Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Штрафы за ККТ в 2026 году

Министерством финансов РФ была инициирована разработка проекта изменений в Административный кодекс РФ, которые коснутся вопросов ответственности владельцев бизнеса за нарушения в области применения контрольно-кассовой техники. На сегодняшний день законопроект находится в стадии разработки и не внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ. Разберемся, какие меры ответственности предложено ужесточить и какие новые составы деяний планируется ввести в ближайшем будущем.

Над статьей работали:
редактор: Бурцева Алла

Содержание

  1. Штрафы за неприменение ККТ
  2. Штрафы за ненаправление чека
  3. Штрафы для ИП
  4. Новые штрафы
  5. Как избежать штрафов

Штрафы за неприменение ККТ

Существенно вырастет размер штрафной санкции за торговлю без ККТ или непробитие чека в тех случаях, когда это является обязательным.

Так, должностному лицу за указанное нарушение будет грозить наказание в размере от 1/4 до ½ от суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 30 тыс. рублей. На сегодняшний день минимальный размер санкции для указанного лица составляет 10 тыс. рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, пп. «а» п. 4 проекта федерального закона, ID 02/04/07-25/00158452).

Также увеличена минимальная сумма штрафа и для юридического лица. Так, отсутствие контрольно-кассовой техники или ее неприменение будет грозить компании штрафом в размере от 150 тыс. рублей. Это существенно выше того, что предусмотрено законодательством на данный момент – минимальный размер санкции составляет 30 тыс. рублей.

Штрафы за ненаправление чека

За ненаправление покупателю кассового чека также будет предусмотрено более суровое наказание. Так, сумма штрафа для организаций возрастет до 50 тыс. рублей, тогда как на данный момент размер ответственности составляет всего 10 тыс. рублей (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ, пп. «г» п. 4 проекта федерального закона, ID 02/04/07-25/00158452).

Кроме этого, планируется исключить ответственность должностных лиц за указанное правонарушение. После вступления в силу указанного законопроекта наказывать их за ненаправление чека впредь не будут.

Также исключено положение о том, что нарушителям грозит наказание за невыдачу чека на бумажном носителе только в том случае, когда покупатель потребовал его. Теперь же наказывать будут за невыдачу бумажного экземпляра, если выдать его необходимо в соответствии с требованием законодательства.

Штрафы для ИП

Законодатели уточнили, что ответственность, установленная КоАП РФ для юридических лиц за неприменение ККТ, невыдачу чека, нарушение порядка ее использования или использование техники, которая не соответствует нормативно установленным требованиям, будет применяться и к индивидуальным предпринимателям (пп. «ж» п. 4 проекта федерального закона, ID 02/04/07-25/00158452).

Новые штрафы

Также планируется введение двух новых составов правонарушений. В частности, будет предусмотрено наказание за повторное неиспользование контрольно-кассовой техники, при условии, что совокупная сумма расчетов, не проведенных через ККТ, составила менее 1 млн рублей. Наказание за это деяние будем следующим (пп. «б» п. 4 проекта федерального закона, ID 02/04/07-25/00158452):
• административный штраф для должностного лица в размере от ¼ до ½ размера суммы операции, осуществленной без применения контрольно-кассовой техники, но не менее 60 тыс. рублей;
• для компаний установлена санкция в размере от 3/4 до 1 размера суммы операции, осуществленной без применения кассовой техники, но не менее 300 тыс. рублей.

Если же указанное нарушение было совершено более двух раз и совокупная сумма расчетов без применения ККТ составила менее 1 млн рублей, наказание будет строже:
• штраф для должностного лица установлен в размере от ¼ до ½ размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но минимальная его сумма составит уже 150 тыс. рублей;
• для юридических лиц минимальная сумма штрафа установлена в размере 750 тыс. рублей.

Нужно заметить, что на текущий момент ответственность за повторное совершение правонарушения тоже есть, но наступает она только в том случае, когда совокупная сумма расчетов без применения кассовой техники составляет от 1 млн. рублей и выше. То есть законодатели хотят устранить существующий пробел и фактически установить градацию санкций в зависимости от размера суммы, не проведенной через кассу.

Также планируется наказывать предприятия и за нарушение порядка снятия техники с регистрационного учета. Действующая ныне норма этого не предусматривает (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ, пп «в» п. 4 проекта федерального закона, ID 02/04/07-25/00158452).

Введены уточнения относительно действующих санкций для экспертных организаций. Так, планируется штрафовать их (ч. 14, 15 ст. 14.5 КоАП РФ, пп. «д», «е» п. 4 проекта федерального закона, ID 02/04/07-25/00158452):
• за выдачу ложного заключения и в том случае, когда проводится экспертиза моделей фискальных накопителей помимо моделей кассовой техники;
• за ненаправление или за пропущенные сроки направления заключения в налоговые органы, в том числе и когда проводилось исследование фискального накопителя.

Кроме новых составов, законопроект предусматривает и изменение процедуры привлечения нарушителей к ответственности. Так, налоговики смогут возбуждать дела о привлечении к административной ответственности и без проведения проверки во взаимодействии с проверяемым лицом. Достаточным основанием для этого будет наличие данных, свидетельствующих о наличии события правонарушения, полученных в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с налогоплательщиком (пп. «б» п. 7 проекта федерального закона, ID 02/04/07-25/00158452).

Как избежать штрафов

Лицо может избежать наказания, если (пп. «ж» п. 4 проекта федерального закона, ID 02/04/07-25/00158452):
• добровольно исполнит обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой оно привлекается к ответственности, до момента вынесения постановления по делу об административном правонарушении;
• направит в налоговый орган кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции).

Также необходимо соблюсти дополнительные условия, а именно:
• на момент обращения лица с заявлением в налоговую, либо направления ей кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности) уполномоченный орган не располагает соответствующей информацией и документами о совершенном административном правонарушении;
• представленные лицом сведения и документы либо кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности) являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Указанные правила будут применяться и при совершении лицом следующих правонарушений:
• неприменение контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством РФ, в том числе и повторно, при условии, что совокупная сумма, не проведенная через кассу, менее 1 млн рублей;
• применение ККТ, которая не отвечает нормативно установленным требованиям;
• применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством порядка регистрации техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации и снятия с учета, порядка применения кассы.

На сегодняшний день действуют аналогичные основания для освобождения лица от ответственности. Но законопроект скорректировал их с учетом введения новых составов, предусматривающих наказание за повторное неприменение кассовой техники, если сумма расчетов не превысила 1 млн. рублей (прим. к ст. 14.5 КоАП РФ, пп. «ж» п. 4 проекта федерального закона, ID 02/04/07-25/00158452).

"Проверки"

В бесплатном электроном сборнике дана практическая информация о том, на каком основании и с какой периодичностью организацию могут проверить, а также подробно разобраны различные виды проверок с учетом последних изменений.

Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь