Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Учет пожертвований в некоммерческой организации

Над статьей работали:

Получение некоммерческой организацией (НКО) денежных средств и иного имущества необходимо оформить документально и отразить в бухгалтерском учете. Как учесть пожертвования и как они влияют на расчет налогов — читайте в статье.

Документальное оформление пожертвований

Пожертвование – это дарение вещи или права в общеполезных целях. В рамках благотворительности и пожертвований некоммерческой организации можно передавать деньги, товары, иное имущество, объекты интеллектуальной собственности, права, выполнять работы или оказывать услуги.

На получение пожертвований некоммерческой организации не требуется дополнительного согласия или разрешения. При этом НКО вправе отказаться от принятия пожертвования, если прямое предназначение последнего прямо противоречат целям осуществления деятельности, предусмотренным уставом некоммерческой организации.

Пожертвования разделяют на два типа: на уставную деятельность — это те средства, которые некоммерческая организация может сама потратить в рамках своей обычной или программной деятельности, а целевые пожертвования – деньги на какую-то из конкретных программ или определенные цели.

Передавая имущество или денежные средства, благотворитель может установить точное назначение использования этих активов. Для выполнения этого условия НКО должна вести обособленный учет всех операций по использованию данного имущества.

Для документального оформления пожертвований необходим договор о безвозмездной помощи, в котором установлены условия и цели ее передачи, а также первичные документы, подтверждающие передачу помощи НКО. Это могут быть товарные накладные или акты приема-передачи. Для снижения налоговых рисков благотворителя можно оформить дополнительные документы, как то:

● письмо потенциального получателя с просьбой о благотворительной помощи;
● приказ о проведении благотворительности, из которого понятны цели, форма помощи, сроки исполнения, ответственные лица, там же – реквизиты письма получателя;
● документы о том, что некоммерческая организация приняла на учет благотворительную помощь, например, копии приходных накладных;
● отчеты, акты или другие документы о целевом использовании помощи.

Без этих документов инспекторы могут посчитать, что компания передала имущество безвозмездно, а не в рамках благотворительной помощи. А при безвозмездной передаче нет освобождения от НДС и нет права на инвестиционный налоговый вычет.

НДС и налог на прибыль при получении пожертвований

Получение денежных средств от благотворителей не облагается НДС: эта хозяйственная операция не признается объектом обложения. При передаче пожертвования отсутствует факт реализации. Важно отличать благотворительность от безвозмездной передачи товаров, которая облагается налогом в общем порядке.

Благотворительная помощь подразумевает действия в целях, которые поименованы в законе о благотворительной деятельности. Это может быть социальная поддержка граждан, оказание помощи, содействие решению социальных проблем, охрана окружающей среды и прочие цели. Безвозмездная передача имущества, облагаемая НДС, чаще всего выполняется между коммерческими структурами для реализации бизнес-целей.

Второй важный аспект применения налоговой льготы по НДС — определение целей пожертвования. Налоговое законодательство устанавливает обязательство использовать полученные средства на цели, поименованные в законе о благотворительной деятельности и благотворительных организациях. Диапазон направлений расходования средств широк: от научных исследований до патриотического воспитания.

Правила учета пожертвований для целей расчета налога на прибыль установлены Налоговым кодексом РФ. Для того чтобы полученные средства и имущество не учитывались в налогооблагаемой базе, необходимо выполнение двух обязательных условий.

Условие 1. Организация — получатель средств должна вести раздельный учет доходов и расходов, произведенных в рамках благотворительного финансирования. Для этого НКО должно разработать и утвердить в учетной политике специализированные регистры, в которых будут фиксироваться все хозяйственные операции с целевым финансированием. Применение этих регистров должно отражать достоверную информацию об источниках и направлениях расходования средств (использования активов).

Условие 2. Полученные пожертвования должны расходоваться только на цели, установленные договором о безвозмездной помощи НКО. Поэтому важно детально прописать направления и условия расходования средств в соглашении с благотворителем. Также необходимо зафиксировать сроки осуществления затрат, порядок оформления отчетности и правила возврата неизрасходованных сумм.

При несоблюдении этих условий средства будут рассматриваться как подлежащие налогообложению в общем порядке.

УСН-налог при получении пожертвований

Российское налоговое законодательство предоставляет некоммерческим организациям определенные льготы, позволяющие им не учитывать пожертвования в качестве доходов. Это относится как к денежным средствам, так и к имуществу или имущественным правам, которые направлены на благотворительные цели.

Однако для того чтобы воспользоваться этой льготой, НКО должна выполнить определенные условия и предоставить соответствующую документацию. Аналогично требованиям по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль необходимо оформить договоры, письма, акты, отчеты и иные обязательные документы. Они подтвердят факт получения пожертвований и проконтролируют правильное расходование этих средств на уставную деятельность.

Если НКО не соблюдает данные условия признания пожертвований как благотворительных средств, то они будут принудительно учтены в качестве дохода. Поэтому особую важность имеет своевременное и правильное оформление всех необходимых документов.

Система налогового законодательства, предоставляющая данную льготу НКО, имеет целью поддержать их благотворительные и общественно значимые проекты. Это создает стимул для физических и юридических лиц внести пожертвования, зная, что они не будут облагаться налогами.

Таким образом, если НКО стремится использовать льготы налогового законодательства в отношении пожертвований, необходимо осознавать важность правильного документального оформления всех операций средствами благотворительности. Это поможет избежать неприятных последствий в виде принудительного учета пожертвований как дохода.

Бухгалтерские проводки при поступлении пожертвований

В соответствии с правилами, установленными для отражения целевого финансирования в бухгалтерском учете, некоммерческие организации учитывают операции с пожертвованиями благотворителей с использованием счета 86. При этом схема проводок, а также применяемые субсчета и реквизиты будут зависеть от положений учетной политики некоммерческой организации.

В общем случае при получении пожертвований в учете необходимо отразить следующие записи:

Дебет 76 Кредит 86 – начислено целевое поступление по договору пожертвования;

Дебет 51 (50) Кредит 76 – поступило целевое финансирование на расчетный счет (в кассу);

Дебет 08, 10, 58… Кредит 76 — поступление иных активов в рамках пожертвований.

Детализация проводок в бухгалтерском учете должна обеспечить выполнение требований законодательства о раздельном учете, поэтому необходимо предусмотреть реквизиты, связанные с целями использования средств, реализуемыми благотворительными программами и источниками поступления пожертвований. Один из инструментов детализации — это заведение дополнительных субсчетов к счету 86.

Использование средств целевого финансирования можно вести двумя способами: через затратные счета или напрямую на счет 86. Применяя счета затрат, расходование пожертвований отражается следующими проводками:

Дебет 20 (26) Кредит 10, 60, 70, 69… — отражение текущих затрат некоммерческой организации (материалы, поставщики, зарплата, отчисления в фонды) за счет благотворительных средств;

Дебет 86 Кредит 20 (26) — текущие затраты списаны за счет пожертвований.

При отказе от затратных счетов учет текущих расходов отражается напрямую на счете 86:

Дебет 86 Кредит 10, 60, 70, 69 — операционные затраты.

Применение выбранной схемы бухгалтерского учета необходимо закрепить в учетной политике некоммерческой организации.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь