Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Самовольное занятие земельного участка

В нашей статье поговорим о распространённом земельном правонарушении. Расскажем, что оно из себя представляет, как выявляется и какая юридическая ответственность наступает за его совершение.

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

Содержание

  1. Суть самовольного занятия земельного участка
  2. Виды самовольного занятия земельных участков
  3. Признаки самовольного занятия земельного участка
  4. Ответственность за самовольное занятие земельного участка
  5. Самовольное занятие земельного участка в судебной практике

Суть самовольного занятия земельного участка

Из положений статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ и статьи 25 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) следует, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным законом, и подлежат государственной регистрации в соответствии с требованиями закона.

Это означает, что каждое лицо, которое владеет и пользуется земельным участком, должно обладать правом на него. Право должно возникнуть законным способом и подтверждаться соответствующими документами.

Пользование участком без такого права (в отсутствие воли собственника, в том числе, органа власти, уполномоченного на распоряжение землей) и составляет суть самовольного занятия (СЗ). Это является нарушением земельного законодательства.

Напомним, что земельные участки могут находиться в собственности граждан, юридических лиц, в государственной и муниципальной собственности. Помимо этого, существуют земли, государственная собственность на которые не разграничена. Для них законом назначается орган, уполномоченный на распоряжение. В отсутствие законных прав пользоваться нельзя как чужими сформированными участками, так и «неразграниченными» (пустующими) землями.

Виды самовольного занятия земельных участков

Нарушение, которое выражается в форме СЗ, можно классифицировать по следующим критериям:

1. Объём нарушения.
Лицо незаконно занимает весь земельный участок. Одна часть участка принадлежит на законных основаниях, иная часть – используется при отсутствии таковых. Частая история – немного «прихватил» за забором.
2. Субъективное отношение к нарушению.
Лицо осознаёт, что допускает нарушение. И руководствуется мотивами получения материальной выгоды. Посредством СЗ он уклоняется от уплаты земельного налога, арендных платежей и несения затрат на приобретение земельного участка в собственность. Лицо не имеет умысла нарушать земельное законодательство. Он не обладает достоверными знаниями о точном местоположении и (или) площади земельного участка, пользуется им по сложившемуся обычаю. Пример. Гражданин получил 11 соток в собственность 20 лет назад. Кадастровые работы не проводил. Поставил забор по своему внутреннему убеждению (получилось 13 вместо 11 соток).

Признаки самовольного занятия земельного участка

Разделим их условно на две группы:

1. Юридические признаки (подлежат установлению по результатам изучения документов и сведений официальных информационных систем):

— землепользователь не располагает документами, которые могут подтвердить наличие законных оснований владения (пользования) землёй;
— в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует запись о правах субъекта на земельных участок (праве собственности/постоянного (бессрочного) пользования/пожизненного наследуемого владения/аренды/сервитуте) либо имеется запись о праве иного лица;
— пользователь не предпринимал попыток оформить права на занимаемую территорию;
— в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления отсутствуют сведения о предоставлении занимаемого участка землепользователю.

2. Фактические признаки (подлежат выявлению при изучении конкретного участка местности):

— огораживание большей площади, чем предусмотрено правоустанавливающими документами;
— размещение строений, расположение имущества, выращивание растений, посев культур за пределами территории, принадлежащей на законных основаниях.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Земельный кодекс РФ (статья 74) закрепляет: лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

Для такого нарушения как «СЗ» в КоАП РФ предусмотрен специальный состав (статья 7.1).

Объектом посягательства выступают общественные отношения в сфере охраны собственности на землю. Субъектом административного правонарушения (АП) могут выступать граждане, организации или должностные лица. К последним, к примеру, могут относиться ответственные за совершение нарушения председатель правления СНТ/начальник структурного подразделения юридического лица.

Наказание – штраф. Размеры:

Субъект Для граждан Для должностных лиц Для юридических лиц

Кадастровая стоимость

занятого участка определена

Штраф — % от такой стоимости 1-1,5%
(но не менее 5000 рублей)
1,5-2%
(но не менее 20 000 рублей)
2-3%
(но не менее 100 000 рублей)
Кадастровая стоимость не определена 5000 – 10 000 рублей 20 000 – 50 000 рублей 100 000 – 200 000 рублей

Стоит учитывать:

1. Индивидуальные предприниматели несут наказание, предусмотренное для юридических лиц.
2. Если самовольно занятой оказалась часть земельного участка, штраф будет рассчитываться пропорционально занимаемой площади.
Ответим на некоторые процессуальные и процедурные вопросы в части привлечения субъектов к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ:

Какие органы наделены полномочиям производить контроль недопущения СЗ?

Росреестр (его территориальные органы).

Осуществляет государственный земельный надзор в рамках, определённых постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081.

Должностные лица указанного ведомства уполномочены рассматривать дела об АП по рассматриваемой статье (Приказ Минэкономразвития России от 25.09.2017 № 478).

Органы местного самоуправления.

Производят мероприятия по муниципальному контролю. Вправе выдавать предписания об устранении нарушений.
При выявлении признаков АП акт, который составлен по результатам контрольно-надзорного мероприятия, направляется в Росреестр. (ст. 72 ЗК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Проверки также вправе проводить органы прокуратуры. При выявлении нарушения составляется постановление о возбуждении дела об АП по ст. 7.1 КоАП РФ. Для рассмотрения по существу оно направляется в Росреестр.
Какие обстоятельства подлежат установлению? Точные границы самовольно занятой территории.
Отсутствие правовых оснований использования.
Факт извлечения дохода от СЗ.
Какие документы, материалы и оборудование используются? Документы, подтверждающие принадлежность земельного участка, конкретному лицу.
Картографические материалы, сведения ЕГРН о местоположении границ земельных участков.
Показания свидетелей.
Геодезическое (измерительное) оборудование, фото-, аудио- видеоаппаратура.
Что может послужить основанием для проведения внеплановых проверочных мероприятий?
Какие действия производятся в их рамках?
Обращение заинтересованного лица в Росреестр.
Должностные лица ведомства:
— выезжают на местность;
— производят съёмку поворотных точек фактически используемой площади, производят измерения;
— составляют протокол осмотра;
— организуют мероприятия о проведении внеплановой проверки;
— составляют акт по ее результатам;
— выдают предписание об устранении нарушений;
— составляют протокол об АП и выносят постановление о назначении административного наказания.

Проверки в отношении субъектов предпринимательства организуются с учётом требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Давность привлечения к ответственности 1 год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ)

Уголовная ответственность для нарушителя наступит тогда, когда действия по СЗ станут составляющей объективной стороны преступления (деяния, предусмотренного конкретной нормой УК РФ), в частности, мошенничества.

Обратите внимание: привлекать к административной ответственности вправе Росреестр. Собственник участка действиями указанного ведомства не связан. Он может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав с иском к нарушителю.

Наличие привлечения лица к административной ответственности не является в соответствии с действующим законодательством обязательным условием для предъявления требований о восстановлении нарушенного права (Решение Арбитражного суда Самарской области от 19.11.2025 по делу № А55-6196/2025).

С другой стороны, факт привлечения к административной ответственности не освобождает виновное лицо от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить собственнику причинённый ущерб.

Самовольно занятый участок подлежит возврату собственнику. При этом субъект, допустивший нарушение, не может рассчитывать на компенсацию ему затрат, произведённых во время безосновательного пользования землёй.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в правонарушении, также за их счет. Сюда может относиться:

— снос возведённых зданий и сооружений;
— восстановление уничтоженных межевых знаков;
— очистка территории.

Если территория, которая использовалась самовольно, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, нарушитель может предпринять меры по приобретению участка в собственность или аренду. Условие – категория земельного участка предполагает возможность нахождения в частной собственности.

Самовольное занятие земельного участка в судебной практике

В суде рассматриваются следующие категории дел, связанные с вопросами СЗ:

1. Обжалование привлечения к административной ответственности.

Заявление представляется:

Суд Условия
Арбитражный суд

Привлечение к административной ответственности связано с осуществлением предпринимательской деятельности (ч. 2 ст. 207, ст. 208 АПК РФ).

Заявителем может выступать:

— субъект, который привлечен к ответственности;
— иное заинтересованное лицо. Суд в таком случае будет выяснять, какие права указанного лица нарушены.

Суд общей юрисдикции Признак взаимосвязи нарушения с предпринимательской деятельностью отсутствуют.
Применяется порядок, предусмотренный ст. ст. 30.7 — 30.9, 31.1, 30.14 КоАП РФ.

Приведем пример, когда обжалование постановления о привлечении к ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, принесло положительный результат для заявителя.

Сетевая компания была привлечена к ответственности с назначением штрафа в сумме 100 000 рублей. В 2011 году организация приобрела в собственность трансформаторную подстанцию. Продавцом являлась компания, которая получила сооружение от муниципалитета по результатам публичных торгов. В 2013 году был произведён капитальный ремонт сооружения. Земельный участок под ней не формировался.

Указанная подстанция не обладает признаками недвижимости. При этом она подпадает под перечень объектов, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов (пп. 2 п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ, постановление Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300).

Использование земельных участков под такими объектами должно осуществляться на основании разрешений. Сетевая компания такое разрешение получала. Однако, на момент проведения проверки срок его действия истёк. Отсутствие актуального разрешения (иного документа о праве на участок) послужило основанием для привлечения организации к административной ответственности. Территориальный орган Росреестра сделал вывод, что юридическое лицо совершило виновное противоправное действие, которое выразилось в использовании в отсутствие каких-либо прав и разрешений участка из земель неразграниченной собственности (путем его огораживания и размещения сооружения — трансформаторной подстанции).

Суд поддержал сетевую компанию. Признал незаконным вынесенное в её адрес постановление о привлечении к административной ответственности. Дал следующее разъяснение. Диспозиция ст. 7.1 КоАП РФ в действующей редакции предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка (его части земельного участка), в том числе использование земельного участка без прав. Данная норма не охватывает деяние по использованию земельного участка в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

Администрация мер по формированию участка под подстанцией не предпринимала. Орган местного самоуправления, когда продавал сооружение без определения права пользования участком под ним, безразлично относилось к вопросу его использования. При этом отсутствуют основания считать, что использование земельного участка под подстанцией, осуществлялось вопреки воле муниципалитета. С учётом этого суд сделал вывод об отсутствии события и состава АП (Решение Арбитражного суда Самарской области от 14.08.2025 по делу № А55-42347/2024).

2. Восстановление нарушенных самовольным занятием прав собственника.

Самостоятельная категория споров, которая разрешается в порядке искового производства в арбитражных судах и судах общей юрисдикции в зависимости от участников. Истцом часто выступает орган местного самоуправления (администрация муниципального образования), уполномоченный на распоряжение неразграниченными землями, поскольку именно указанные территории в большинстве случаев оказываются занятыми (как «пустующие»). Приведём примеры:

Обстоятельства Заявленные требования Результат.
Реквизиты судебного акта
Предприниматель использовал земельный участок на основании договора аренды. С восточной стороны самовольно занята прилегающая территория общего пользования и огорожена единым ограждением. 1) обязать произвести демонтаж ограждения на незаконно занимаемой территории в течение 15 дней после вступления решения суда в силу;
2) взыскать неустойку (100 рублей в день) за каждый день, начиная с 15 дня;
3) взыскать расходы по оплате государственной пошлины.
Суд иск удовлетворил.
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19.11.2025 по делу № А55-6196/2025
Мужчина увеличил площадь своего земельного участка за счёт прилегающей земли «неразграниченной государственной собственности». В результате фактические границы земельного участка оказались не соответствующими данным правоустанавливающих документов. Истребовать из чужого незаконного владения самовольно занятую часть земельного участка Иск удовлетворён.
Апелляционное определение Московского областного суда от 03.07.2024 по делу № 33-23748/2024

"Налоговая реформа – 2026: главные изменения для бизнеса"

Бесплатный электронный сборник документов, где рассмотрены многочисленные поправки к Налоговому кодексу: рост ставки НДС до 22 процентов, снижение порога доходов для уплаты упрощенцами НДС и другие новшества.

Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь