Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Сетевой этикет: правила поведения в информационной сети, юридическая ответственность

Интернет дарит людям возможность безграничного общения. Теперь не забудешь лучшего друга только потому, что он уехал на другой конец света. С ним можно разговаривать, делиться снимками и видеозаписями в режиме реального времени. Но в этом-то и заключается опасность. Виртуальное общение может привести к недопониманию и, как следствие, к конфликтным ситуациям. Чтобы этого избежать, расскажем об основных правилах сетевого этикета.

Над статьей работали:
редактор: Чапис Елена

Содержание:

  1. Каковы основные правила сетевого этикета
  2. Этика при работе с персональными данными и ответственность за нарушение правил их обработки
  3. Юридическая ответственность за выражение явного публичного неуважения к обществу в информационной сети
  4. Юридическая ответственность за сетевой экстремизм и распространение угроз безопасности государства

Каковы основные правила сетевого этикета

Сетевой этикет, иначе сетикет или нетикет (от англ. net (сеть) и французского слова etiquette (этикет) – network etiquette, netiquette) — это свод норм, регулирующих общение в Интернете. Его суть составляют правила, необходимые для выстраивания взаимоотношений с людьми в виртуальном пространстве.

В обычной жизни люди соблюдают правила этикета, демонстрируя проявление вежливости и уважения к собеседнику, пусть даже и незнакомому. Например, принято здороваться, подавая при этом руку, неприлично спрашивать о доходе, личной жизни, затевать спор о политике, религии, приходить в гости без предупреждения, класть смартфон на стол в общественных местах и т.п.

В сети есть такие же правила, которые важно соблюдать, как то: вести переписку кратко и по делу, не оставлять без ответа сообщения и электронные письма, не пренебрегать знаками препинания, не применять смайлики в деловой переписке, не посылать сообщения ночью (если это не связано с угрозой жизни и здоровью) и т.п.

Правила цифрового этикета в Интернете распространяются на все каналы коммуникаций – электронные письма, посты в соцсетях, сообществах, форумах и блогах, отклики на вакансии, сообщения в мессенджерах.

И если на специализированных площадках за соблюдением этих правил следят модераторы, корректируя сообщения пользователей, то в приватном общении контролировать соблюдение принципов сетевого этикета нужно каждому.

Отметим основные из них:

а) правила поведения в Сети не должны отличаться от правил, которые соблюдают люди в обычной жизни. Нельзя хамить, грубить, оскорблять своего собеседника. Если возникла необходимость отправить сообщение незнакомому человеку, нужно представиться, рассказать о себе, пояснить причину обращения и от кого был получен контакт;

б) нужно выбрать корректное время для общения. Не стоит беспокоить человека слишком рано или поздно. Если общение происходит по служебным вопросам, важно, чтобы их выясняли в рабочее время. Если собеседник находится в другом часовом поясе, нужно заранее выяснить разницу во времени;

в) внимательное отношение к полученному тексту может избавить от необходимости задавать дополнительные вопросы. Нередко случается так, что беглого прочтения сообщения бывает недостаточно. Если прочесть его повторно, оказывается, что уточнять какие-то детали не требуется;

г) важно проверять текст перед отправкой на предмет ошибок, неточностей, опечаток и т.д. Не стоит забывать и о правилах русского языка. Грамотно написанный текст поможет составить о собеседнике благоприятное впечатление. Кроме того, не нужно бездумно полагаться на подсказки автотекста, поскольку в результате его использования смысл сообщения может исказиться;

д) не нужно использовать при переписке смайлики, эмодзи, стикеры или какие-либо символы. Они перегружают текст и отвлекают от его смысла. К тому же в деловой переписке это недопустимо. Известен случай из судебной практики, когда эмодзи с большим пальцем вверх в мессенджере суд признал согласованием условий договора и аналогом подписи под документом. Результатом этого стало взыскание денег за невыполнение договора;

е) не стоит набирать тексты при помощи Caps Lock, поскольку это воспринимается как повышение эмоционального фона общения;

ж) при обмене голосовыми сообщениями желательно заблаговременно выяснить, удобен ли такой формат общения другому лицу. Прослушать сообщение может быть не всегда удобно, особенно если рядом находятся другие люди. Конфиденциальность сведений при этом нарушается;

з) не нужно затягивать с ответом. Считается вежливым отвечать на сообщения в течение нескольких часов. Если для изучения вопроса требуется больше времени или у лица не получается ответить собеседнику вовремя, нужно предупредить его об этом и согласовать время для ответа.

Этика при работе с персональными данными и ответственность за нарушение правил их обработки

При обработке персональных данных (ПД) также важно соблюдать определенные правила. Они установлены законом, поэтому и последствия их несоблюдения являются более серьезными. За неправильную обработку персданных, особенно за их утечки, предусмотрены значительные штрафы.

В статье 13.11 КоАП РФ перечислены нарушения, за которые операторы персданных могут быть наказаны.

Наиболее частыми нарушениями являются:
а) совершение действий, несовместимых с целями, для которых такие сведения были получены. Это грозит компании штрафом до 100 тыс. рублей (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ);
б) обработка ПД без письменного согласия на это субъекта данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено. Это приведет к взысканию денежных средств в размере до 700 тыс. рублей (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ);
в) невыполнение действий, необходимых для обеспечения сохранности ПД, материальных носителей, на которых они размещены, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных грозит штрафом до 100 тыс. рублей (ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ).

Чтобы избежать денежных взысканий за такие нарушения, следует использовать персональные данные собственников только в конкретных целях, не передавать полученные сведения без согласия субъектов ПД сторонним лицам и размещать в открытом доступе, например, на сайте, политику по работе с персданными.

Крупнейшие участники этого рынка приняли специальный кодекс, установив этические правила работы с такими данными.

Участники рынка данных признали, что эффективное развитие отрасли зависит от деятельности каждой организации. Поэтому повсеместное использование этических норм и принципов, изложенных в данном кодексе сетевой этики, наряду с нормами права, является одним из важнейших средств саморегулирования деятельности всех участников.

Обработка данных должна осуществляться с использованием таких технических средств и методов, которые обеспечивают установленный уровень защищенности, сохранение данных, соответствующее требованиям, предъявляемым к обработке сведений и исключают несанкционированные доступ, сбор, копирование, уничтожение, изменение, распространение, а также иные неправомерные действия в отношении данных.

Защита данных должна строиться на основе адекватной оценки угроз информационной безопасности. Недопустима обработка и использование данных с применением противоправных средств и (или) методов, а также с нарушением принципов, установленных законодательством.

Данные, полученные с применением технологий, направленных на преодоление правомерно функционирующих средств защиты данных, не признаются собранными добросовестно.

При установлении факта несоблюдения проверяемым лицом положений кодекса наступают следующие негативные последствия:
– предостережение, выносимое в отношении нарушителя;
– исключение лица из реестра добросовестных участников рынка.

Юридическая ответственность за выражение явного публичного неуважения к обществу в информационной сети

В соцсетях, постах, отзывах нередко встречаются непристойные комментарии, оскорбляющие честь и достоинство автора или других участников обсуждения.

В этом случае человек, считающий себя оскорбленным, вправе обратиться за защитой своих прав. Свобода изложения своей точки зрения не предполагает неограниченного права публиковать свое мнение в оскорбительной, циничной форме или проявлять явное неуважения к собеседнику.

Размещение оскорблений на страницах в социальных сетях, доступных для неопределенного круга лиц, либо в групповых чатах мессенджеров, направление СМС-сообщений, содержащих неприличные высказывания, подлежит квалификации по ч. 2 ст. 5.61 КоАП.

Судебная практика, защищающая пострадавших лиц, складывается таким образом, что доводы ответчика о «свободе мысли и слова» не принимаются во внимание.

По закону могут привлечь к ответственности за распространение информации, отвечающей следующим критериям:
– неприличная форма. В большинстве случаев под этим понимается циничная, противоречащая установленным правилам поведения в обществе, требования общечеловеческой морали, форма унизительного обращения с человеком;
– информация унижает человеческое достоинство и общественную нравственность.

За подобное противоправное поведение виновник может получить штраф в размере от 3 до 5 тыс. рублей, если является физическим лицом, и до 50 тыс. рублей — если это лицо должностное.

При этом оскорбление личности в публичном издании, Интернете,  в соцсетях считается более тяжелым проступком, за что ч. 2 ст. 5.61 КоАП предусматривает ужесточение наказания – штраф составляет до 10 тыс. рублей для физлиц, а для должностных лиц может достигать 100 тыс. рублей.

Очевидно, что оскорбление в Интернете при неограниченном доступе пользователей может быть растиражировано, обрасти дополнительными комментариями. Следовательно, человек неоднократно испытывает страдания при повторе и обсуждении оскорбительных выражений. Если суд признает факт наличия оскорбления, истец вправе потребовать с обидчика возмещение морального вреда.

Помимо этого, КоАП предусматривает еще одну ответственность – за выражение в Интернете явного неуважения к обществу или государству.

Наказывать будут за распространение в Сети информации, которая выражает в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным госсимволам, Конституции или госорганам.

За это предусмотрен штраф в размере от 30 до 100 тыс. рублей (ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ), а при повторном совершении такого правонарушения могут назначить штраф в размере от 100 до 200 тыс. рублей или административный арест на срок до 15 суток (ч. 4 ст. 20.1 КоАП РФ).

Юридическая ответственность за сетевой экстремизм и распространение угроз безопасности государства

Ввиду особенностей передачи и распространения информации в Интернете, размещение в собственном блоге, на странице в социальной сети или на любом другом интернет-портале от своего имени информации экстремистского характера может расцениваться как правонарушение, поскольку данная информация автоматически становится доступна широкому кругу лиц.

В РФ с 2002 года действует Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В качестве экстремистской деятельности закон, в частности, называет:
– пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
– нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

Экстремизм в Интернете может выражаться в:
– в призывах, которые даже с небольшой долей вероятности могут быть расценены как направленные на разжигание ненависти или вражды;
– выражениях, которые оскорбляют или унижают людей в связи с их цветом кожи, национальностью, вероисповеданием, обычаями и др.

Так, свое несогласие с участником дискуссии на форуме или в блоге нужно выражать как несогласие с мнением конкретного человека, а не прибегать в качестве аргумента к указанию на его расу, национальность, религиозную принадлежность и т.п.

Конкретные материалы признаются экстремистскими по решению суда. На его основании материал вносится в соответствующий список, который размещается на сайте Минюста.

За осуществление экстремистской деятельности лица несут гражданскую, административную, уголовную ответственность.

Для привлечения лица к гражданской ответственности требуется одновременное выполнение 4 условий:
а) противоправность деяния;
б) оно влечет убытки – моральный вред или материальный ущерб;
в) наличие связи между деянием и последствиями;
г) вина нарушителя.

Исходя из принципа состязательности, на ответчике будет лежать бремя доказывания того, что отсутствовало хотя бы одно из этих условий. Только тогда он сможет избежать ответственности в виде возмещения вреда или компенсации ущерба.

Административная ответственность за массовый экстремизм предусмотрена статьей 20.29 КоАП. Она предусматривает штраф в размере от 1 до 3 тыс. рублей либо арест до 15 суток.

Массовой при этом считается любая онлайн-публикация. При этом суд может признать экстремистским и запретить любой материал, будь то литературное произведение, фотография, видеоролик, песня и т.п.

Это деяние становится нарушением, только если оно совершено с прямым умыслом.

Если лицо сможет доказать, что оно не знало о том, что данные материалы были экстремистскими, а также не ставило своей целью распространить их, ответственность исключается.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь