Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Табачное регулирование — 2026

Ключевые механизмы регулирования табачного рынка включают такие меры как лицензирование, маркировку, уплату акцизов, ограничения на торговлю и госконтроль. Ситуация в этой области изменилась с принятием нового закона, который в качестве модели госрегулирования в этой сфере взял действующую систему регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

Содержание

  1. Регулирование табачного рынка
  2. Никотиносодержащая продукция
  3. Производство и оборот табачной продукции
  4. Маркировка табачной продукции
  5. Лицензии на табачную продукцию
  6. Акциз на сигареты и никотинсодержащую продукцию
  7. Ответственность в сфере табачного регулирования

Регулирование табачного рынка

Основной законодательный акт в этой сфере — Федеральный закон от 13.06.2023 № 203-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства», далее — Закон № 203-ФЗ.

Это новый комплексный закон, с принятием которого определены правовые основы производства и оборота табачных изделий, никотинсодержащей продукции (НСП) и сырья для их изготовления.

Закон № 203-ФЗ охватил весь спектр подакцизных табачных (сигареты, папиросы, сигары, сигариллы и другие) и никотинсодержащих (изделия из табака нагреваемого, электронные сигареты и никотинсодержащие жидкости) продуктов, а также сырья для их производства (табак, табак нагреваемый, жидкий никотин), предусмотрев меры государственного регулирования и контроля над полным циклом их производства, включая:

1. установление видов деятельности, подлежащих лицензированию;
2. установление требований к лицензиату, порядка выдачи, приостановления возобновления, прекращения действия и аннулирования лицензии;
3. введение ГИС мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в целях учета объемов производства и оборота табачных изделий, НСП и сырья;
4. регламентацию требований к оборудованию для производства, а также введение госрегистрации оборота оборудования, предназначенного для изготовления табачных изделий, НСП и сырья для их производства;
5. регулирование учета продукции и сырья, основанного в том числе на единой национальной системе маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак»;
6. пресечение незаконного производства и оборота продукции и сырья. В частности предусмотрены основания для их изъятия и последующего уничтожения, а также изъятия и утилизации оборудования;
7. определение уполномоченного органа власти по контролю и надзору за производством и оборотом табачных изделий, продукции, НСП и сырья для их изготовления, а также его полномочий. Таким органом власти является Росалкогольтабакконтроль.

На основании Закона № 203-ФЗ, в целях предотвращения незаконного производства и оборота этой продукции предусмотрены запреты на:

а) ввод в оборот продукции без средств идентификации или без представления информации о маркировке в ГИС мониторинга;
б) производство, оборот табачной, НСП и сырья, если информация о них не представлена в ГИС мониторинга;
в) розничную торговлю сырьем;
г) розничную торговлю табачными и никотинсодержащими изделиями не в потребительской упаковке;
д) нелицензируемое производство, оборот табачных изделий, продукции и сырья, никотинсодержащей продукции и сырья;
е) поставки табачными и никотинсодержащими изделиями лицу, не зарегистрированному в ГИС мониторинга;
ж) закупки, хранение, поставки табачных и никотинсодержащих изделий лицами либо у лиц, не зарегистрированных в ГИС мониторинга.

Закон № 203-ФЗ определил также общие принципы формирования и применения единой минимальной цены табачной продукции, ниже которой максимальные розничные цены не устанавливаются.

К примеру, введен запрет продажи табачных изделий по максимальным розничным ценам, установленным ниже действующей единой минимальной цены.

Есть и другие запреты. В том числе, на применение скидок с цены табачных изделий или НСП, устройств для их потребления (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», далее — Закон № 15-ФЗ).

Никотинсодержащая продукция

Никотинсодержащая продукция — это изделия, которые содержат никотин, в том числе полученный путем синтеза или его производные, включая соли никотина.
Они предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания.

К такой продукции относятся, например, изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья.

К НСП относятся:

а) табачные изделия — обычные сигареты, сигары и трубочный табак;
б) электронные сигареты (вейпы) — устройства, которые нагревают жидкость с никотином и другими добавками, создавая пар для ингаляции;
в) снюсы, под которыми понимается некурительное табачное изделие, помещаемое под губу для медленного высвобождения никотина;
г) никотиновые пластыри и жвачки, которые используются для помощи в отказе от курения, предоставляя контролируемую дозу никотина.

При этом такая продукция не предназначена для употребления в пищу, кроме зарегистрированных медизделий и лекарств, содержащих никотин в натуральном виде (п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 15-ФЗ).

С 1 марта 2022 года НСП маркируется в системе «Честный знак», а с 15 марта 2022 года ее маркировка стала обязательной для производителей и импортеров, оптового и розничного звена. Введена обязательная передача сведений о выводе продукции из оборота.

Оптовики и розничное звено, которые продают данную продукцию, с этой даты передают сведения об обороте маркированной продукции в систему мониторинга. Оптовые продажи регистрируются с помощью электронных УПД, а розничные — через онлайн-кассы.

В 2023 году прекратился оборот немаркированных никотинсодержащих изделий:

а) табака, табачных изделий, предназначенных для потребления путем нагревания, и немаркированных курительных смесей для кальяна, не содержащих табак;
б) жидкостей и электронных систем доставки никотина.

С 1 апреля 2024 года режим онлайн проверки стал обязательным для табачных изделий. С этой же даты становится обязательным контроль в режиме офлайн за максимальной розничной ценой (МРЦ) для табачных изделий.

С 1 марта 2025 года проверка никотиносодержащих изделий в режиме офлайн для всех товарных групп, кроме безалкогольных напитков стала обязательной.
Обязательная маркировка НСП введена постановлением Правительства от 28.02.2019 № 224.

Изготовители, импортеры, оптовики и розничные продавцы, участвующие в обороте никотинсодержащих изделий, подают заявление на регистрацию в «Честный знак» не позднее 7 дней со дня возникновения необходимости осуществления оборота такой продукции.

Одной маркировкой НСП власти ограничиваться не планируют. Минфин сообщил, что с 1 сентября 2026 года закупка, хранение и поставка НСП станут лицензируемыми видами деятельности.

Лицензирование распространят также на закупку, хранение и поставка НСП, сырья и никотинового сырья, розничную и развозную торговлю никотинсодержащей продукции.

Производство и оборот табачной продукции

Госрегулирование производства табачных изделий заключается в установлении требований к:

а) лицензированию производства, а также связанного с этим хранения и поставок;
б) учету объемов производства и оборота — используется ГИС мониторинга для учета объемов изготовленных товаров, ввоза и оборота табачной продукции, сырья и НСП;
в) оборудованию — производитель должен иметь технологическое оборудование в собственности, хозведении или оперативном управлении.
Перечень видов производственного оборудования утвержден Кабмином в распоряжении от 21.06.2023 № 1633-р.

Оборудование для производства табачных изделий и продукции, НСП и сырья для их производства подлежит госрегистрации в специальном госреестре (ст. 4 Закона № 203-ФЗ).

Регистрация также требуется при изменении владельца, адреса нахождения производственных мощностей, его места расположения, а также в случае их утилизации, уничтожения или утраты.

Для изготовителей табачной продукции или сырья Законом № 203-ФЗ установлены следующие ограничения:

а) запрещается размещать на своих складах или на производственных площадях не принадлежащее ему технологическое оборудование;
б) оборудование, которое не находится в собственности, хозведении или оперативном управлении изготовителя, но располагается на его складах или производственных площадях, считается находящимся в незаконном обороте и изымается уполномоченными должностными лицами.

Оборот табачной продукции — это комплекс операций, связанных с поставкой, закупкой, транспортировкой, хранением и розничной продажей табачных изделий, НСП и сырья для их производства. Это понятие включает также операции по импорту и экспорту.

Ключевые элементы оборота табачной продукции:

а) поставка и закупка — передача продукции между участниками рынка, включая импорт и экспорт;
б) транспортировка — перемещение продукции от производителя к потребителю или между складскими и торговыми точками;
в) хранение — обеспечение сохранности продукции до момента продажи;
г) розничная продажа — реализация продукции конечным потребителям.

Особенности розничной торговли табачными изделиями и НСП регламентированы ст. 19 Закона № 15-ФЗ.

При продаже этой продукции в розницу продавцы должны соблюдать, в том числе, следующие требования:

а) к объектам торговли. Табачную продукцию разрешено продавать только в магазинах или павильонах, которые, помимо торгового зала, имеют подсобные и складские помещения;
б) к месту расположения объектов торговли. К примеру, в пределах расстояния 100 метров от территории учебных заведений;
в) к порядку демонстрации и размещения сигарет и табачной продукции. Не допускается открытая демонстрация покупателям этих изделий. Покупатели могут знакомиться с ассортиментом табачных изделий только посредством таблиц с указанием наименования и цены сигарет, выполненных одинаковым шрифтом в алфавитном порядке;
г) по запрету использования для продажи торговых автоматов, дистанционного способа торговли, а также на ярмарках или выставках;
д) к обязательной маркировке продукции. Каждая потребительская упаковка должна иметь уникальный код Data Matrix, без него продажа товара запрещена;
е) к потребительской упаковке изделий. К примеру, недопустима розничная продажа сигарет, содержащихся в количестве менее чем или более чем 20 штук в пачке, а также поштучные продажи табачных изделий;
ж) к покупателям. Так, невозможна продажа в розницу табачных изделий несовершеннолетним.

Есть также на запреты розничной торговли определенными видами табачной продукции. К примеру, установлен запрет оптовой и розничной торговли в том числе никотинсодержащей продукцией, предназначенной для жевания, сосания, нюханья.

Вместе с тем производство указанной продукции в РФ, в том числе с целью экспорта, законодательством не запрещено (письмо Минфина от 05.04.2024 № 27-04-16/31399).

Маркировка табачной продукции

Требования к обязательной маркировке табачной продукции и НСП введены постановлением Правительства от 28.02.2019 № 224.

Некоторые виды табачной продукции, которые подпадают под маркировку:

а) сигареты, папиросы, сигариллы;
б) сигары, сигары с обрезанными концами (черуты);
в) табак для кальяна, курительный, трубочный, жевательный, нюхательный
г) табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания;
д) бестабачные смеси для нагревания;
е) биди;
ж) кретек.

Производители наносят средства идентификации на потребительскую и групповую упаковки или на этикетку, прикрепляемую к упаковке. Для этого требуются программно-аппаратные средства (регистратор эмиссии и станция управления заказами), которые предоставляются системой «Честный знак» после регистрации.

Импортеры заказывают коды маркировки в «Честном знаке», направляют экспортеру файл для печати этикеток или готовые этикетки. Экспортер наклеивает этикетки на товары, а после прохождения таможни импортер отчитывается о вводе продукции в оборот.

Оборот маркированных товаров осуществляется следующим образом:

а) после нанесения кодов производитель или импортер вводит их в оборот через систему «Честный знак» и формирует универсальный передаточный документ (УПД) для передачи товара оптовым или розничным продавцам;
б) оптовики при получении товара сверяют коды на товарах с кодами в УПД, полученном от производителя или импортера. Затем через оператора ЭДО регистрируют в «Честном знаке» получение товара. При отгрузке товара розничным продавцам также оформляют УПД;
в) розничные продавцы при приемке товара от поставщика подписывают УПД электронной подписью после проверки кодов сканером. При продаже кассир сканирует код маркировки на кассе. Данные через оператора фискальных данных (ОФД) автоматически передаются в «Честный знак», и код выбывает из оборота.

С 1 апреля 2024 года действует разрешительный режим на кассах. Он заключается в том, что при сканировании кода система проверяет, разрешена ли продажа товара. Если продажа запрещена, касса уведомляет об этом продавца. В случае отсутствия связи с системой (офлайн-режим) решение о продаже принимается на основании данных из локальной базы продавца.

Лицензии на табачную продукцию

Лицензируемые виды деятельности перечислены в ст. 8 Закона № 203-ФЗ. К ним относятся:

а) производство, хранение и поставка табачных изделий, сырья, НСП и никотинового сырья;
б) производство, хранение и поставка табачных изделий и НСП;
в) ввод в оборот и вывод из него соответственно при импорте и экспорте табачной продукции и НСП;
г) ввод в оборот и вывод из него соответственно при импорте и экспорте сырья и никотинового сырья;
д) производство, хранение и поставка сигар;
е) закупка табачных изделий и НСП для беспошлинной торговли.

С 1 сентября 2025 года правила лицензирования в этой области изменены (Федеральный законом от 23.05.2025 г. № 123-ФЗ).
Появились следующие новшества:

1. ввели требование об указании вида планируемого к производству табачного изделия, НСП, сырья, никотинового сырья в заявлении, которое подается в Росалкогольтабакконтроль для получения лицензии на:

а) производство, хранение и поставка табачных изделий, сырья, НСП и никотинового сырья;
б) производство, хранение и поставка табачных изделий и НСП;
в) ввод в оборот и вывод при импорте и экспорте табачной продукции и НСП.

При этом до 1 декабря 2025 года в Росалкогольтабакконтроль нужно представить заявление о внесении изменений в госреестр сведений о видах производимых табачных изделий, НСП, сырья, никотинового сырья либо о видах импортируемой или экспортируемой табачной и никотинсодержащей продукции.

При неподаче лицензиатами такого заявления до 1 декабря 2025 года действие выданных лицензий приостановят;

2. уточнили требование к лицензиатам о наличии (а не только об использовании) производственных мощностей, позволяющих осуществлять производство указанного в заявлении о выдаче лицензии вида табачной продукции, сырья, НСП или никотинового сырья;

3. расширили перечень оснований для отказа в выдаче лицензии, к которым отнесли несоответствие:

а) адреса места осуществления деятельности, указанного в заявлении о выдаче лицензии, фактическому адресу места его осуществления, если это установит Росалкогольтабакконтроль по результатам выездной оценки соответствия заявителя обязательным требованиям;
б) заявителя новому требованию, установленному частью 35 статьи 8 Закона № 203-ФЗ, согласно которому лицензию на закупку табачной продукции и НСП для реализации такой продукции в качестве товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, вправе получить только юрлица;

4. расширили основания для аннулирования лицензии. Это произойдет в случае установления факта производства или оборота без представления информации в ГИС мониторинга.

С 1 сентября 2025 года стало больше способов направления решений о выдаче лицензий, отказе в их выдаче или о продлении срока принятия решений по заявлениям на выдачу разрешений.

Установлены следующие способы направления решений заявителю — в электронной форме через ГИС МТ, Госуслуги, а также по адресу электронной почты, указанному в заявлении о выдаче лицензии.

В дальнейшем требования к лицензированию в этой сфере будут ужесточать. Планируется, что с 1 сентября 2026 года введут запрет на безлицензионную оптовую и розничную торговлю.

Акциз на сигареты и никотинсодержащую продукцию

Подакцизная продукция облагается специальным налогом — акцизом.

Подакцизной является:

а) табачная продукция;
б) жидкости для электронных систем доставки никотина;
в) табак (изделия с нагреваемым табаком), предназначенный для потребления путем нагревания;
г) никотиновое сырье;
д) бестабачная никотинсодержащая смесь для нагревания.

Эти виды товаров отнесены к подакцизным ст. 181 Налогового кодекса. Размер ставок акциза зависит от типа подакцизной продукции и установлен ст. 193 НК.
Уплата акциза — обязанность производителей, импортеров и других участников оборота подакцизных товаров. Фактически же налог оплачивает потребитель, так как акциз входит в розничную цену.

Ответственность в сфере табачного регулирования

В сфере табачного регулирования предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность за нарушения.

Административные штрафы налагаются за:

а) несоблюдение ограничений и запретов в сфере розничной торговли, включая продажи несовершеннолетним — по ст. 14.53 КоАП;
б) нарушения в области изготовления и оборота табачных изделий и НСП, в том числе без лицензии — по ст. 14.67 КоАП;
в) производство и оборот табачных изделий, продукции, НСП без маркировки — по ч. 3, 4 ст. 15.12 КоАП;
г) непередачу в «Честный знак» сведений о продаже маркированных товаров — по ст. 15.12.1 КоАП.

Ответственность по УК установлена за совершение подобных деяний с квалифицирующим признаком — крупным размером или неоднократностью нарушения. К примеру:

а) неоднократная продажа несовершеннолетним табачной продукции, изделий, НСП или сырья для их производства, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции наказывается по ст. 151.1 УК;
б) производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа табачной продукции или НСП без маркировки, в случае, когда она обязательна, совершенные в крупном размере наказывается по ч. 5. ст. 171.1 УК;
в) производство, поставка, закупка, хранение табачной продукции, НСП и сырья для их производства без лицензии в случаях, когда она обязательна, совершенные в крупном размере наказывается по ч. 1.1. ст. 173.3 УК.

За изготовление, сбыт или использование поддельных средств идентификации для маркировки табачной продукции или НСП предусмотрена ответственность по ч. 3, 4 ст. 327.1 УК.

Особенности уголовной ответственности в этой сфере — применение дополнительных мер воздействия в виде лишения права осужденного занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

"Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете"

Бесплатный электронный сборник содержит необходимые документы, шаблоны, рекомендации специалистов с учетом требований налоговых органов.

Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь