Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Торговый сбор

Для московских предпринимателей, бизнес которых составляет сфера продаж, торговый сбор является злободневным вопросом. Данный сбор — не вид налога, хотя ему и посвящена целиком глава 33 Налогового кодекса Российской Федерации. Этот сбор введен не так давно благодаря принятию Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ и представляет собой квартальный платеж, относящийся к местным налогам и сборам.

Торговый сбор (далее – ТС) установлен для трех городов федерального значения: Севастополя, Санкт-Петербурга и Москвы. Но фактически действует пока только в столице с июля 2015 года. На основании Закона города Москвы от 17.12.2014  № 62 этот сбор введен в Первопрестольной на территории всех муниципальных округов. В других регионах страны торговый сбор может быть установлен соответствующими нормативными правовыми актами.

Плательщики торгового сбора

Плательщиками торгового сбора выступают организации и индивидуальные предприниматели, которые торгуют в Москве через объекты торговли, то есть в павильонах, магазинах, палатках, с раскладного прилавка или через торговые автоматы. А вот при торговле на рынке, согласно статье 2 Закона города Москвы от 17.12.2014 № 62, сбор будет платить не торговец, а управляющая компания.

Обязанность по уплате ТС не предусмотрена для ИП и компаний:

  • если они применяют патентную систему налогообложения (это касается только предпринимателей) или единый сельскохозяйственный налог по тем видам деятельности, в отношении которых введен торговый сбор (п. 2 ст. 411 Налогового кодекса РФ);
  • при освобождении от ТС согласно статье 3 Закона города Москвы от 17.12.2014  № 62. Такое освобождение дается, в частности, при торговле на ярмарках выходного дня или специализированных ярмарках, на территории розничных рынков через объекты стационарной и нестационарной торговой сети. С 2021 года освобождение получила также торговля на межрегиональных ярмарках;
  • при торговле через не имеющие торгового зала автозаправки (пп. 1 п. 2 ст. 413 Налогового кодекса РФ).

Поскольку при применении ТС у плательщиков часто возникают затруднения, Минфин в своих письмах дал ответ на многие вопросы. Так, были даны разъяснения по дополнительным случаям, в которых сбор не нужно уплачивать:

  • при торговле с открытых площадок, не имеющих временных построек, поскольку торговый объект в данном случае отсутствует (письмо Минфина РФ от 14.10.2015 № 03-11-09/58630);
  • торговле посредством отпуска продукции со склада, поскольку ставка сбора по такому виду торговли не установлена властями столицы (письмо Минфина РФ от 04.04.2016 № 03-11-06/4/21177);
  • купле-продаже недвижимого имущества, поскольку реализация недвижимости не является торговой деятельностью (письмо Минфина РФ от 27.07.2015 № 03-11-09/43208;
  • неиспользовании собственником в своей деятельности торгового объекта, так как лишь факт владения этим объектом не является доказательством ведения на нем торговой деятельности (письмо Минфина РФ от 19.10.2015 № 03-11-09/59842). 
Уведомление о торговом сборе

На налоговый учет фирмы и предприниматели, которые уплачивают ТС, должны встать самостоятельно. Сделать это следует не позднее пяти рабочих дней с момента начала торговли путем подачи уведомления по форме № ТС-1. Это касается всех плательщиков, в том числе и освобожденных от уплаты сбора. Какой-либо другой отчетности по данному сбору нет, об этом указал Департамент финансов города Москвы в письме от 20.04.2015 № 90-01-01-07-53/15.

Плательщик ТС должен также уведомить налоговую инспекцию об изменившихся характеристиках торговой деятельности, если они влияют на сумму сбора. Это может быть появление нового торгового объекта. Срок уведомления в данном случае  составляет тоже пять рабочих дней, но со дня такого изменения.

Согласно пункту 7 ст.6.1 Налогового кодекса РФ если последний день указанных сроков попадает на выходной или праздничный день, то он переносится на ближайший, следующий за ним рабочий день.

Первичное уведомление о постановке на налоговый учет в качестве плательщика сбора подается в инспекцию:

  • по месту нахождения недвижимого имущества, если оно используется для торговой деятельности или при организации розничных рынков;
  • в иных случаях по месту нахождения компании или месту жительства индивидуального предпринимателя.

В ситуации когда торговые точки фирмы или индивидуального предпринимателя находятся на территориях разных московских налоговых инспекций, плательщик ТС может выбрать, куда представить уведомление:

  • либо по месту нахождения объекта, торговая деятельность через который велась раньше, чем через другой;
  • либо в налоговую инспекцию, куда уже подавалось уведомление.

Если же торговые точки открываются одновременно, то компания или предприниматель могут выбрать любое место учета. В уведомлении просто нужно указать первым тот объект, по месту которого плательщик хочет встать на учет (п. 7 ст. 416 Налогового кодекса РФ).

При пропуске срока постановки на налоговый учет юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю может грозить штраф по ст. 15.6 КоАП РФ «Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля».

Если уведомление о постановке на налоговый учет в качестве плательщика ТС не подать вообще, то налоговая инспекция сочтет такое бездействие ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе. При этом постановка на учет будет осуществлена принудительно. Также при отсутствии уведомления нельзя будет уменьшить региональный налог на прибыль организации, налог, уплачиваемый при применении упрощенной системы налогообложения (объект «доходы») или НДФЛ, на сумму уплаченного торгового сбора.

При снятии с учета тоже нужно будет уведомить фискальный орган в течение пяти рабочих дней:

  • со дня прекращения использования объекта торговли, если он у организации или предпринимателя не один по форме № 1-ТС;
  • со дня прекращения торговой деятельности по форме № 2-ТС. 
Ставка торгового сбора в Москве

Ставки ТС предусматриваются законами городов федерального значения в пределах, установленных ст. 415 Налогового кодекса РФ.

В столице ставки сбора устанавливаются либо на объект осуществления торговли, либо на один кв. метр площади торгового зала. Так, если объект торговли имеет торговый зал, то ставка ТС устанавливается в расчете на один кв. метр торгового зала. Если же объект торговли не имеет торгового зала, то ставка ТС рассчитывается на объект осуществления торговли.

Район Москвы, в котором ведется торговая деятельность, также влияет на размер ставки. Условно выделено три территориальные группы, которые можно обозначить так: «Центр», «В пределах МКАД» и «За пределами МКАД». Наибольшие по цене ставки установлены для группы «Центр», то есть для районов, входящих в Центральный административный округ города Москвы. Наименьшие ставки приняты для группы под условным названием «За пределами МКАД». Туда относят районы и поселения Зеленоградского, Троицкого и Новомосковского АО города Москвы. А также следующие районы города Москвы: Молжаниновский (САО), Северный (СВАО), Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский (ВАО), Некрасовка (ЮВАО), Северное Бутово и Южное Бутово (ЮЗАО), Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково (ЗАО), Митино и Куркино (СЗАО).

Актуальные ставки торгового сбора в столице всегда можно найти на официальном сайте мэра Москвы (mos.ru).

Для ТС Минэкономразвития утверждает ежегодный коэффициент-дефлятор, который учитывает изменение потребительских цен. В 2022 году он составляет 1,508 согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 28.10.2021 № 654. Однако этот коэффициент можно применять только для площадей розничных рынков, рассчитывая ТС при этом за один кв. метр площади в квартал. 

Срок уплаты торгового сбора

Юридические лица и индивидуальные предприниматели уплачивают ТС ежеквартально. Перечисляют сбор в адрес той налоговой инспекции, где субъект состоит на учете в качестве плательщика ТС (ст. 414, п. 7 ст. 416 НК РФ, п. 3.1 письма ФНС РФ от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@).
Срок уплаты ТС установлен пунктом 2 ст.417 Налогового кодекса — не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

При выпадении этой даты на выходной или праздничный день срок переносится на ближайший рабочий день согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ.

В 2022 году сроки уплаты ТС будут следующие:

  • 25.04.2022 — за I квартал;
  • 25.07.2022 — за II квартал;
  • 25.10.2022 — за III квартал;
  • 25.01.2023 — за IV квартал.

Приведем коды бюджетной классификации для уплаты торгового сбора, которые указывают в поле 104 платежного поручения:

  • 182 1 05 05010 02 1000 110 — для перечисления налога;
  • 182 1 05 05010 02 2100 110 — для уплаты пени;
  • 182 1 05 05010 02 3000 110 — для погашения штрафа.

В поле 105 платежного поручения (согласно п. 3.1 письма ФНС РФ от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@, п. 6 приложения № 2 к Приказу Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н) нужно поставить код ОКТМО по месту осуществления торговой деятельности. Поставленный код должен соответствовать коду в поле 3.1 уведомления по форме № ТС-1. Код ОКТМО можно узнать с помощью интернет-сервиса налоговой службы «Узнай ОКТМО» на сайте nalog.ru.

Во всем остальном при составлении платежного поручения необходимо руководствоваться общими правилами в соответствии с Приказом Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н (приложениям № 1, 2, 5).

Если же от фирмы или ИП не подавалось уведомление по форме № ТС-1 или подавались недостоверные сведения, налоговый орган, руководствуясь п. 3 ст. 417 Налогового кодекса РФ, может направить требование об уплате торгового сбора. В этом случае сбор уплачивают в адрес налоговой инспекции, направившей требование. Срок для уплаты торгового сбора в некоторых случаях может быть установлен непосредственно в требовании (п. 2 ст. 417 Налогового кодекса РФ, п. 3.3 письма ФНС РФ от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@). Если срок в требовании не установлен, то платеж должен быть совершен по общим правилам в течение 8 рабочих дней с момента получения требования (п. 6 ст. 6.1, п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ).

Как уже было отмечено, никакой дополнительной отчетности после расчета и уплаты ТС предоставлять в налоговую инспекцию не придется. Поданные плательщиками ТС уведомления, по сути, заменяют собой иную отчетность.

Приведем пример оплаты торгового сбора. Общество с ограниченной ответственностью «Лето» продает товары через объекты торговли — палатку, находящуюся в ЗАО города Москвы, а также магазин с площадью торгового зала 55 кв. метров, расположенный в ЦАО города Москвы. Фирма подавала сведения о постановке на учет в качестве плательщика ТС по месту нахождения магазина в инспекцию ФНС России № 4 по городу Москве.

Сумма ТС за IV квартал 2021 года составила 28 350 рублей по палатке и 54 300 рублей по магазину. Сбор за IV квартал 2021 года по двум торговым объектам ООО «Лето» должно было уплатить в срок до 25 января 2022 года. При этом сбор нужно было перечислить по реквизитам инспекции ФНС России № 4 по городу Москве двумя платежными поручениями, поскольку в них фиксируются разные коды ОКТМО:

  • на сумму 28 350 рублей по палатке, которая находится в ЗАО города Москвы, код ОКТМО — 45317000;
  • на сумму 54 300 рублей по магазину, находящемуся в ЦАО города Москвы, код ОКТМО — 45374000. 
Расчет торгового сбора

Существует общее правило, согласно которому плательщики ТС рассчитывают сумму сбора самостоятельно. Делается это при постановке торгового объекта на налоговый учет. Сразу же в уведомлении по форме № ТС-1 в поле 4.6 указывается сумма ТС, которую и будут в дальнейшем платить (п. 1 ст. 416, п. 1 ст. 417 Налогового кодекса РФ).

В случае изменения характеристик торгового объекта сумма сбора меняется, при этом в форме № ТС-1 делают новый расчет (п. 2 ст. 416 Налогового кодекса РФ). Эти изменения учитываются налоговой инспекцией в следующем порядке (п. 3.2 письма ФНС РФ от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@):

  • если показатели увеличились, то с начала того квартала, в котором произошли изменения;
  • если показатели уменьшились, то со следующего квартала.

Если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем не подавалось уведомление о постановке в налоговую инспекцию в качестве плательщика ТС или подавались недостоверные сведения, то сумму сбора рассчитает инспекция на основе полученных от органов власти данных. В Москве такие данные налоговым органам может предоставить Департамент экономической политики и развития города Москвы (п. 3 ст. 417, пп. 1, 2 ст. 418 Налогового кодекса РФ, ст. 4 Закона города Москвы от 17.12.2014 № 62, п. 4.20 положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 № 210-ПП).

В общем виде формулу для расчета ТС можно представить следующим образом: ТС = Ст х Фз, где

Ст – установленная ставка сбора;
Фз – фактическое значение физической характеристики торгового объекта.

Сумма торгового сбора согласно п. 1 ст. 415 Налогового кодекса РФ определяется исходя из ставки либо на торговый объект в целом, либо на один кв. метр площади торгового зала (розничного рынка).

На торговый объект в целом ставка в соответствии со ст. 2 Закона города Москвы от 17.12.2014 № 62 будет установлена, если деятельность ведется через:

  • стационарные торговые объекты с залами до 50 кв. метров включительно;
  • нестационарные торговые объекты;
  • стационарные торговые объекты без залов, помимо АЗС.

В этом случае сумма взноса будет равна размеру ставки по этим торговым объектам.

Если продажи осуществляются через стационарные торговые объекты с залами свыше 50 кв. метров, то применяется ставка на один кв. метр площади торгового зала (п. 3 ст. 415 Налогового кодекса РФ, ст. 2 Закона города Москвы от 17.12.2014 № 62). Площади, на которых расположено торговое оборудование, а также оборудование для обслуживания покупателей, рабочие места, арендуемая часть зала тоже должны быть учтены (п. 5 ст. 415, пп. 5 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ). Не берутся в расчет административно-бытовые и подсобные помещения, а также помещения, в которых не ведется обслуживание покупателей, но хранится товар (п. 5 ст. 415, пп. 5 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ).

Организаторами розничных рынков также применяется ставка на один кв. метр площади. Причем учитывается вся площадь рынка, даже если для торговли используется лишь ее часть (п. 4 ст. 415 Налогового кодекса РФ, ст. 2 Закона города Москвы от 17.12.2014 № 62, письмо Минфина РФ от 15.07.2015 № 03-11-10/40730). Как уже отмечалось, ставка ТС для розничных рынков каждый год подлежит индексации на коэффициент-дефлятор (п. 4 ст. 415 Налогового кодекса РФ).

Сумма сбора согласно пункту 1 ст.412 НК РФ не будет зависеть от количества произведенных операций или дней ведения торговли так же, как и от суммы полученного дохода.
Приведем пример расчета торгового сбора. Общество с ограниченной ответственностью «Лето» продает товары в розницу через объекты торговли — палатку, находящуюся в ЗАО города Москвы, а также магазин с площадью торгового зала 55 кв. метров, расположенный в ЦАО города Москвы.

Согласно статье 2 Закона города. Москвы от 17.12.2014 № 62 ставки сбора по этим объектам установлены следующие:

  • по палатке — 28 350 рублей;
  • по магазину — 1 080 рублей за кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, плюс 60 рублей за кв. метр площади торгового зала, которая превышает 50 кв. метров.

За IV квартал 2021 года сумма торгового сбора по данным объектам составила:

  • по палатке — 1 x 28 350 руб. = 28 350 рублей;
  • магазину — (50 кв. м x 1 080 руб.) + (5 кв. м x 60 руб.) = 54 300 рублей. 

Обсуждение

Войдите, что бы комментировать.