Фаркоп, то есть тягово-сцепное устройство или сокращенно ТСУ, — это полезное приспособление для буксировки прицепов и перевозки грузов. Он представляет собой крюк, который располагается в задней части машины под кузовом и имеет специальный шар для крепления прицепа. Установка фаркопа на автомобиль требует соблюдения законодательных норм. Многие водители не знают, нужно ли регистрировать такое приспособление в ГИБДД, какие документы для этого требуются и какие штрафы грозят за нарушение правил. В этой статье разберем перечисленные вопросы.
Над статьей работали:
Автор: Ирина Кузнецова; редактор: Шкембри Евгения
Содержание
- Нужна ли регистрация фаркопа
- Регистрация фаркопа на автомобиль
- Документы для регистрации фаркопа
- Можно ли установить фаркоп без регистрации
- Штраф за фаркоп без регистрации
Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД
Согласно Правилам дорожного движения (ПДД) и техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС 018/2011) фаркоп не является отдельным средством передвижения, но его установка может влиять на конструкцию автомобиля.
В связи с этим регистрация такого устройства требуется не во всех случаях.
Фаркоп нужно обязательно зарегистрировать в следующих ситуациях:
- он влияет на безопасность автотранспортного средства. К примеру, иногда прицепленные тяговые устройства могут поменять тормозные характеристики или нагрузку на ось автомобиля;
- фаркоп указан в документах на автомобиль как элемент, требующий согласования;
- автомобиль изначально не был предназначен для буксировки прицепов. В такой ситуации требуется внесение изменений в конструкцию.В то же время регистрацию проходить не придется, если:
- фаркоп изначально предусмотрен заводом-изготовителем и установлен;
- тягово-сцепное устройство сертифицировано и не меняет конструкцию авто (п. 77 Решения комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»).
Регистрация фаркопа в ГИБДД
Если установка тягово-сцепного устройства для легкового автомобиля требует внесения изменений в конструкцию, необходимо пройти процедуру легализации. Эта процедура состоит из нескольких этапов:
- Проверка допустимости установки. Чтобы определить, можно ли к той или иной машине прицепить фаркоп, следует изучить руководство по эксплуатации автомобиля. В нем должна содержаться информация относительно возможности совместного использования транспортного средства с тягово-сцепным устройством.
Если по инструкции буксировка прицепов запрещена, потребуется экспертиза изменений конструкции. - Прохождение технической экспертизы.
Чтобы определить, насколько возможна установка фаркопа и к каким последствиям она может привести, владельцу необходимо обратиться в аккредитованный испытательный центр для проверки безопасности сооружения.
Если все в порядке, ему после осмотра выдадут заключение о возможности эксплуатации тягово-сцепного устройства на данном автомобиле. Если же эксперты определят, что установка фаркопа отрицательно повлияет на безопасность, об этом будет сказано в заключении. В этом случае, не нарушая закон, фаркоп установить не удастся. - Далее для того, чтобы внести изменения в конструкцию автомобиля, необходимо заручиться соответствующим разрешением Госавтоинспекции (п. 4 Постановления Правительства РФ от 06.04.2019 № 413). Обращение в ГИБДД с этой целью потребует предварительного сбора документов.
Получив заявление о выдаче разрешения, Госавтоинспекция рассматривает его и принимает решение о выдаче разрешения или об отказе в этом.
В соответствии с пунктом 7 постановления № 413 отказать могут в одном из следующих случаев:
— владелец собрал не все необходимые документы или какие-то из них не соответствуют установленным требованиям, недостоверные и пр.;
— заключение экспертов выдано неаккредитованной лабораторией (центром);
— в заключении сказано о невозможности безопасного использования фаркопа на данном транспортном средстве;
— вердикт не внесен в реестр заключений предварительной технической экспертизы;
— в заключении указано, что в результате установки фаркопа транспортное средство придется подвергнуть оценке соответствия техрегламенту;
— автомобиль, на который планируется установить фаркоп, разыскивается;
— транспортное средство подвергнуто ограничениям в части регистрационных действий (к примеру, оно заложено). - Установка конструкции в сертифицированном центре. Монтаж сцепной конструкции должен проводиться исключительно в организации, имеющей лицензию на выполнение подобного вида работ. После установки устройства выдают декларацию соответствия и акт выполненных работ.
- Получение протокола проверки, в котором должно быть отмечено, насколько безопасна сооруженная конструкция, соответствует ли она техрегламенту. Чтобы его получить, нужно пройти экспертизу на соответствие в специальной компании.
6. Осуществление проверки и получение свидетельства. После установки фаркопа владелец транспортного средства или его доверенное лицо представляет в подразделение Госавтоинспекции, выдавшее разрешение, транспортное средство с внесенными в его конструкцию изменениями, а также комплект документов для получения свидетельства.
После подачи документов уполномоченные сотрудники дорожной службы проводят осмотр автомобиля и прицепленного к нему устройства, после чего выдают свидетельство.
В некоторых случаях принимается решение об отказе в выдаче свидетельства. Это может случиться, если:
- представлены не все необходимые документы;
- документы имеют недостатки;
- протокол выдан неуполномоченной организацией либо отсутствует в реестре;
- нет сведений о результатах техосмотра автомобиля после изменений в его конструкцию;
- машина или отдельные ее части, в том числе регистрационные знаки, находятся в розыске;
- на транспортное средство наложен запрет в части регистрации;
- машину не пригнали в Госавтоинспекцию для осмотра;
- обнаружено, что знаки, нанесенные на автомобиль заводом-изготовителем, изменены либо скрыты;
- по бумагам должны быть одни конструктивные изменения, а на деле произведены другие.
Если проверка Госинспекции не пройдена, ездить на машине с установленным на ней сцепным устройством нельзя. В противном случае возможно привлечение к административной ответственности. Так, Бейский районный суд Республики Хакасия оставил в силе постановление госинспектора о привлечении владельца автомобиля к ответственности за использование транспортного средства с тягово-сцепным устройством, которое не прошло проверку после установки. Заявитель, обжаловавший указанное постановление, утверждал, что установление тягово-сцепного устройства было предусмотрено заводом и не являлось внесением изменений в конструкцию транспортного средства. Однако суд пришел к противоположному выводу, указав, что согласно сведениям «Одобрения типа транспортного средства» изготовителем спорного транспортного средства не предусмотрена установка тягово-сцепного устройства на данном автомобиле. Владелец установил прицепное устройство без проведения проверки уполномоченным органом его влияния на безопасность дорожного движения, в связи с чем постановление ГИБДД вынесено обоснованно (Решение Бейского районного суда Республики Хакасия от 22.05.2025 по делу №12-10/2025).
Документы для регистрации фаркопа
Чтобы получить разрешение на установку дополнительного тягового устройства, владельцу нужно предъявить в ГИБДД следующий комплект документов:
- заявление с просьбой выдать разрешение;
- документ, который удостоверяет личность обратившегося (паспорт и пр.);
- если заявление подает представитель, нужно подтвердить его полномочия, представив доверенность или подобный документ (допустим, договор);
- заключение, выданное экспертами, из которого должно следовать, что для установки фаркопа нет препятствий.
На следующем этапе для получения свидетельства нужно собрать и предоставить еще больше документов:
- заявление о выдаче свидетельства;
- удостоверяющий личность документ;
- доверенность или другой документ на представителя;
- декларацию производителя работ по установке на транспортное средство дополнительных конструктивных элементов;
- протокол проверки безопасности установленного фаркопа;
- копию документов о том, что владелец заплатил госпошлину за выдачу свидетельства в установленном размере (сколько стоит эта услуга, можно узнать из пп. 46 п. 1 ст. 33 НК РФ. В настоящее время стоимость составляет 1 500 рублей, но с 01.09.2025 она вырастет до 4 500 рублей);
- разрешение Госавтоинспекции.
Можно ли установить фаркоп без регистрации
Как отмечено выше, регистрация требуется не во всех случаях. Если по закону она не нужна, можно использовать фаркоп по назначению и ездить с ним на машине и без нее. Если же пользование устройством без конструктивных изменений невозможно, ездить без регистрации запрещено.
Другими словами, фаркоп, установленный на машину, обязательно должен быть указан в ПТС как штатное оборудование либо пройти сертификацию, подтверждающую, что он не влияет на безопасность.
Если же установка требует внесения изменений, езда без регистрации запрещена. Это является самостоятельным составом правонарушения, а также может стать отягчающим обстоятельством в случае ДТП и причиной для аннулирования регистрации транспортного средства.
Штраф за фаркоп без регистрации
Управление автомобилем с незаконно установленным фаркопом регулируется ст. 12.5 КоАП РФ. За данное нарушение может быть назначено наказание в виде предупреждения или штрафа в сумме 500 рублей. Так, 30.07.2025 Верховным судом Удмуртской Республики было принято решение по делу № 7-606/2025 об оставлении в силе постановления ГИБДД о привлечении к ответственности владельца транспортного средства по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ за управление этим авто с незаконно установленным на нем тягово-сцепным устройством. Нарушителю назначен штраф в размере 500 рублей.
Кроме того, инспекторы могут вынести предписание об устранении нарушения (то есть о демонтаже фаркопа), а также прекратить регистрацию транспортного средства. Подобная ситуация, в частности, рассмотрена Усть-Алданским районным судом Республики Саха (Якутия) в рамках дела № 2а-142/2025.
Суть спора состояла в следующем. Инспектор ГИБДД вынес предписание владельцу транспортного средства о необходимости демонтажа незаконно установленного фаркопа. Инспектор также предупредил, что в случае неустранения этого нарушения государственная регистрация автомобиля с незаконно установленным тяговым устройством будет аннулирована. Владелец произвел демонтаж, но впоследствии обжаловал действия инспектора в судебном порядке. Однако суд не обнаружил нарушений в действиях уполномоченного представителя власти и отклонил жалобу (Решение Усть-Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11.07.2025 по делу № 2а-142/2025).
Кроме того, нужно иметь в виду, что даже при наличии регистрации можно получить штраф за использование фаркопа, если он имеет неисправности. Перечень неисправностей сцепного устройства, при которых запрещено эксплуатировать транспортное средство, содержится в Постановлении Правительства РФ от 27.05.2023 № 837.
Вы можете оставить первый комментарий