения, а также  может стать отягчающим обстоятельством в случае ДТП и причиной для аннулирования регистрации транспортного средства.

Штраф за фаркоп без регистрации

Управление автомобилем с незаконно установленным фаркопом регулируется ст. 12.5 КоАП РФ. За данное нарушение может быть назначено наказание в виде предупреждения или штрафа в сумме 500 рублей. Так, 30.07.2025 Верховным судом Удмуртской Республики было принято решение по делу № 7-606/2025 об оставлении в силе постановления ГИБДД о привлечении к ответственности владельца транспортного средства по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ за управление этим авто с незаконно установленным на нем тягово-сцепным устройством. Нарушителю назначен штраф в размере 500 рублей.
Кроме того, инспекторы могут вынести предписание об устранении нарушения (то есть о демонтаже фаркопа), а также прекратить регистрацию транспортного средства. Подобная ситуация, в частности, рассмотрена Усть-Алданским районным судом Республики Саха (Якутия) в рамках дела № 2а-142/2025.

Суть спора состояла в следующем. Инспектор ГИБДД  вынес предписание владельцу транспортного средства о необходимости демонтажа незаконно установленного фаркопа. Инспектор также предупредил, что в случае неустранения этого нарушения государственная регистрация автомобиля с незаконно установленным тяговым устройством будет аннулирована. Владелец произвел демонтаж, но впоследствии обжаловал действия инспектора в судебном порядке. Однако суд не обнаружил нарушений в действиях уполномоченного представителя власти и отклонил жалобу (Решение Усть-Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11.07.2025 по делу № 2а-142/2025).

Кроме того, нужно иметь в виду, что даже при наличии регистрации можно получить штраф за использование фаркопа, если он имеет неисправности. Перечень неисправностей сцепного устройства, при которых запрещено эксплуатировать транспортное средство, содержится в Постановлении Правительства РФ от 27.05.2023 № 837.

"Налоговая реформа – 2026: главные изменения для бизнеса"

Бесплатный электронный сборник документов, где рассмотрены многочисленные поправки к Налоговому кодексу: рост ставки НДС до 22 процентов, снижение порога доходов для уплаты упрощенцами НДС и другие новшества.

Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь